Г.А. Зюганов: Победу над Японией обеспечил советский учитель
Инициативы КПРФ в сфере образования — ключ к модернизации России.
3 сентября Россия отмечает день окончания Второй мировой войны. В апреле прошлого года президент Владимир Путин, напомним, подписал закон о переносе этой даты со 2 на «исторически верное» 3 сентября 1945 года.
9 мая в России отмечают победу над гитлеровской Германией, но война с Японией, которая была союзницей Гитлера, продолжалась еще несколько месяцев — как раз до начала сентября.
Праздник победы над Японией, день всенародного торжества — такое официальное название получило 3 сентября 1945 года. Тогда в ознаменование победы над всеми государственными учреждениями были подняты флаги СССР. Над Москвой вечером прогремел салют — 24 артиллерийских залпа из 324 орудий.
Какие выводы надлежит сделать из этой даты сегодня, рассуждает лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
— 3 сентября завершилась Вторая мировая война — Красная Армия разгромила фашистов на Западе, и на Ялтинской конференции Сталин дал слово Рузвельту и Черчиллю, что через три месяца после победы над фашистской Германией объявит войну милитаристской Японии, — напомнил Геннадий Зюганов.
— Сталин сдержал слово, и за три недели отборная Квантунская армия была полностью разгромлена. Из почти миллиона ее бойцов и командиров 600 тысяч было взято в плен — впоследствии пленные японцы около 10 лет работали на стройках народного хозяйства Сибири и Дальнего Востока.
Сталин после победы над Японией заметил, что наконец восторжествовала наша правда — после позорного поражения в русско-японской войне 1904?1905 годов. Хочу напомнить: по ее итогам мы потеряли Курильские острова и половину Сахалина. Показательно, что премьер Витте, подписавший документ об их передаче Японии, получил презрительное прозвище «Полусахалинский».
Витте, тем не менее, понял главную причину поражения в войне. Японские солдаты и офицеры были отлично подготовлены — у японцев уже в те годы была всеобщая грамотность, а у нас каждый второй солдат не умел читать и писать.
Именно поэтому в 1907 году в Думу был внесен проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Но царскому режиму умные и образованные люди были не нужны. После многолетних дискуссий, в июне 1912 года, Государственный совет отклонил законопроект, и больше этот вопрос в Российской империи официально не поднимался.
А спустя несколько лет стало ясно, что царская Россия проиграла еще и Первую мировую. В огне этой войны сгорела Российская империя, которую царизм вовлек в абсолютно не соответствующую ее интересам бойню за деньги банкиров Лондона, Парижа и Нью-Йорка.
Советской власти достались растерзанная страна, убитая промышленность, остановившийся транспорт, вымирающее население. И суть ленинско-сталинской модернизации, ее первые шаги, выразились не только в декретах о мире и земле. Советская власть создала две комиссии ВЧК. Первую — по борьбе с саботажем и бандитизмом, а вторую — по борьбе с безграмотностью. Ленин прекрасно понимал, что никакую модернизацию нельзя провести с полуграмотным и больным населением.
«СП»: — Ленинско-сталинская модернизация еще и велась впечатляющими темпами…
— Английский писатель Герберт Уэлсс, один из самых талантливых фантастов, в 1920 году приезжал в Советскую Россию. Начитавшись статей в западной прессе, он был настроен крайне предвзято. Но увидев, что в разгар Гражданской войны дети учатся в школах, а в стране идет борьба за всеобщую грамотность, англичанин был поражен. У него состоялась встреча с Лениным, на которой глава советского государства рассказывал, что в ближайших планах — электрифицировать Россию, выпустить 100 тысяч тракторов, провести индустриализацию, кооперировать сельское хозяйство. Выслушав, Уэллс спросил: кто из нас фантаст — вы или я?
Вторично Уэллс приехал в Россию в 1934 году — и был поражен еще больше. Все, о чем говорил Ленин, воплотилось в жизнь: страна училась, строилась, изобретала, поднималась к высотам индустрии.
И этому было объяснение. Еще не отгремела Гражданская война, а уже было создано около 40 крупнейших научно-исследовательских институтов. Нужны были грамотные кадры, и Ленин обратился к комсомольцам. Многие из них только что вернулись с фронта, где воевали с шашками наголо. Но Ленин сказал: невозможно стать коммунистом, если не обогатить себя опытом мировой культуры, поэтому нужно учиться, учиться и учиться. На эту учебу, несмотря на разруху, были выделены огромные средства — более 7% расходной части бюджета Советская страна тратила тогда на образование.
Замечу, что в наши дни — вот уже 10 лет — расходы на образование не превышают 3,5% бюджета! Это настоящий позор!
Советская власть всегда понимала исключительную важность образования. Даже в 1942-м, когда фашисты стояли под Москвой, в бюджете было заложено 6% на образовательные нужды. Едва в 1943-м сломили хребет фашистскому зверю на Орловско-Курской дуге, правительство создало сеть суворовских, нахимовских и ремесленных училищ. Советской стране досталось 19 млн детей либо с одной мамой, либо вообще без родителей — но их всех накормили, обули, одели, выучили и дали им работу. Именно эти люди — это самоотверженное поколение — восстанавливали порушенную Державу!
В 1945 году на образование тратили уже 17% расходной части бюджета, а в 1950-м на эти цели шел каждый пятый бюджетный рубль. Такой подход давал уникальные результаты. Когда мы первыми прорвались в космос, американцы создали комиссию, чтобы выяснить, как такое могло случиться. Комиссия пришла к выводу, что мы обходим американцев прежде всего в сфере среднего и высшего образования.
По сути, мы продемонстрировали миру: СССР победил в значительной мере благодаря прекрасной системе образования. Главный успех на фронте обеспечил советский учитель, который сумел подготовить грамотного, самоотверженного солдата и офицера.
После войны советская система образования пользовалась огромным авторитетом на планете. Мы только для иностранных государств подготовили 600 тысяч высококлассных специалистов. Было время, когда в министерствах примерно 80 стран мира без труда можно было найти сотрудника, который учился в советском ВУЗе. Например, все первое поколение китайских и вьетнамских руководителей прекрасно говорило по-русски.
«СП»: — Что произошло потом?
— Клика во главе с Ельциным, Яковлевым, Чубайсом, Гайдаром, Бурбулисом предала Советскую страну, приложила все силы, чтобы разрушить лучшую систему образования. Прежде всего, потому что эта система готовила гражданина — патриота и гуманиста.
Всемирный банк в те годы, совместно с нашей «пятой колонной», подготовил 100-страничных доклад «Образование для России» на английском и русском языках. Этот документ был положен в основу последующих реформ образования. В частности, в нем предлагалось демонтировать систему среднего профессионального образования — а ведь она готовила уникальных специалистов для производства, работала в связке с ведущими НИИ! В результате, сейчас в России днем с огнем не найти хорошего токаря или фрезеровщика. Нам навязали бакалавров и магистров, резко урезали инженерные специальности, едва не угробили начальную школу.
Доходило до абсурда. Фурсенко, в бытность министром образования, предложил строить все школьное обучение вокруг четырех базовых предметов — физкультуры, основ безопасности жизнедеятельности, истории, иностранного языка.
Я тогда объяснял — и с думской трибуны, и на встречах с президентом и членами правительства: этого нельзя допустить, это образование для страны рабов! Раб должен быть здоровым, считать верным тот вариант истории, в котором отсутствует Сталинградская битва, и понимать англосаксов, которые залезли в России во все щели, захапали огромные куски когда-то советской собственности!
Тут уместно вспомнить высказывание Гитлера о том, что покоренные славяне должны уметь считать до 100, знать правила дорожного движения и помнить, что столица рейха — Берлин. Такого рода «реформаторы» хотели превратить Россию в служанку транснационального капитала!
Нашей команде удалось отбить наиболее яростные атаки разрушителей. Работу вели Мельников, в свое время председатель комиссии по науке и технологиям ПАСЕ, академик РАН Кашин, автор программы устойчивого развития села, Смолин, из-под пера которого вышли все основные законы по образованию, Афонин, Новиков, Останина. Наши товарищи подготовили законопроект «Образование для всех» — руководил этой группой ныне покойный академик, нобелевский лауреат Жорес Иванович Алферов. Он говорил, что образование должно быть не только современным и качественным, но и высокоинтеллектуальным.
Вот и сегодня, отмечая годовщину окончание войны и победы над японским милитаризмом, надо помнить: без хорошего образования и воспитания, без тесного взаимодействия между учеником и учителем, невозможно двигаться вперед.
КПРФ уделяет этому особое внимание. Мы убеждены: великому народу нужны великая культура, современная наука и отличное образование, без которого культурное и научное развитие нации невозможно. Мы подготовили закон «Образование для всех», бюджет развития страны, разработали основы стратегического планирования. Чтобы воплотить эти планы в жизнь, сегодня требуется только одно — ваша поддержка.
Источник: "Свободная пресса"