В областном Заксобрании прошло расширенное заседание фракции КПРФ по проблемам обращения с ТКО

12:50, 22 ноябрь 2019
1 245
0
21 ноября в Законодательном Собрании Тверской области состоялось расширенное заседание фракции КПРФ в ЗС ТО, на котором был рассмотрен вопрос «О ходе реализации федерального и регионального законодательства в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории Тверской области».
 
В заседании приняли участие депутаты различных партий и общественники из Твери, Вышнего Волочка, Ржева, Нелидово, Оленино, Конаково, Лихославля и других городов и районов нашей области. Вёл заседание депутат Законодательного Собрания, председатель Комитета спасения Тверской области от мусорного геноцида Артём Гончаров. Каждый желающий мог выступить, поделиться опытом противостояния на местах негативным последствиям т. н. «мусорной реформы» и внести свои предложения.

В завершении заседания фракция приняла решение направить  рекомендации, сформулированные на основе поступивших предложений в правительство Тверской области.

РЕКОМЕНДАЦИИ

расширенного собрания фракции КПРФ с повесткой дня «О ходе реализации федерального и регионального законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Тверской области»

На сегодняшний день среди жителей Тверской области продолжает нарастать социальная напряжённость, связанная с функционированием уже существующих и планируемых к созданию объектов размещения ТКО (далее – полигонов ТКО) Стоит отметить, что во многих муниципальных образованиях также сложилась катастрофическая ситуация вокруг объектов обращения с отходами (существующих и планируемых к созданию.

Наиболее ярким примером катастрофичности ситуации является ситуация в Твери и , совокупно производящих большую часть всех ТКО региона. В данных муниципальных образованиях фактически не принимаются последовательные меры по предотвращению образования отходов и внедрению общедоступной системы раздельного сбора (накопления) утильных компонентов ТКО. При этом продолжают сохраняться устоявшиеся непрозрачные, а зачастую криминогенные схемы, противоречащие приоритетным направлениям государственной политики в области обращения с отходами, закреплённым в законодательстве об отходах.

Тревожным симптомом является растущее недоверие граждан к действиям, предпринимаемым региональными властями в сфере обращения с отходами. Ярко выраженный кризис доверия приводит к тому, что люди протестуют против любых, даже экологически приемлемых и прогрессивных решений.
При отсутствии своевременных системных мер, будут возрастать, наряду с социальными протестами, и экологические риски, и экономические издержки. Из-за отсутствия в Тверской области эффективной системы раздельного сбора (накопления) и утилизации ТКО, в т. ч. их опасных компонентов, существует риск роста загрязнения окружающей среды стойкими органическими загрязнениями. При размещении на полигонах или сжигании ТКО на МСЗ из экономического цикла безвозвратно выпадают тонны ценных видов сырья и материалов (бумага, стекло, металлы, пластик и пр.), на которые приходится более 40% ТКО.

Высокая социальная напряженность, растущее недоверие граждан к действиям, предпринимаемым региональными властями в сфере обращения с отходами, являются следствием того, что на территории Тверской области фактически не реализуется последовательность приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами, закреплённых в 2014 году в п. 2 ст. 3 Закона об отходах:
•             максимальное использование исходных сырья и материалов;
•             предотвращение образования отходов;
•             сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
•             обработка отходов;
•             утилизация отходов;
•             обезвреживание отходов.

Именно последовательная реализация приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами является системообразующим элементом «мусорной» реформы и ведущей предпосылкой для перехода к экономике замкнутого цикла, т.к. позволяет предотвращать образование отходов и вовлекать максимальное количество утильных компонентов ТКО в оборот в качестве вторичного сырья.

Однако для двух приоритетных направлений государственной политики в сфере обращения с отходами ("максимальное использование исходных сырья и материалов” и "предотвращение образования отходов”) в федеральных и региональных нормативных правовых актах так и не закреплены механизмы их реализации (отсутствуют целевые мероприятия и целевые показатели.

Не находит должного нормативного правового отражения на федеральном и региональном уровнях и третье приоритетное направление государственной политики – "сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования”.

На региональном уровне целевые показатели развития отрасли противоречат приоритетам государственной политики. Так, целевые показатели, утвержденные в территориальных схемах обращения с отходами, сводятся к трём наименее приоритетным направлениям (обработка, утилизация и обезвреживание) и в то же время не содержат целевых показателей по первым трём в иерархии приоритетам государственной политики (максимальное использование сырья и материалов, предотвращение образования отходов, сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования).

Сегодняшний «мусорный кризис» является прямым следствием реализации сценария, когда в течение многих десятилетий более 90% ТКО вывозились (и продолжают вывозиться) на полигоны, не соответствующие современным требованиям к организации и эксплуатации полигонов ТКО, а власти различных уровней не предпринимали и не предпринимают никаких шагов, направленных на развитие в Тверской области цивилизованных способов обращения с отходами.
 
Для комплексного решения указанных проблем фракция КПРФ рекомендует:

Правительству Тверской области:

- ввести государственную экологическую экспертизу проектов территориальных схем обращения с отходами;
- установить обязательность публикации в сети Интернет представляемой на государственную экологическую экспертизу проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности;
- создать единый общедоступный официальный интернет-источник сведений об уже утвержденных территориальных схемах обращения с отходами, с размещением их официальных текстов; сведений о результатах общественных обсуждений, датах общественного обсуждения корректировок территориальных схем, результатах государственной экологической экспертизы и т.д.;
- обеспечить обязательную публикацию в сети Интернет представляемой на государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в части, содержащей информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, о загрязнении окружающей среды, о мерах по её охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, о других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом) объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности, а также заключений ГЭЭ.
- установить обязательность включения в материалы государственной экологической экспертизы и ее заключение пояснений о том, как были использованы (не были использованы) поступившие в письменном виде предложения граждан и общественных организаций. В случае, если эти предложения не были использованы, должны быть указаны причины неиспользования;
 
- внести в Положение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов дополнения, устанавливающие обязательность публикации в сети Интернет:
•             отчетов о результате мониторинга воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду, проводимого собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов;
•             результатов проводимой территориальным органом Росприроднадзора проверки отчетов для подтверждения (неподтверждения) заключения об отсутствии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, включая использованные для этого результаты государственного мониторинга;
•             результатов проверок, проводимых государственными органами в области охраны окружающей среды, помимо оформления документов «о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.
- дополнить стандарт раскрытия информации в области обращения с ТКО рядом социально-экологических показателей:
•             количеством жалоб, связанных с экологическими последствиями деятельности оператора по обращению с отходами (в качестве источника верификации можно использовать данные о входящих обращениях в органы государственной власти);
•             результатами реагирования получателей жалоб на эти обращения;
•             количеством и результатами плановых и внеплановых проверок деятельности операторов по обращению с отходами;
•             количеством публичных протестных мероприятий (митинги, пикеты и т.д.), связанных с деятельностью операторов по обращению с отходами.
Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, Управлению Росприроднадзора по Тверской области, прокуратуре Тверской области совместно с Общественной палатой Тверской области, региональным отделением Общероссийского народного фронта и другими общественными организациями:
•             - провести анализ эффективности реализации действующих процедур и механизмов информирования населения и учета мнения граждан при проектировании и строительстве полигонов ТКО;
•             - с учетом проведенного анализа подготовить и реализовать предложения по повышению эффективности работы действующих процедур по информированию и учету мнения граждан в области обращения с ТКО.

Фото: Андрей Ирлицин
Комментарии (0)
Добавить