Чиновников-коррупционеров проверят в обязательном порядке

12:41, 30 октябрь 2013
1 491
0
Единороссы решили законодательным образом унифицировать систему "учета коррупции", ужесточить систему госзакупок и ввести дополнительные основания для проверок имущества чиновников на соответствие их доходам. Блок поправок вчера внесла в Госдуму глава комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая ("Единая Россия"). Эксперты указывают, что для реальной борьбы с коррупцией нужно не только ужесточать законы, но и применять их на практике.

Ирина Яровая внесла в Госдуму законопроект, который должен обеспечить "неотвратимость наказания" за коррупционные преступления. Так, в законе "О противодействии коррупции" госпожа Яровая предложила указать 41 деяние, которое может быть причислено к коррупционным. Среди них оказались служебный подлог (ст. 292 Уголовного кодекса) и вынесение заведомо неправосудного решения суда (ст. 205 УК) — в случае, если они совершаются с использованием служебного положения и из корыстных побуждений. Установленный законом перечень коррупционных преступлений, считает единоросс, позволит создать "унифицированную систему учета уровня коррупции". 

Уголовный кодекс Ирина Яровая предложила дополнить ст. 164.1, выведя в отдельный состав преступления "хищение бюджетных средств, а равно финансовых активов государственной компании или корпорации". Если преступление будет совершено организованной группой, при выполнении контракта по гособоронзаказу или в особо крупном размере (от 6 млн руб.), то по этой статье может грозить срок от 7 до 15 лет со штрафом от 3 до 5 млн руб. и лишением права занимать определенные должности до 12 лет. Глава российского отделения Transparency International Елена Панфилова отметила, что "есть составы коррупционных преступлений, которые требуют более точного определения, и сейчас это начинает находить свое отражение". Но, как заявила она "Ъ", непонятно, кто будет использовать новое законодательство. Толку от ужесточения наказания не будет, пока "законодательство не реализуется на практике", заявила "Ъ" юрист проекта "Роспил" Любовь Соболь. А появление новых статей в УК, считает она, может привести к "коллизии", поскольку новая ст. 164.1 может применяться в тех же случаях, что и ст. 160 ("Присвоение и растрата") и ст. 285 ("Злоупотребление должностными полномочиями"). 

Отдельный блок поправок — во вторую часть Гражданского кодекса и закон о федеральной контрактной системе — касается системы государственных и муниципальных закупок. Их объем, как отметила Ирина Яровая, в 2012 году составил свыше 6 трлн руб., и именно в этой сфере "в рамках договорных отношений" в основном осуществляется хищение бюджетных средств. Госпожа Яровая предлагает сделать обязательным указание в контракте на поставку товаров или услуг "сведений о субподрядчиках" и "оснований перехода права собственности на товар от производителя к поставщику" (если подрядчик не выполняет работу лично). Ответственность за несоблюдение этого требования будет установлена в Кодексе об административных правонарушениях — в размере двукратной стоимости "товаров, работ, услуг, которые явились предметами административного правонарушения". 

Наконец, Ирина Яровая предлагает усовершенствовать закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих госдолжности, и иных лиц их доходам". Она предлагает дополнить перечень основания для проверок чиновников и депутатов "информацией" от правоохранительных органов о том, что лицо является "подозреваемым либо обвиняемым в совершении коррупционного преступления". То есть в случае возбуждения уголовного дела "одновременно будет запускаться проверочный механизм соответствия расходов данного лица его доходам". Сейчас основанием для проверки, которая грозит лишь дисциплинарными санкциями, может быть только "достаточная информация" от ряда уполномоченных органов, включая федеральные СМИ, Общественную палату и руководство партий. 

Госпожа Яровая не предлагает ничего кардинально нового в борьбе с коррупцией, уверен депутат Госдумы, глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев. По его мнению, эффективным средством борьбы с коррупцией может стать только высшая мера наказания за ущерб, нанесенный в особо крупном размере, конфискация всего нажитого имущества и уголовная ответственность за несоответствие расходов должностного лица его доходам. Последняя мера заложена в так и не ратифицированной Россией ст. 20 Конвенции ООН против коррупции. "Если мы даже смертную казнь введем, но она будет применяться только к мелким жуликам, никакого снижения уровня коррупции не произойдет. Без соответствующей политической воли это невозможно",— уверена Любовь Соболь. 

Максим Ъ-Иванов, Сергей Ъ-Горяшко
 
Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт.
Комментарии (0)
Добавить
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив