ЗАКОН, ЗАРЫТЫЙ В ЗЕМЛЮ

16:57, 15 май 2017
1 637
0
Закон о предоставлении земельных участков многодетным семьям под ИЖС в Тверской области не работает. К такому выводу пришли представители фракции КПРФ в Законодательном Собрании Тверской области.

Недавно на заседании постоянного комитета областного Заксобрания по аграрной политике и природопользованию народные избранники вновь обсуждали реализацию регионального закона «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области» (№75-ЗО), принятого еще в 2011 году. (Напомним, что законом определяются основные критерии для предоставления бесплатного земельного участка: совместное проживание с родителями трёх и более детей, в том числе усыновлённых, и пятилетний срок регистрации в Тверской области. Площадь выделяемой земли для индивидуального жилищного строительства — от 10 до 15 соток, для ведения личного подсобного хозяйства — от 15 до 25 соток). В ходе обсуждения были названы причины, почему областной закон, что называется, завис.

Для начала – цифры статистики. По информации, представленной муниципалитетами, на учет в целях бесплатного получения земельных участков за время действия закона №75-ЗО было поставлено 7036 многодетных семей. Согласно предоставленной депутатам ЗС информации, за период с 2012 по 2016 гг. в собственность граждан предоставлено 4575 земельных участков общей площадью порядка 600 га. А теперь, внимание! Только  на 14 (!) участках из этого количества были построены дома, еще на 45 участков имеются объекты незавершенного строительства. Т. е., по назначению использовано всего 59 участков. Да, есть еще те участки, обладателям которых еще только выдано разрешение на строительство, или те, где владельцы ведут личное подсобное хозяйство. Но все они в совокупности составляют лишь 8% от выданной земли.

Почему так происходит? Ответ прост:  людям в границах того или иного муниципального образования дают участки, к которым не подведены ни свет, ни газ, ни вода, нет и благоустроенной улично-дорожной сети, не говоря уже о какой-то социальной инфраструктуре в виде детских садов, школ. Медпунктов и т. д.  Надо ещё учесть, что само строительство дома влетит в копеечку. Известно, что некоторые многодетные семьи, реализовав своё право на участок, затем его продают. К примеру, тысяч за 300. Чтобы купить жильё или землю там, где они хотят и могут себе это позволить.
Кстати, в прошлом году на одном из мероприятий Общероссийского народного фронта Президент Путин поддержал мнение одной из многодетных матерей, посетовавшей на то, что выделение земель многодетным семьям идет, как правило, без соответствующей инфраструктуры, что делает бессмысленным возведение на участке жилья.  «Мы не забываем про это, постараемся не только регионы подтолкнуть, но и условия для этого создать», - заверил тогда глава государства.

Но, перефразируя известную поговорку, до Бога – высоко, до – Президента далеко. А исполнители программы на местах – главы городов и районов, утверждают, что  в муниципалитетах благоустроенной земли попросту нет. Есть только бросовая земля, расположенная в таких местах, что туда можно добраться лишь на вездеходе, — на болотах, оврагах, за тридевять земель от любой инженерной инфраструктуры. Все привлекательные, пригодные для строительства земли находятся в частных руках. Взять, хотя бы Тверь: здесь для всех земля есть, а для многодетных семей нет! Для коттеджей богачей - пожалуйста, для торговых центров земля тоже находится, даже, в нарушение всех правил. А вот для такой категории граждан, как многодетные семьи, земли не осталось не только в областном центре, но и вблизи него. И даже на отдаленных от Твери территориях, можно сказать «выселках», возникают свои сложности. Скажем, в Бурашевском сельском поселении, нужны ещё и мелиоративные работы, так как людям дают землю фактически в болоте. Именно эти проблемы вызывают наибольшее количество жалоб многодетных семей, поскольку, как правило, участки формируются в местах, где всё нужно обустраивать заново, за границами существующих населённых пунктов. По мнению представителей самих многодетных семей, значительная часть ответственности лежит на органах власти, которые обязаны обеспечить не просто выделение земли, а создать необходимую инженерную инфраструктуру: подвести электричество, воду, газ, построить дороги и канализацию, а в некоторых случаях - детсады и школы.

Помимо Твери, большие проблемы с реализацией программы имеются в  Калининском, Кимрском, Конаковском, Осташковском и Торопецком районах, Удомельском городском округе, ЗАТО Озёрном. Здесь показатели сильно отстают от среднеобластных. Причины разные, вплоть до безалаберности местного руководства, в чём чистосердечно признался представитель Осташковского района. Этот муниципалитет из-за нерасторопности руководства не смог войти в программу по софинансированию  на подведение коммуникаций, по условиям которой регион дает 80 процентов финансовых средств, муниципальное образование – 20 процентов. (Всего на реализацию программы были предусмотрены бюджетные средства порядка 225 миллионов рублей. Деньги для нашей области немалые, но ими пока  воспользовались всего 13 муниципальных образований).

Впрочем, среди российских регионов есть положительные примеры реализации аналогичных региональных законов. В Санкт-Петербурге, например, не выдают земли и не покупают их в других регионах, а применяют другие меры социальной поддержки. Там выдается земельный сертификат на сумму 300 тысяч рублей, которым семья может воспользоваться именно для улучшения своих жилищных условий, это можно складывать с материнским капиталом. Аналогичные поправки готовятся принять парламентарии Московской области. Ярославская областная Дума приняла важные поправки в региональный закон «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», согласно которым жители региона, имеющие троих и более детей, независимо от места своей регистрации, имеют право получить землю в любом муниципальном районе, на территории которого расположен желаемый участок. По такому же пути пошли в Костромской области, где закон реализуется весьма успешно.  

Депутаты-коммунисты в Тверской области неоднократно поднимали тему формального подхода региональных чиновников к реализации данного закона. Так, фракция КПРФ еще в прошлом созыве Законодательного Собрания предлагала принять альтернативный закон, авторами которого были депутаты Т. К. Гагкаева и А. А. Истомин. Законопроект  четко регламентировал, каким требованиям должны соответствовать земли, выделяемые многодетным семьям под жилищное строительство. Это – обязательное наличие дорог с твердым покрытием, инженерной инфраструктуры, электроснабжения.

Депутаты от КПРФ были уверены:  Правительство Тверской области и новый губернатор И. М. Руденя  прекрасно понимают, что многодетным семьям необходимо выделять не абы какие земли, а  земли, пригодные для индивидуального жилищного строительства, отвечающие требованиям: обеспеченность инженерными сетями, близость к объектам транспортной и социальной инфраструктуры. Т.е. многодетным семьям нужна земля, на которой можно полноценно жить, воспитывать детей, посещать дошкольные учреждения, школы, родителям – иметь возможность работать. Выделение земли в поле, где, нет условий для достойного проживания, не решает проблемы.

Но, к сожалению, депутаты-коммунисты ошиблись в здравомыслии главы региона и его министров: их законопроект Игорь Руденя отклонил. А это значит, что хоть  земля впредь и будет выделяется молодым семьям, то освоение этой земли остается под большим вопросом. Что подтверждается вышеприведенной статистикой. Поэтому, весь процесс очередного обсуждения реализации закона №75-ЗО на заседании комитета по аграрной политике и природопользованию областного Заксобрания вызывал у коммунистов, мягко говоря, улыбку и, в некоторой степени, напомнил театральное действие, которое должно было продемонстрировать (какой уже раз!) мнимую заботу единороссов о многодетных семьях.
Комментарии (0)
Добавить
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив