Депутаты Госдумы прокомментировали скандал вокруг постановки оперы «Тангейзер»

13:32, 09 апрель 2015
1 348
0
Продолжает развиваться скандал вокруг постановки оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. Минкультуры начало проверку расходования государственных средств в театре, предложило постановщикам спектакля принести публичные извинения и внести в постановку соответствующие изменения.
 
Свою мнение по этому вопросу специально для канала «Информ-24» высказали первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов, заместитель руководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов, заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству, член фракции КПРФ Вадим Соловьев.

Михаил Емельянов: - Эта история стоит в том же ряду, что и история с Шарли. Всегда находятся маргинальные люди из числа искусства, журналистов, которые не могут прославиться действительно оригинальным подходом к произведению и начинают заниматься общественным эпатажем, просто переходя границы нравственности. Понятно, что в той редакции, в которой представлен «Тангейзер» в Новосибирске, он оскорбляет чувства верующих. Причем, зачем это делается, непонятно - кроме личных амбиций автора. Я думаю, что обществу надо не стесняться и ставить таких режиссеров на место, указывая границы дозволенного.
 
Оценивая действия Минкульта, парламентарий отметил:
 
Михаил Емельянов: - Они мягкие, как всегда. Я думаю, что нам надо создать какие-то более понятные правовые механизмы по воспрепятствованию появления, придания публичности подобного рода произведениям. Здесь не надо бояться особых разговоров о цензуре или о влиянии на творчество, потому что если у человека не хватает собственной внутренней культуры, чтобы понять, что он делает плохо – надо ему помогать это осознавать.
 

Ярослав Нилов: - Ситуация, связанная с Новосибирской оперой «Тангейзер» вызывает много вопросов, удивления и возмущения. С самого начала, когда я только увидел сам плакат с изображением раздвинутых ног голой женщины, где изображено распятие Христа – это казалось верхом цинизма, кощунства. И абсолютно непонятна достаточно спокойная, молчаливая и осторожная реакция представителей разных христианских организаций и просто верующих людей. Местный архиерей написал соответствующее обращение в прокуратуру, и тут же началась обратная волна протестов, направленных на то, чтобы защитить этого творческого деятеля.
 
Мы должны понимать, что на одной чаше весов – это кураж творческого человека, кураж актера, режиссера, который к себе хотел бы привлечь внимание, используя религиозный вопрос, как наиболее сегодня острый, популярный, политизированный и позволяющий привлечь средства массовой информации, а на другой чаше весов – это невинные человеческие жертвы. И Париж, Франция нам это показал. Можно покуражиться на страницах газеты, но потом будем хоронить тех, кто случайно пострадал вследствие мести определенных оскорбленных граждан. Мы и тех, и тех осуждаем, но надо превентивно действовать, на опережение работать.
 
Абсолютно непонятно, зачем выставлять напоказ, на посмешище такие изображения, которые понятно, что будут порождать дискуссию, порождать ненависть, негатив, розни определенные и потом про это дискутировать, оправдывать это какой-то свободой слова, свободой творчества.
 
Непонятно, почему Министерство культуры спустя практически месяц вдруг отреагировало на данное происшествие, когда в Новосибирске происходит уже действительно «тлеющая борьба» между верующими, неверующими, теми, кто оскорблен и теми, кто защищает этот «Тангейзер», и так далее… Я считаю, что у нас есть и уголовные статьи, и административные статьи, которые необходимо применять. Да, я против реальных тюремных сроков за эти действия, потому что, действительно, нет серьезнейших последствий, как, например, они были во Франции, но, одновременно с этим, я считаю, что это публичные действия, они совершены в неприличной форме и косвенно они задевают чувства верующих граждан. Соответственно, есть все признаки уголовного состава преступления. Поэтому, я не понимаю позицию суда, потому, как суд принял решение, что не было состава административного правонарушения. Конечно, относительно уголовного преследования проверки все еще ведутся. Но мы породили очень неприятную ситуацию, при которой завтра, например, тот же художник или тот же режиссер захочет изобразить не Христа, а карикатуру на Пророка Мухаммеда, и не знаем, какая будет реакция. Там, может быть, даже до суда дело не дойдет. Там все будет оперативно, жестко, дерзко и с серьезными негативными последствиями. Или, например, они захотят в Москве или в Петербурге ту же оперу поставить – здесь противостояние будет гораздо серьезнее. Зачем мы сами пытаемся дестабилизировать обстановку в обществе? Оправдание желания отдельных журналистов, творческих деятелей покуражиться, сделать себе имя на таком кощунственном действии мне абсолютно непонятно.
 
