Гудков уехал будить Россию

13:52, 02 октябрь 2013
1 722
0
Стартовала инициированная депутатом Госдумы Дмитрием Гудковым кампания по возвращению прямых выборов мэров городов России. Беспартийный парламентарий вместе с коллегами из «Справедливой России» — Ильей Пономаревым, Сергеем Дорониным и Валерием Зубовым — внесли законопроект, который делает обязательным всенародное избрание глав крупных муниципальных образований по системе в два тура.

Дата первого чтения документа в Госдуме еще не определена. Пока же Гудков, привлекая внимание к проблеме в регионах, ищет инициативные группы для проведения местных референдумов. Тур по городам начался на прошлой неделе с Рязани и Тамбова, в пятницу команда Гудкова посетила Нижний Новгород, в планах Челябинск, Саратов, Казань.

Вопрос о способах избрания мэров сейчас регулируется городскими уставами. Изменить их могут депутаты соответствующих представительных органов либо граждане на референдуме. У городов с конца 2012 года есть право проводить выборы в два тура, если ни один кандидат на мэрских выборах не набрал больше 50% голосов. Однако этой возможностью сейчас пользуется только Ярославль (на прошлой неделе от второго тура отказался Новосибирск, где выборы мэра пройдут в следующем году). Другие города согласны видеть во главе себя человека, обошедшего конкурента даже на 1%. Хотя все отлично понимают, что такое 1% голосов в условиях низкой явки и как его «нарисовать».

В городах Гудков встречается с журналистами, представителями партий, активистами и помогает в формировании инициативных групп. Депутат признает, что шансы на референдум хотя бы в одном городе крайне малы. И даже если референдум будет назначен, преодолеть порог явки в 50% — и вовсе из области фантастики. По задумке, движения за прямые выборы в ряде городов должны продемонстрировать запрос на изменения «снизу» и тем самым помочь подтолкнуть законопроект на федеральном уровне.

Напомним, что сейчас для российских городов предусмотрены три схемы отношений главы муниципального образования (мэра), гордумы и главы администрации (сити-менеджера). Первая — непрямые выборы. Гордума избирает мэра из числа своих депутатов, он же становится ее председателем и заключает контракт с сити-менеджером. Второй случай — прямые выборы. Мэр избирается народным голосованием, но все равно является председателем гордумы и заключает контракт с главой администрации (такая схема, например, в Екатеринбурге.) Наконец, третий вариант — выборы мэра прямые, но мэр становится главой администрации, а не председателем гордумы. Отдельный сити-менеджер в таком случае не нужен.

В теории «аполитичный» сити-менеджер — должность, гораздо более приближенная к «земле» и ресурсам. Глава администрации отвечает за разработку и исполнение бюджета, городское хозяйство, муниципальную собственность. В то время как мэр исполняет по большому счету представительские функции. Хотя у гордумы во главе с мэром есть возможность внести изменения в городской Устав и должность сити-менеджера упразднить. Что, кстати, и собирается сделать Евгений Ройзман в Екатеринбурге. Правда, если местная дума и одобрит уже внесенные поправки, изменения вступят в силу только на следующих выборах, в 2018 году.

Между тем российская практика показывает, что даже в городах, где существуют выборы глав, фигуры мэров крайне уязвимы. Люди, руководившие муниципальными образованиями, чаще других представителей власти подвергаются уголовным преследованиям. Причем зачастую это не зависит даже от политической принадлежности глав — дело в неизбежных конфликтах, ведь на данном уровне решаются наиболее деликатные вопросы: приватизация имущества, застройка территорий. А мэры, в отличие от губернаторов, не имеют надежного прикрытия сверху.

В той же Рязани из пяти бывших градоначальников уголовные дела не заводились лишь на одного из них — Владимира Маркова. И то, судя по всему, из-за того, что он пошел на повышение — в Госдуму и «Газпром».
Бывший мэр Сыктывкара — единоросс Роман Зенищев сейчас находится в розыске по обвинению в превышении полномочий и взятке. Несколько недель назад суд заочно арестовал его.

В Щербинке (Новая Москва) мэр от КПРФ Олег Жишко находится под следствием, по требованию Следственного комитета его отстранили от должности и после этого вообще отменили выборы. Экс-мэр Томска Александр Макаров отбывает 12-летний срок в колонии.

За один президентский срок Медведева были по тем или иным основаниям наказаны главы как минимум 45 городов и поселков, которых принято считать оппозиционными, — подсчитал исследовательский центр «Политическая аналитика». Однако чаще всего победившим оппозиционерам предлагают вступить в «Единую Россию». И предложения в большинстве случаев принимаются: система бюджетных отношений в России мало какому муниципалитету позволяет проводить самостоятельную политику без встраивания в политико-финансовую вертикаль.

Печальный опыт показывает, что поход в исполнительную власть для оппозиции много опаснее, чем в законодательную.
За примером далеко ходить не надо — история Евгения Урлашова сегодня наиболее показательна. Впрочем, есть и другой, уже упомянутый вариант — а-ля Екатеринбург. Система, при которой формальный глава города стоит во главе гордумы, а пост наемного сити-менеджера сохраняется, — более безопасна. У Евгения Ройзмана меньше полномочий и, соответственно, меньше рисков повторить судьбу своего ярославского однопартийца.

Депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев утверждает, что коммунисты всецело поддерживают инициативу Гудкова и товарищей: «У нас даже в программе партии написано, что мы за прямые выборы мэров. Отлично, что эсеры еще раз подняли эту проблему. К сожалению, в системе, сложившейся при «Единой России», избранному мэру работать чрезвычайно тяжело, на местах по избранным руководителям катком едут. Против 15 — 17 наших мэров были возбуждены уголовные дела. Одними прямыми выборами мэров эту систему изменить не удастся, но инициатива правильная».

Представители этой системы, естественно, убеждены, что законодательство следует оставить прежним: мол, пусть города решают сами. Политологи же сходятся во мнении: прямые выборы понятнее и эффективнее.

«Оппозиция предлагает формулу, максимально для себя удобную (потому что шансы победить во втором туре выше) и при этом универсалистскую, — прямые выборы губернаторов, прямые выборы мэров. А власть предлагает формулу, максимально удобную для себя, но при этом не универсалистскую, — каждый раз по-разному», — говорит президент Центра политических технологий Игорь Бунин.

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко полагает, что «возможны и та, и другая модель, но по сравнению с ситуацией, когда есть сити-менеджер, которого мало кто знает, система прямых выборов мэра просто эффективнее».

http://www.novayagazeta.ru/politics/60246.html

Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт.
Комментарии (0)
Добавить
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив