«Нас не слышат»

16:04, 17 июнь 2015
1 316
0

Превратить Общественную палату из ни на что не влияющей структуры в площадку для диалога между гражданами и властью — такую задачу год назад поставило новое руководство реформированного органа. Некоторый прогресс наблюдается, но представители гражданского общества считают, что их не слышат.

В середине июня исполнился год новой, реформированной Общественной палате (ОП). В ее пятый состав, помимо делегированных президентом членов, впервые вошли представители всех регионов, а также всенародно избранные в ходе онлайн-голосования активисты из общественных объединений.

Палата значительно усилилась представителями профсоюзов и обрела нового секретаря: академика Евгения Велихова на этом посту сменил энергичный Александр Бречалов — выходец из бизнеса и сопредседатель центрального штаба путинского движения Общероссийский народный фронт (ОНФ).

Вступая в должность, Александр Бречалов пообещал, что постарается сделать палату доступной площадкой для коммуникации между гражданами и властью: ее качественная работа — своего рода профилактика «болотных» дел, говорил он.

В течение года новый руководитель пытался оживить палату — орган, который при всем желании сложно было назвать трибуной и рупором общественных интересов.

ОП приводила в чувство региональные общественные палаты, работу которых сами общественники характеризовали как соглашательское сопровождение деятельности органов власти. В федеральной палате проводились регулярные совещания с регионами, появился рейтинг активности взаимодействия палат субъектов с ОП РФ. В нем лидируют палаты Самарской области и Ставропольского края. А в аутсайдерах — палаты Москвы и ряда регионов, среди которых Сахалинская, Магаданская, Иркутская, Новосибирская области.

Другая задача, поставленная новым руководством, — поиск новых лиц, гражданских активистов. По словам Бречалова, некоторые из них уже вошли в региональные штабы ОНФ. «Мы активно поддержим их в преддверии выборов, — говорит он. — Нам важно, чтобы эти люди попадали в органы законодательной и исполнительной власти, в различные общественные движения».

Вместе с президентским Советом по правам человека (СПЧ) палата разрабатывает законодательство об НКО. Например, в апреле ОП подготовила предложения, касающиеся регулирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Эксперты палаты выступили за формирование единого реестра НКО и создание системы грантовой поддержки социально ориентированных.

При каждом министерстве и ведомстве палата задумала внедрить общественные советы. Секретарь ОП надеется, что в осеннюю сессию удастся принять все необходимые поправки в законы, которые позволят активно эти советы формировать.

С общественной экспертизой законопроектов до их внесения в Госдуму в ходе так называемых «нулевых» чтений бывает по-разному. В прошлом году ОП давала критические заключения на правительственный законопроект о территориях опережающего развития (создаются на Дальнем Востоке), законопроект о создании свободного порта Владивосток, а инициативу депутатов ввести разнообразные торговые сборы с бизнеса благодаря вмешательству палаты удалось смягчить.

Однако понимание у Общественной палаты находят не все. Например, в сентябре 2014 года Госдума приняла закон об ограничении иностранного капитала в СМИ, озадачивший медиасообщество; в октябре прошлого года в первом чтении был утвержден законопроект о компенсации россиянам из госбюджета за неправосудные решения иностранных судов — так называемый «закон Ротенберга». В мае текущего года Госдума одобрила еще один резонансный закон — о нежелательных иностранных организациях. Последним, по словам главы СПЧ Михаила Федотова, были «шокированы» работающие в России иностранцы.

Впрочем, секретарь Общественной палаты не видит повода для тревоги. «Моя позиция — категорически "за", — заявил Бречалов «Ленте.ру». — За разумное ужесточение и более жесткое регулирование — как в сфере СМИ, так и в сфере нежелательных организаций и "иностранных агентов". Для принятия всех этих законопроектов были разумные основания».

Такой подход не нравится ряду правозащитников, которые в итоге остаются за пределами выстраиваемого палатой диалога. По мнению председателя совета правозащитного центра «Мемориал» Олега Орлова, ошибка руководства новой ОП в попытке делить гражданское общество на лояльных и нелояльных к власти. «На последних палата, так сказать, не ориентирована, хотя должна взаимодействовать со всеми, — говорит он. — Ведь то, что они называют гражданским обществом — это только его часть. Проблема в том, что представители гражданского общества не воспринимаются палатой как независимые партнеры власти».

По словам Орлова, по своему составу президентский СПЧ в большей степени отражает структуру гражданского общества, чем Общественная палата, которая, по его мнению, является еще одной бюрократической структурой. Напомним, что по итогам состоявшегося в мае прошлого года онлайн-голосования (таким образом были избраны 43 из 166 членов ОП) в палату прошли только провластные кандидаты.

Председатель Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева особо критикует работу комиссии ОП по безопасности и взаимодействию с ОНК (общественные наблюдательные комиссии, которые контролируют соблюдение прав человека в местах принудительного содержания). «Создалось впечатление, что в эту комиссию под видом общественников специально старались назначить сотрудников ФСИН, полиции и прокуратуры, а не людей, рекомендованных правозащитными организациями», — говорит она.

«К сожалению, независимых в своих суждениях людей в палате мало, зачастую мы видим, скорее, имитацию общественной активности», — добавляет адвокат, эксперт в области избирательного права Вадим Прохоров.

В ноябре прошлого года Бречалов вызвал негодование правозащитников, предложив новое ужесточение правил для НКО, а именно — введение запрета на применение упрощенной системы налогообложения для НКО, участвующих в политической деятельности. Правозащитники тогда назвали предложение Бречалова «дискриминационным».

«В том виде, в котором палата задумывалась изначально — стать выразителем мнения общественности, инструментом влияния общественности на власть — она не существует, — уверен председатель правления фонда "Петербургская политика" Леонид Давыдов, проработавший в палате семь лет. — Сейчас это скорее коммуникатор власти с обществом, который доносит до него собственную позицию. Если ставилась такая задача, то она выполнена. Можно сказать, что с Общественной палатой произошло то же, что с парламентскими партиями».

По наблюдениям депутата Госдумы от КПРФ Вадима Соловьева, нынешний состав Общественной палаты «более инертный», чем предыдущие. «Мне сложно вспомнить, какие из их предложений дошли до Госдумы», — говорит депутат, желая членам ОП чаще выступать с конструктивной критикой исходящих от власти инициатив.

 

Дина Ушакова

http://lenta.ru/articles/2015/06/17/op/

 

Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт.


Комментарии (0)
Добавить
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив