Сказка о президенте и священной корове

14:45, 06 ноябрь 2013
1 561
0

Жила-была корова. Паслась на лугу. Пастухи звали корову Конституцией, и всем, кто осмеливался проронить неуважительное «а, может, пора её... это самое?», давали по рукам: «Как можно? Она же не простая корова, а Священная!»

А потом главный пастух утратил почтение к святости животного. И пошло, и поехало...

В ноябре 2008 года по инициативе президента (тогда он назывался «тандемом») за две недели, без проведения парламентских слушаний, без широкой общественной дискуссии парламент, сделав многозначительное лицо, принял, а регионы молча одобрили первый закон о поправках в Конституцию: срок президентских полномочий был увеличен с 4 до 6 лет, думских - с 4 до 5 лет, правительство обязали ежегодно отчитываться перед Госдумой. Поправить пришлось 3 статьи Конституции - как бы слегка, как бы чуть-чуть...

Аппетит приходит во время еды.

Сейчас Корова трясется мелкой дрожью. Месяц назад президент предложил парламенту принять законопроект о внесении изменений сразу в 9 статей Конституции: им, президентом, принято политическое решение вместо двух высших судебных инстанций, Верховного и Высшего Арбитражного суда, создать одну - новый Верховный суд, убрав из Конституции всякое упоминание не только о ВАС, но и об арбитражном законодательстве вообще. Думский Комитет по конституционному законодательству уже рекомендовал палате одобрить инициативу президента в первом чтении на пленарном заседании 12 ноября. На внесение поправок ко второму чтению тот же комитет предлагает дать всего 3 дня. Значит, в течение двух ближайших недель дело Госдумой будет сделано. Потом его столь же споро сделает Совет Федерации, потом две трети регионов скажут свое слово, и мы заранее знаем, какое...

Парламентских слушаний с участием широкого круга экспертов и политиков в Госдуме по этой теме не проводилось. И «круглых столов» тоже.

Может быть, предложения президента бесспорны и обсуждать их нет никакого смысла? Нет. Заседание «Открытой трибуны» - единственное публичная дискуссия в узком кругу

http://www.mk.ru/social/justice/article/2013/10/17/932403-veduschie-yuristyi-stranyi-prosyat-putina-ne-razrushat-poleznoe-v-sudah.html

- было показательным: текст, рожденный в Кремле, по-разному трактовали бывший глава КС, советник президента и бывший глава ВАС, зам нынешнего главы ВАС, замглавы ВС, судья ВС в отставке... И все они как заклинание повторяли: «Арбитражные суды - более современные и независимые, чем суды общей практики, не потерять бы их в пылу реформирования!» И говорили, что хорошо бы посмотреть, что будет написано в сопутствующих законопроектах (а сам президент честно признался: потребуется переписать 28 действующих законов, 11 из них - конституционные), и лишь потом принимать окончательное решение...

Но сомнения не мучают большинство членов Комитета по конституционному законодательству - достаточно ознакомиться с текстом одобренного ими заключения, чтобы убедиться в этом. «Арбитражные суды и суды общей юрисдикции, обладая пересекающейся компетенцией, одновременно могут рассматривать очень похожие гражданские дела и руководствуются одними и теми же нормами гражданского законодательства», но «нередко» применяют эти нормы «несколько по-разному», говорится в документе. «Назрела необходимость... унификации судебной практики двух разных ветвей судебной власти и это - главная цель предлагаемой реорганизации». «Унификация судебной практики» - единственный аргумент в пользу ликвидации ВАС, приведенный президентом. Депутатам он показался достаточным.

«Почему нельзя обеспечить унификацию судебной практики, просто собрав общий пленум высших судов страны?»- спросил на заседании комитета Вадим Соловьев (КПРФ). Ответа он не получил. Да и получить его было не у кого: никто из Администрации президента не счел нужным прийти на заседание Комитета.

Но если объединение ВС и ВАС хоть как-то объясняется, то ещё одна новация остается не объясненной НИКАК. А ведь одновременно президент хочет переписать и статью Конституции, касающуюся порядка назначения прокуроров областей и республик: сейчас они назначаются Генпрокурором по согласованию с региональными властями, и освобождаются от должности им же, а будут назначаться президентом по представлению Генпрокурора, согласованному с регионами, и отправляться в отставку им же. Зачем это нужно?

В обосновании к законопроекту об этом - ни слова. В заключении Комитета по конституционному законодательству - тоже.

Может, правительство знает или понимает больше? В отзыве за подписью вице-премьера Сергея Приходько кратенько излагается суть предложений президента по судам - без их оценки, а про прокуратуру написано лишь, что предлагается изменить «порядок назначения на должность отдельных прокуроров». И финал: «На основании изложенного правительство РФ законопроект поддерживает». На основании чего изложенного? И почему поддерживает?

Кстати, о птичках: новый Верховный суд должен переехать в Петербург. В какую копеечку это обойдется стране? Президент об этом не говорит. А депутаты - не спрашивают.

Корове нынче 20 лет. Круглая дата. В Госдуме в честь именинницы поют песни, читают лекции, грядут большие торжества - приёмы, награждения...

Но если так пойдет дальше, то до следующей круглой даты наша корова не доживет. Она превратится в глубокого инвалида - бесхвостое, одноглазое, трехногое и безухое животное, которое останется только добить.

Из жалости - чтоб не мучилось.

 
Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт.
Комментарии (0)
Добавить
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив