Муниципалам не дадут денег, но расширят полномочия

11:09, 07 ноябрь 2013
1 562
0

8 ноября в Суздале пройдет I Всероссийский съезд муниципальных образований. Ожидается, что в работе съезда примут участие глава государства Владимир Путин, а также многие высокопоставленные чиновники. Среди них — зампредседателя правительства Дмитрий Козак, министр регионального развития Игорь Слюняев, генеральный прокурор Юрий Чайка, председатель Всероссийского совета местного самоуправления, первый зампредседателя фракции «Единой России» в Государственной думе Вячеслав Тимченко, губернаторы Светлана Орлова и Александр Хорошавин. Под вопросом участие министра финансов Антона Силуанова и министра экономического развития Алексея Улюкаева. 

— Мы сейчас формируем новую публичную власть, новый институт, и на этом пути нам предстоит проделать очень много важных и нужных шагов. Да, сегодня создана база. Но без воплощения и реализации на практике законы — мертвый предмет. Без осознания людьми, что они являются властью, никакие законы работать не будут. Для этого должны пройти изменения в сознании. Чтобы люди воспринимали своим не только свою собственность, но и то, что их окружает, — двор, улицы, родной город, — рассказал «Известиям» председатель Всероссийского совета местного самоуправления, первый зампредседателя фракции «Единой России» в Государственной думе Вячеслав Тимченко. 

Всего в съезде примет участие порядка 500 делегатов — представителей всех федеральных округов страны. По итогам будут сформированы предложения, которые впоследствии будут оформлены законодательно. 

Так, в частности, вопрос финансирования в проекте итогового документа съезда (есть у «Известий») предлагается решать в трех направлениях. Первое — это межмуниципальное сотрудничество по вопросам финансирования отдельных программ и направлений. Также рассматривается возможность наделения органов местного самоуправления правом собирать налоги. Наконец, традиционное для нашей страны софинансирование из федерального бюджета. При этом довольно существенно предлагается расширить полномочия муниципалов. В частности, им передаются контрольно-надзорные функции в сфере строительства, транспорта, экологии, ЖКХ. Предлагается сформировать при муниципальных и органах местного самоуправления структурные подразделения, которые будут обладать правом проверок структур, осуществляющих строительство, оказывающих транспортные и прочие услуги. В случае отказа муниципалы смогут составить административный протокол, который будет являться основанием для судебного разбирательства. 

— Отсутствие местного самоуправления — это ущербность для общества. Мы это проходили в советский период. История показала, что многие процессы произошли потому, что не было реально местного самоуправления. У нас очень хорошая Конституция, которая четко определяет разграничение уровней власти и наличие институтов публичной власти, в том числе наличие местного самоуправления, — подчеркнул Вячеслав Тимченко. 

Кроме того, появится Общероссийский антикоррупционный муниципальный центр с филиалами по всей стране. Главная его цель — разработка комплекса мероприятий по введению на муниципальном уровне антикоррупционных стандартов в виде единой системы запретов, ограничений, направленных на предупреждение коррупции должностных лиц, создание системы контроля за деятельностью управленцев со стороны граждан, формирование системы мониторинга общественного мнения о результативности муниципальной власти. 

— Конечная цель — дать регионам и муниципалитетам возможность наводить у себя порядок. Чтобы нарушения правил благоустройства влекли за собой ответственность, а ответственность мог установить региональный законодатель, — добавляет зампредседателя думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству, единоросс Дмитрий Вяткин. 

Между тем думская оппозиция обращает внимание на то, что представители федеральной власти неспроста обратили внимание на местную власть. Зампредседателя комитета по конституционному законодательству и госстроительству Госдумы, депутат от КПРФ Вадим Соловьев считает, что назревает очень серьезный кризис муниципальной власти.

— Если будут какие-то протестные акции и революция в России, она начнется не в трудовых коллективах, а именно в сфере ЖКХ из-за нерешенности коммунальных вопросов, которыми как снежный ком обрастают муниципалитеты. В регионах ситуация очень напряженная. Нет света, нет воды. Люди идут домой по темной улице, приходят домой, а из крана течет вода цвета кофе. Нет аптек, приходится ездить за лекарствами в районный центр. Транспорт находится в критическом состоянии, — подчеркнул депутат.

Муниципалитеты, в которые руководители пришли, не чтобы «пилить бюджет и крышевать свой бизнес, а решать вопросы», обеспокоены и начинают ставить проблемы перед законодателями, вносят предложения по совершенствованию законодательства в Госдуму, продолжает Соловьев.

— Сейчас муниципальная сфера — самая близкая к гражданам власть, и на нее государство сбросило все социальные вопросы. Но при этом не позаботилось выделить на все это финансы. Сейчас в регионах наблюдается критическая ситуация, когда власти всё должны, но они очень мало могут сделать, потому что нет денег. Люди начинают обращаться за решением вопросов, а проблемы не решаются. Муниципалы просят оставить им только те функции, которые будут профинансированы, а не просто сказать — за ЖКХ, дороги отвечает муниципалитет, но деньги пусть сами ищут, — говорит коммунист.

Помимо проблем, чреватых социальными потрясениями, у власти есть и другие причины обратить внимание на муниципальные образования, уверен вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. Повышение внимания федеральных властей к муниципалам связано с тем, что центр все меньше надеется на региональную власть и на губернаторский корпус и ищет поддержки у граждан, к которым ближе всего представители муниципальных образований и органов местного самоуправления.

— Кремль перестал расценивать губернаторов как основу своей опоры не только потому, что существуют и нарастают проблемы с региональными бюджетами, губернаторской эффективностью. Центр убеждается в том, что опираться только на губернаторскую власть слишком ненадежно. И в связи с этим он ищет возможности для того, чтобы в качестве другой опоры использовать власть муниципальную. Но видит в ней не самостоятельное местное самоуправление, а, по сути, еще один подконтрольный уровень власти, — рассуждает политолог.

По мнению эксперта, центр понимает, что проблем на местном уровне еще больше, чем на региональном, поэтому выше потребность в более плотном взаимодействии с муниципальными органами власти и более плотном их встраивании в вертикаль. Однако из этого не следует, что те многочисленные требования, которые муниципалы традиционно выдвигают, в частности, связанные с расширением финансовой базы, будут реализовываться, предупреждает Туровский, поскольку центру не нужно усиливать финансово муниципальную власть, ему нужен контроль, связанный с пониманием того, что от муниципального уровня зависит гораздо больше в плане социально-политической стабильности, чем от уровня губернаторов.

— У меня есть опасение, что может произойти разговор слепых с глухими, поскольку формальное внимание уделяться будет, но вместе с тем каких-то уступок делать не будут, а центр будет демонстрировать внимание и говорить о повышении эффективности, понимая это прежде всего как эффективность вертикали, — заключает Туровский.

 

http://izvestia.ru/news/560205

Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт.

Комментарии (0)
Добавить
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив