"Самым высоким своим званием я считаю звание коммуниста."

Маршал Г.К. Жуков

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ: КАК ПОМОЧЬ ПРЕДПРИЯТИЯМ ПРЕОДОЛЕТЬ КРИЗИС?



24 – 26 ноября на базе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации состоялся Международный экономический форум «В поисках утраченного роста» с участием представителей Правительства, Государственной Думы, банковского и промышленного сектора, а также ведущих российских и зарубежных ученых. Участники дискуссии отметили негативные тенденции в российской экономике – снижение объемов ВВП, продолжающуюся сильную импортозависимость российской экономики, возвращение из небытия «кризиса неплатежей», невыполнение планов по целевому финансированию производства. По приглашению руководства Университета с докладом «Проблемы импортозамещения в некоторых стратегически важных отраслях экономики» на форуме выступил кандидат химических наук, научный сотрудник ИБХФ РАН, помощник депутата Государственной Думы В.Г. Соловьева Владимир Анатольевич Волков.

 

Уважаемые коллеги!

В своем выступлении я хотел бы представить вниманию аудиториисвое видение, основанное на общении с рядом руководителей предприятий, рядапроблем, как финансового, так и нефинансового характера, преодоление которых способствовало бы укреплению независимости России в некоторых стратегически важных отраслях экономики.

Сейчас уже у нас нет тех финансовых инвестиционных ресурсов, которые были чуть больше года назад. При этом вызывает недоумение то обстоятельство, что государственная поддержка коммерческих банков во много раз превышает поддержку промышленности, хотя все должно быть с точностью до наоборот.

Для обеспечения суверенитета, экономической и военной безопасности России, в первую очередь, наряду со станкостроением и радиоэлектронной промышленностью, мы должны быть способны обеспечить потребности внутреннего рынка в сфере продовольствия и лекарственных средств, являющихся, по сути, основными группами товаров первой необходимости.

На сегодняшний день в РФ в различных отраслях производства имеется существенное количество предприятий, выпускающих продукцию, которая в целом востребована в стране, но в силу ряда причин за последние 30 лет объем ее производства существенно снизился. В сжатые сроки возможно восстановить объемы производства такой продукции и при этом существенно поднять ее качество до уровня не ниже иностранных аналогов.

Необходим переход от программ поддержки к программам развития предприятий. По ним должны реализовыватьсяв мобилизационном ключе небольшие проекты из реального сектора с высокой востребованностью производимой продукции(по результатам независимой экспертизы). Плюсами в такой программе являются: гарантированно высокий результат за короткое время – 1 год максимум, минимальное финансирование, т.к. продвигаются лучшие предприятия с наличием производственного опыта, современного качества продукции и ее безопасностью. Хороший эффект могло бы иметь создание государственной корпорации, объединяющей перспективные малые и средние инновационные предприятия, с целью интеграции потенциала государства и бизнеса по агрессивному вытеснению иностранной продукции рыночными методами и продвижению российских товаров за рубежом.

В случае существенного отличия по качеству российских товаров от импортных отраслевые НИИ должны получать государственные задания на проведение НИОКР для ликвидации отставания с последующим внедрением разработок в производство на базовом специализированном предприятии.

Отметим, что эффективность существующей сейчас грантовой системы поддержки фундаментальной и прикладной науки чрезвычайно низка.Она не ориентирована на конечный результат, за который никто не несет никакой ответственности, не привязана к решению производственных задач и сильно коррумпирована.

Предприятиям России необходима национально ориентированная политика в области стандартов. Сейчас на уровне Правительства вводятся европейские и американские стандарты производственной практики. В частности, 916-й приказ Минпромторга, регулирующий вопросы организации фармацевтического производства, является дословным переводом американского стандарта GMP. С одной стороны, мы пытаемся привести нашу фармпромышленность в соответствие западным стандартам. Но, делая эти стандарты обязательными, никто не учел, что они были разработаны не столько с целью гарантировать качество, сколько ограничить конкуренцию в отрасли и не допустить появление новых производителей. В результате цены на лекарства могут возрасти в несколько раз, снизится ихконкурентноспособность, возникнут проблемы с контролирующими органами. Поэтому подтверждение соответствия GMP должно быть добровольным, а внутренние российские правила надлежащего производства адаптированы к российским условиям под задачи импортозамещения и создания новых производств «с нуля». Мы должны, как и раньше, иметь систему собственных ГОСТов, требованиям которых должны соответствовать все российские и иностранные производители.

Для быстрого подъема экономического потенциала страны целесообразно усиление влияния государства в торговой сфере, в частности, введение приемлемых предельных сроков отсрочки платежа за поставленный товар. Так, в фармацевтической сфере дистрибьюторы и аптечные сети сейчас устанавливают 6-месячные отсрочки, что ставит производителей в очень трудное положение. Возможно, будет целесообразно воссоздание элементов системы государственных закупок.

В условиях жесточайшего давления, начавшегося, когда мы наконец-то стали отстаивать свои интересы в мире, когда стоит вопрос, выдержим мы этот натиск или нет, совершенно недопустимо, чтобы специалисты, работающие в государственных организациях, в частности, отраслевых НИИ, в силу исторических причин имеющих определенное влияние на производителей, занимались продвижением на российском рынке иностранной, а не отечественной продукции. Ситуация, когда медицинские, фармацевтические и ветеринарные работники получают у представителей иностранных фармкомпаний отчисления от сумм продажи препаратов, общеизвестна. Такая практика наносит ущерб интересам страны и ее граждан, и необходимо продумать действенные механизмы ее пресечения. Когда дело касается будущего страны, мы должны отбросить все либеральные стереотипы. Скажем, почему бы в ответ на санкции не ввести запрет на рекламу товаров иностранного производства на телевидении? Если товар незаменим на российском рынке, он и без рекламы найдет своего покупателя. Но реклама в известной степени формирует предпочтения потребителя, введение таких мер было бы хорошей преференцией для отечественных предприятий.

В условиях кризиса крайне важно, чтобы контролирующие органы занимались предотвращением конкретно тех нарушений, которые могут создавать угрозу качеству продукции и интересам граждан и государства. К сожалению, очень часто при проведении проверок по формальным признакам, связанным, например, с ведением документации, к предприятиям применяются несоразмерные санкции, вплоть до остановки производства. Действующая нормативно-правовая база у нас сейчас такова, что при желании можно на вполне законных основаниях закрыть все предприятия на территории Российской Федерации.

В ряде регионов, в том числе в моей родной Тверской области, для всех предприятий, в особенности для энергоемких производств, серьезной проблемой, в ряде случаев делающей производство нерентабельным, являются высокие тарифы на электроэнергию, причем введение двухставочных тарифов привело к тому, что их максимальные значения устанавливаются на часы пиковой загрузки производственных мощностей. Руководитель крупной группы предприятий недавно привел данные, согласно которым, таким образом, киловатт-час электроэнергии им обходится около 5 рублей при себестоимости на Калининской АЭС 25 копеек. Из этой суммы генерирующей организации достается только 1 рубль, 2 рубля – распределительным сетям, а еще 2 рубля идут неизвестно куда. Частично эту проблему можно было бы решить путем внесения изменений в законодательство, которые разрешили бы генерирующим организациям заключать с предприятиями договоры о прямых поставках электроэнергии. Размещая производство вблизи генерирующих мощностей, предприятия получили бы новые возможности для развития.

В ряде случаев большие проблемы для предприятий создают противоречия и пробелы в нормативно-правовой базе. В частности, для фармацевтической промышленности они образовались после принятия в 2010 г. нового ФЗ-61 «Об обращении лекарственных средств», в том числе в связи с обязательным внесением в реестр фармацевтических субстанций. Это ведет к монополизации рынка и резкому удорожанию некогда дешевых и общедоступных лекарств.

Идет много дискуссий по поводу того, должно ли государство вмешиваться в экономику и какова должна быть его роль? Из всего вышесказанного следует, что без системообразующей роли государства задача реиндустриализации страны эффективно и в необходимые сроки решена быть не может. Вместе с тем, любое вмешательство должно быть целеориентированным, взвешенным и системным. Эффективность работы любого государственного служащего, деятельность которого имеет хоть какое-то отношение к производству, должна оцениваться по динамике показателей предприятий, с которыми связан его участок работы.

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Видео КПРФ

КПРФ за прямые выборы главы города Тверь. Кто же против?


Нелидовская беда. Вадим Соловьев встретился с жителями Нелидово


Коммунисты проводят народный праймериз


Мы в интернете

КПРФ в России

Календарь новостей