Депутаты хотят отсечь искусство от политики

15:33, 15 апрель 2015
1 386
0

КПРФ настаивает на возвращении к жизни советской практики художественных советов при каждом театре. Их задачей должно стать избавление сцены от оппозиционных политических заявлений и религиозных споров. Соответствующее обращение депутаты Госдумы сегодня направят в Министерство культуры. Коммунисты также предлагают окончательно перевести финансирование российских театров на систему госзаказа.

В стране множатся недовольные разнообразными прогрессивными подходами к театральным постановкам. Часть общественности критикует их то за фривольности и фрондерство, а то и за прямую оппозиционность правящему режиму и чуть ли не святотатство. По мнению ряда депутатов Госдумы, многие современные постановки дискредитируют власть, возбуждают межнациональную рознь и оскорбляют чувства верующих. КПРФ решила еще раз привлечь внимание министра культуры Владимира Мединского к этой, на взгляд коммунистов, совершенно недопустимой ситуации. Компартия подготовила обращение в Минкультуры. В нем, в частности, предлагается изменить систему финансирования театров из бюджета и отмечается, что наиболее целесообразным представляется принцип госзаказа. Таким образом, государство, по сути, становится всеобщим худруком, потому что для всех театров репертуар будет отбирать именно оно.

Как пояснил «НГ» глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев, «у руководителей театров  есть своя точка зрения на те или иные вопросы политики, религии и т.д., многие из них придерживаются и резко оппозиционных взглядов, а стало быть, нет гарантий, что, пользуясь служебным положением, эти люди не займутся осознанными провокациями». По словам Соловьева, даже театральная пропаганда, учитывая нынешний рост протестных настроений россиян, «может стать детонатором» социальных волнений.

Сегодня, напомнил Соловьев, директор театра, с которым министерство заключает контракт, отвечает за все: и за содержание и качество постановок, и за то, чтобы спектакли не провоцировали массовых протестов. Предлагается, чтобы именно государство – в обмен на финансирование культурного учреждения – определяло его репертуар: «Например, представители власти в лице федерального Минкультуры или соответствующих региональных и муниципальных структур могут предложить худруку какого-то театра сделать упор на патриотическом воспитании граждан. Он и должен будет представить на выбор наиболее подходящие постановки».

Коммунисты предлагают вернуть в театры художественные советы. По замыслу КПРФ, они должны состоять из 15 человек, среди которых будут и деятели культуры, и представители государственных органов, например депутаты разного уровня, а также общественные деятели, правозащитники, адвокаты. 

Напомним, что сейчас худсоветы существуют только в нескольких театрах, а во времена СССР они действовали повсеместно. Основными объектами их внимания были так называемая антисоветская пропаганда, военные и экономические секреты, негативная информация о состоянии дел в стране. То есть смыслом работы советских худсоветов была цензура. Соловьев уверяет, что теперь будет все не так – воссоздаваемые худсоветы должны рассматривать театральные произведения на предмет установления художественной ценности и соответствия общественным нормам. «Худсоветы будут отсеивать работы, противоречащие общественной морали, разжигающие межнациональную ненависть, оскорбляющие чувства верующих и несущие в широкие массы нигилизм», – уверяет Соловьев.

Таким образом, все-таки есть опасения, что и ныне возвращаемые худсоветы превратятся в цензурные комитеты. Между тем, согласно статье 29 Конституции, цензура в России запрещена. По мнению Соловьева, предварительный просмотр репертуара властями с целью недопущения его к зрителю недопустим: «Однако речь ведь идет об общественных советах, которые давали бы независимую от государства оценку». На вопрос «НГ», можно ли считать депутатов независимыми от власти, Соловьев ответил: «Да, конечно. У нас ведь есть и такие депутаты, которые в региональных парламентах работают на общественных началах». Впрочем, даже если худсоветы и будут реально общественными, то заниматься им придется, по сути, оценкой эффективности и уместности вложенных в театры государственных денег. А это значит, что эти структуры все равно станут подстраиваться под власть.

По словам Соловьева, идея худсоветов появилась после увольнения директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича и скандала вокруг оперы «Тангейзер» в интерпретации режиссера Тимофея Кулябина. Кстати, возглавить попечительский совет этого театра на днях предложено депутату Госдумы Александру Карелину. Принципиальное согласие он уже дал.

Напомним, что именно после скандала в Новосибирске члены Общественной палаты РФ  предложили создать при Минкультуры худсовет, который контролировал бы репертуар театров, финансируемых из бюджета. Предполагалось, что за Минкультом будет закреплено право отсматривать их репертуар. Мединский в ответ на такие обращения обещал общественности не ограничивать свободу творчества и не возвращать худсоветы в театры, а тем более не вводить процедуру предварительного просмотра спектаклей перед показом зрителям. Кроме  того, по словам министра, в его ведомстве разрабатывается новая система бюджетной поддержки театров, которая до конца года будет вынесена на обсуждение профессионального сообщества.

http://www.ng.ru/politics/2015-04-15/3_arts.html
 
Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт.
Комментарии (0)
Добавить
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив