В первом десятке из семисот
по-своему - праздновали и отмечают в наши дни муниципальные образования области.
Не стал исключением и граничащий с Новгородской и Псковской областями Фировский район. Правда, здесь традиционно районный праздник проходит
12 июня. Эта дата знаменательна и для всех россиян. Знаменита она тем,
что 12 июня празднуется День России.
Много чего памятного было и есть в Тверской области и этом районе. Но главное богатство Верхневолжья - его жители – труженики. О них очерк постоянного подписчика и автора нашей газеты, земляка-журналиста.
В Удомельском районе председателем колхоза в 50-е годы работал любимец всех селян Петров. Его колхоз был организован во владениях старинного дворянского рода пращуров Петрова и носил имя центральной усадьбы Молдино. Руководитель хозяйства, что называется, был «от самого Господа Бога». Колхоз с каждым годом – точнее с каждой сельскохозяйственной страдой – добивался успехов и брал новые высоты в экономике, культуре и благоустройстве жителей своего округа.
Тогдашний секретарь обкома Горячев нередко бывал в коллективном хозяйстве Петрова. Узнав, что он вне партии, поинтересовался причиной. Оказалось: из-за своего дворянского происхождения не может получить полагающиеся рекомендации от трёх членов КПСС. Вопреки записи в Уставе КПСС о том, что члены и кандидаты в члены Центрального комитета партии воздерживаются от дачи рекомендации в партию, Фёдор Степанович Горячев (член ЦК КПСС после нескольких съездов партии) дал первую рекомендацию…
О Николае Гавриловиче Корыткове как любимце аграриев области ходили легенды: он нередко дневал и ночевал в колхозах Верхневолжья. Благо областную промышленность курировал надежный партработник – секретарь обкома Алексей Григорьевич Тихомиров. Одна из таких легенд реально связана с земляками моего Фировского района. Точнее – с колхозниками сельхозартели «Память Ильича» и с их председателем Алексеем Сергеевичем Муравьевым. Частые визиты главы области настолько озаботили тогдашнее руководство района, что пришлось реально помочь правлению колхоза заасфальтировать дорогу от моста, соседствующего с постоянно работающей Покровской церковью, до центральной усадьбы колхоза «Память Ильича». И даже изучить историю этого хозяйства.
История та не просто любопытна, но и поучительна. Более того: она напрочь опровергает лжеутверждения злопыхателей о принудительном – уж если не под дулом нагана, то хотя бы из-под палки – объединении селян в колхозы. Только факты: началось коллективное хозяйство «Память Ильича» (Ленина) с объединения в 1931 году 13 семейств; через год их число увеличилось – 24 семейства стали работать в сельхозартели; в 1934 году - достигло девяноста семи. А с весны 1935 года - и вовсе 115. Они не позволили пустовать ни одной сотке отвоёванной у леса и кустарников под пашню земли, расширяя посевной клин.
Бывший агроном, затем главный агроном, а с 1980 года – секретарь парткома этого хозяйства Т.Ф. Еременкова назвала (в нашей давней с ней беседе) и первых председателей колхоза «Память Ильича». Правление этой сельхозартели возглавляли Павел Кудряшов, после него Павел Фёдоров. А следующего предвоенного и вплоть до 1954 года председателя Евграфа Матвеевича Бойкова я знал лично. Довелось, о чём с радостью рассказал Татьяне Фёдоровне, лично и неоднократно общаться с этим мудрым, знающим каждого своего колхозника и семьи их, человеком. Встречался я с ним, работая секретарем райкома комсомола. В течение трёх последующих лет его руководства уже объединённым колхозом. Учился у Евграфа Матвеевича, простоте в общении,бывая в его хозяйстве и на сессиях районного Совета депутатов трудящихся.
Все годы работы этого колхоза его труженики на деле слыли передовиками не только Фировского района. Здесь первыми, взвесив все за и против, создали высокоурожайные маляковские льноводческие звенья: до войны Маляковское движение на селе было сродни стахановскому (донецкий шахтёр Стаханов добивался рекордных показателей не один год). Комсомольская организация колхоза и на словах, и на деле помогала комсомольско-молодёжному звену не только добиваться хорошего урожая, но и, соблюдая технологию, получать льноволокно высоких номеров.
…При всём том,как в советское время говорили, подлинного расцвета это хозяйство достигло в 60 – 80 годы ХХ века. 60 лет назад по рекомендации тогдашнего первого секретаря райкома партии Ивана Яковлевича Сенина коммунист Муравьёв А.С. был избран председателем колхоза «Память Ильича». После того, как старейший руководитель сельскохозяйственной артели Евграф Матвеевич Бойков был с почётом и персональной пенсией отправлен на заслуженный отдых.
Татьяна Фёдоровна Еременкова, рассказывая о знаменательном событии в жизни своего отчима, сослалась на выписку из протокола № 3 заседания бюро Фировского райкома КПСС от 22 февраля 1954 года. Именно на том бюро Алексей Сергеевич был утверждён в должности руководителя этого хозяйства. Выбор его кандидатуры был более, чем удачным. Все 36 лет его предыдущей и 38 лет последующей жизни – тому убедительное подтверждение. Это определение я обосновываю и моим предыдущим пятилетним общением с заведующим сельским клубом, парторгом колхоза, одним из руководителей районной потребкооперации Муравьевым А.С.
И, конечно же, личным мнением моего хорошего друга Владимира Васильевича Булыгина, работавшего в то время председателем Фировского исполнительного комитета районного депутатского Совета. Затем – первым секретарём райкома партии. Он общался с Алексеем Сергеевичем не многим меньше, чем главный агроном и секретарь парткома колхоза Т.Ф.Еременкова.
Так вот получилось, что начало службы в Красной Армии Алексея Муравьева, родившегося 17 октября 1918 года, совпало с началом второй мировой войны, навязанной в сентябре 1939 года Германией народам Европы и Азии. Солдатскую лямку, как теперь говорят юноши-годовички, он тянул восемь лет, из которых четыре пришлись на Великую Отечественную войну советских людей против немецких захватчиков.
О Муравьеве – воине Советской Армии красноречиво говорят его награды: ордена Красной звезды и Отечественной войны, медали «За боевые заслуги» и «За победу над фашистской Германией», Благодарность Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина за штурм и взятие Кенигсберга…
Работа Алексея Сергеевича в послевоенное время и его борьба за мирное сосуществование народов в годы холодной войны (до сих пор навязываемой США) отмечена двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Знак Почёта. Ратный и трудовой подвиги сельского самородка Леши Муравьева оценивают достойно и полученные им 22 медали. В их числе Почетная медаль Советского фонда мира, медали участника Всесоюзной Выставки достижений народного хозяйства. Этой медали, государственных наград за трудовую доблесть были удостоены многие труженики колхоза «Память Ильича». Хозяйство в целом было участником ВДНХ дважды. За высокие показатели в льноводстве, животноводстве и стабильно рекордные урожаи зерновых культур. Персонально участницей Всесоюзной Выставки достижений народного хозяйства была свинарка колхоза Мария Бойкова.
Уверен, что подобной чести могла удостоиться моя землячка по Пухтиногорской школе, ставшая привлекательной женщиной и заботливой матерью, трудоголик и заведующая фермой Анна Васильевна Виссарионова. Если бы не одно знаковое «но»…
Несмотря на то, что в 1956 году она - после смерти, мужа фронтовика Фёдора Виссарионова, осталась одна с детьми, - Анна Васильевна не бросила работу в своём колхозе. Находился тот колхоз в деревне Обогорье бывшего Есеновичского района. О своём житье-бытье, ставшая вдовой в 30 лет, Анна в год своего 80-летия рассказывала моей землячке – заместителю редактора фировской газеты «Коммунар» Светлане Цветковой следующее:
- Осталась я с тремя детьми. Тане семь лет минуло, Вите – пять, а младшенькому только два месяца и было! Как справлялась тогда, сейчас ума не приложу: прибегу с поля, покормлю Федю грудью и опять на работу. Дочка год с ним сидела, свой год поступления в школу пропустила, а уж потом нельзя было откладывать, и родители взяли Федю к себе. Они на пенсии были... Меня к тому времени из бригады в кладовщики перевели, а потом и фермой заведовать поставили. На ферме у нас хороший коллектив подобрался: 12 доярок было, молодые все, работящие… Трудились мы не за страх, а на совесть! Зато наша ферма сколько раз в передовиках ходила. Почти все доярки были награждены медалями, и меня как заведующую отмечали…
То самое «но» наступило, когда сама Анна Васильевна была в зените трудовой славы, да и дети подросли. Приняла она предложение, как оказалось, любящего её Алексея Сергеевича Муравьева.
- Нам, повзрослевшим – мне и Виктору, он, - делилась со мной воспоминаниями на юбилейном собрании фировского актива в год 90-летия ВЛКСМ Татьяна Еременкова, - хорошим отчимом был. А Феде – так и вовсе отцом. Помог нам получить высшее образование. При том, у всех первое связано: с агрономией – у меня, с механизацией сельского хозяйства - у Виктора и Фёдора. В последующем двое из нас окончили и гуманитарные институты. У всех состоялась и последующая жизнь…
Характерна в этом плане судьба патриотки Фировского поречья и приозерья Татьяны Федоровны. Отработав 16 лет в колхозе, правлением которого руководил её отчим, она получила назначение в райисполком на должность заведующего отделом культуры. Её дочь Аня успешно окончила Тверское музыкальное училище по классу баяна. Работая преподавателем в школе, смогла получить высшее юридическое образование в правительственном институте мировых цивилизаций. Сын Дмитрий после окончания Бологовского техникума механизации сельского хозяйства столкнулся с развалом коллективных хозяйств в районе. Полученные знания помогли стать классным шофёром на всех машинах автотранспорта. Работает вместе с матерью, ставшей предпринимателем.
Когда в 1986 году Алексей Сергеевич Муравьев, отработав 33 года председателем правления объединенного колхоза «Память Ильича», стал пенсионером, его детище по всем показателям входило в первый десяток сельхозартелей всей Калининской области. А их тогда насчитывалось более семисот. И все они работали успешно.
-Но и при том, - рассказывал мне Владимир Васильевич Булыгин во время одной из наших с ним встреч в начале 90-х годов, - Муравьев и в семье и в работе оставался скромнейшим Человеком с большой буквы. К нему запросто мог постучаться и зайти в дом любой из колхозников. А о ночных бдениях Алексея Сергеевича ходили легенды. Председатель мог, проснувшись пораньше, поспешить на утреннюю дойку коров или на проверку охраны колхозного добра. А то, присев к столу, взять свой очередной блокнот и сделать пометку в нём, чтоб чего-то не забыть на утренней планёрке. К слову, - улыбнулся мой собеседник, - эти муравьевские ранние посещения животноводческих комплексов я взял на вооружение и сам. Доярки и животноводы, чаще всего, их расценивают в качестве заботы, да и любой вопрос не постесняются задать или решить со своим руководителем.
Доверие и уважение к Алексею Муравьеву было безграничным. Он постоянно избирался в состав районного комитета КПСС, депутатом районного и областного Советов. Не пренебрегал депутатством местного сельского Совета. При всем том, вместе с парторгом колхоза, работавшим до Вячеслава и Татьяны Еременковых, Михаилом Прокофьевым, откликался на просьбы настоятеля церкви Покрова Богородицы отца Германа.
Судьба людей и этого хозяйства – маяка с гордым именем в знак памяти о вожде трудового народа не совсем печальна. Правда, оно уже трижды поменяло имя – в зависимости от настроения его теперешних руководителей и самих уже немногочисленных тружеников-селян.
Последние события и ничем не оправданные очередные наскоки руководителей западных стран и Северной Америки, похоже, заставили руководство нашей страны – России прислушаться к разумным советам, исходящим прежде всего от депутатов – коммунистов и председателя КПРФ Зюганова Геннадия Андреевича. Суть их ясна, как Божий день: надо озаботить богатеев и правительство проблемами порушенного сельского хозяйства и обезлюдевших российских деревень!
В.Н. Семёнов (Шемелинский)