Кор.:- Не будет ли это «спусковым крючком» для введения цензуры?
 
Ярослав Нилов: - У нас цензуры нет, у нас есть рамки дозволенного. Реализуя свое право, ты не должен ущемлять и умалять права других. Нельзя переходить ту черту, когда ты уже от какого-то проявления свободы творчества, свободы слова начинаешь просто оскорблять. Это недопустимо. Если мы посмотрим ту же европейскую практику европейского суда по правам человека – там четко и ясно сказано, что статус творческого деятеля, художника, кого угодно не является оправданием при рассмотрении вопросов об оскорблении религиозных чувств верующих граждан. Религиозные чувства – это внутренние глубинные чувства, это личное дело каждого. Не надо лезть в душу, тем более, когда реакция предсказуема и прогнозируема.
 
 
Вадим Соловьев: - Вы знаете, конечно, я как русский человек хочу сказать о том, что, конечно, глубоко возмущен теми событиями, которые произошли в Новосибирске, потому что, с моей точки зрения, затрагивать святые вещи для людей любой религии, любой национальности просто недопустимо. Поэтому, в свое время мы принимали специальный закон о том, что подвергаются ответственности люди, которые допускают унижение, в том числе, религиозных чувств. Поэтому, работникам культуры нужно очень внимательно и очень профессионально относиться к постановке такого рода театральных действий с тем, чтобы, не дай бог, не допустить нарушений и действующего закона, и нарушений морали, и оценки тех или иных событий со стороны граждан нашей страны. И то, что реакция пошла на это произведение, она, безусловно, явилась следствием той трактовки классического произведения, которое было дано уже непосредственно в Новосибирске деятелями культуры. Поэтому, допускать такие вещи, с моей точки зрения, абсолютно некорректно в нашей стране.
 
Более того, нужно понимать и то, что сегодня в стране очень серьезная ситуация, напряженная ситуация и социально-экономическая и моральная ситуация, связанная с внешними событиями, которые происходят, социально-экономическими проблемами, и на этом фоне создание дополнительного напряжения еще и на национальной почве, на культурной, на религиозной - мне кажется, абсолютно, недопустимо. Потому, что они могут вызвать очень серьезные последствия и очень серьезное напряжение в обществе. Дай Бог, чтобы эта ситуация не переросла в какой-то конфликт, в какие-то серьезные протестные акции. Чтобы спокойно, без эмоций разобраться в этой ситуации и сделать какие-то определенные выводы.
 
Мне кажется, что эта «новосибирская ситуация» снова поднимает вопрос о необходимости и возможности, может у кого-то и «руки зачесались» от необходимости введения специальной цензуры в нашей стране, об ограничении свободы слова и так далее… Я хочу сказать, что я категорически являюсь противником любой цензуры, тем более, она запрещена конституцией нашей страны и действующим законодательством и необходимости в ее возвращении я лично не вижу.
 
Другое дело, по моему мнению, возможно создание каких-то или художественных советов, или общественных советов с привлечением туда выдающихся деятелей нашей культуры, писателей, художников, представителей театрального общества, представителей общественности, правозащитников, адвокатов которые бы могли давать такую общественно-моральную оценку тем или иным постановкам и давать свои какие-то рекомендации. Я уверен, что такое предварительное обсуждение может снять массу проблем и не допускать каких-либо переводов. Но это все должно осуществляться в мягкой доброжелательной форме и плюс, это должны быть рекомендации. Ни в коем случае не запреты, установки, ничего.
 
Плюс, особую щепетильность в постановке этих вопросов должны осуществлять государственные учреждения культуры, которые финансируются непосредственно государством. И поэтому, государство, естественно, в том числе в лице Минкультуры, имеет право каким-то образом реагировать на те или иные события, если оно считает что были какие-то некорректные произведения, либо высказывания, какие-то действия, которые бы унижали и затрагивали религиозные чувства граждан. И поэтому, то, что Министерство культуры решило проверить деятельность театра и посмотреть с точки зрения необходимости финансирования, надо ли государственные деньги тратить на те произведения, которые вызывают потом такой общественный резонанс. И в принципе, в этом, я считаю, что никаких проблем нет, но при этом со стороны Минкульта должно быть очень корректное отношение даже к тем проверкам, которые оно осуществляет. Мы в свое время проходили уже, когда жесткая цензура приводила в нашей стране к тому, что уходили в подполье самиздаты, в подполье уходили выдающиеся деятели культуры. И все равно эти произведения распространялись в массовом масштабе, и все равно они до своего читателя доходили, только в такой тяжелой извращенной форме, когда за эти произведения можно было еще и уголовную статью получить. Поэтому, это абсолютно никому не нужно. Наше общество уже выросло до того уровня, когда наши граждане абсолютно спокойно способны давать оценку, изучать, смотреть самые различные направления, художественные направления, политические направления и давать им оценку. Недопустимо, чтобы в нашем обществе фигурировали какие-то художественные, в том числе, произведения, которые бы разжигали социальную, национальную рознь, унижали достоинство, религиозные чувства нашего населения. Это, конечно, недопустимо. А все остальное, в моем понимании, в рамки демократии укладывается. Сейчас смысл, и развитие государства, и будущее государства как раз в многообразии точек зрения, в многообразии различных политических взглядов, в дискуссии и, через эту дискуссию как раз и вырабатываются те общие ценности, которые становятся потом достоянием всего нашего народа.
 
 
Напомним, премьера «Тангейзера» состоялась 20 декабря 2014 года в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. Режиссер спектакля Тимофей Кулябин переносит действие классической оперы немецкого композитора 19 века Рихарда Вагнера в реальное время. Рыцарь Тангейзер превращается в порнорежиссера Генриха Тангейзера, который снимает фильм о неизвестном периоде жизни молодого Иисуса Христа. По ходу пьесы Христос попадает в грот языческой богини Венеры, где предается плотским утехам. В одном из действий на сцене появляется плакат – постер фильма, изображающий Иисуса между гигантских женских ног.
 
В феврале 2015 года в отношении режиссера оперы Тимофея Кулябина идиректора театра Бориса Мездрича было возбуждено административное дело (умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение).
 
Однако 10 марта Мировой суд Центрального района Новосибирска прекратил дела в отношении режиссера и директора театра «за отсутствием состава правонарушения». И спектакли продолжились, спровоцировав ряд протестных выступлений верующих.
 
13 марта 2015 года в министерстве культуры РФ прошли общественные слушания, в ходе которых представители Русской православной церкви, двух рабочих групп Общественного совета при Минкультуры России (по вопросам театрального искусства и по вопросам государственной политики в сфере культуры), эксперты и руководители учреждений культуры обсудили ситуацию, сложившуюся вокруг скандальной постановки.
 
По итогам слушаний министерство культуры опубликовало заявление, в котором говорится, что ведомство считает недопустимым «вольное или невольное выражение неуважения к традиционным ценностям, проявленное руководством театра и режиссером-постановщиком», и указывает директору театра Б.М.Мездричу на недостаточность контроля за возглавляемым им учреждением.
 
По мнению министерства, любые, самые смелые трактовки театральной классики возможны на экспериментальных сценах, но «государственные академические театры должны не только предупреждать своих зрителей о нестандартных прочтениях классических произведений, но и стараться объяснить замысел авторов и происходящее на сцене, проявлять уважение ко всем категориям своих зрителей; при этом избегать постановок, способных спровоцировать раскол в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществе».
 
Министерство отметило как «неконструктивную» позицию руководства театра, которое проигнорировало первые общественные протесты общественности, что привело к судебным тяжбам.
 
Минкультуры считает, что в постановку необходимо внести изменения, а также принести публичные извинения всем, чьи религиозные чувства были задеты. «Не считая цензуру допустимой, мы напоминаем о нашем праве, более того — обязанности в рамках реализации Основ государственной культурной политики принимать в крайних случаях административные и финансовые меры в отношении государственных учреждений культуры, в том числе — лишать финансирования подобные постановки», - подчеркнули в ведомстве.
 
http://inform-24.com/4554-deputaty-gosdumy-prokommentirovali-skandal-s-postanovkoy-opery-tangeyzer.html

Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт.
Комментарии (0)
Добавить
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив