Предлагаем альтернативу разрушительной реформе образования! Общественные слушания, организованные фракцией КПРФ в Государственной Думе

14:44, 19 январь 2011
2 520
0

2011-01-18 23:26

Руслан Тхагушев,

Алексей Брагин.

Пресс-служба фракции КПРФ – kprf.ru

Фото Сергей Сергеев

 

     18 января в Госдуме  состоялись общественные  слушания по теме: «Две концепции федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: сравнительный анализ». Провел заседание лидер КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе, доктор философских наук Г.А. Зюганов.

 

 

  
Со  вступительным словом к собравшимся  обратился первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, заместитель Председателя Госдумы, доктор педагогических наук И.И. Мельников. С основным докладом выступил заместитель Председателя Комитета по образованию Госдумы, доктор философских наук, лидер общественной организации «Образование – для всех» О.Н. Смолин.

 

    
На  слушаниях также выступили депутаты фракции КПРФ в Госдуме Т.В. Плетнева, Н.В. Коломейцев, Н.В. Разворотнев, известный российский политик, доктор юридических наук С.Н. Бабурин и другие.

 

  

 

  Школу превращают в коммерческую лавку

 

 

 

     Открывая  слушания, Г.А. Зюганов рассказал о своей встрече с Президентом РФ, которая состоялась 17 января. «Впервые собрались в таком формате. Пригласили все руководство Федерального Собрания – председателей палат, их заместителей, руководителей фракций. Обсуждались итоги прошедшего года, но главной темой стали межнациональные отношения. Хочу сказать, что поднятая сегодня тема напрямую связана с проблемами межнациональных отношений и русским вопросом, который в последние годы стал в нашей стране крайне острым».

 

     «Одним  из главных завоеваний русского народа, - подчеркнул Г.А. Зюганов, - стало создание сильного централизованного государства, которое стояло на четырех столпах. Это сильная государственная власть, высокая духовность, коллективизм и справедливость, без которой мы не мыслили своего существования. Русские сумели собрать под свои знамена 130 народов и народностей. В нашей стране присутствуют все мировые религии, 44 религиозных конфессии. Причем русские не порушили ни одной национальной культуры, ни одного языка, ни одной веры и ни одной традиции».

 

     «Вершиной нашей государственности являлась Советская власть, - сказал лидер КПРФ, - которая дала письменность всем без исключения малочисленным народам, а система социальных гарантий, принятая в СССР, стала образцом для всей планеты. Не случайно, ООН обобщала наш опыт прежде всего в области образования, медицины и социальных льгот. И сегодня, когда разразился очередной, 12-й за последние 150 лет кризис капитализма, стало понятно, что прежде всего урезаются эти гарантии. Поэтому бунты и протесты, которые прокатились по Франции и Англии, связаны с ликвидациями гарантий бесплатного образования для молодежи».

 

     «Прошлый  год, - отметил Г.А. Зюганов, - прошел не только под знаком страшных пожаров, в которых пылала Центральная  Россия, не только под знаком уголовной  Кущевки и своего рода восстания «спартаковских декабристов», вылившегося в вандализм на Манежной площади, но он ознаменовался также принятием антисоциального бюджета. По этому бюджету в нашей стране вся социально-культурная сфера переводится на коммерческие рельсы. По сути дела разрушаются гарантированные Конституцией равные права граждан на получение образования и медицинского обслуживания».

 

     «Несмотря на оптимизм, который излучает господин Кудрин, реальное положение на самом  деле сегодня таково, что в ближайшие  два-три года мы не достигнем уровня, который имели в 2008-м – подчеркнул лидер коммунистов. – Казалось бы, на этом фоне надо было выполнить указание президента о проведении модернизации, которое было озвучено на форуме в Ярославле. По этому пути пошли все развитые страны. Обама за прошлый год вкачал в экономику США почти 400 миллиардов долларов, и каждый второй доллар был потрачен на биотехнологии. Китайцы десять лет занимают первое место по темпам роста вложений в науку и образование – ежегодное увеличение почти на 20%. Сегодня Китай занял место Советской страны и показывает уникальные результаты развития своей экономики. Что касается России, то модернизация вылилась в бюджет, в котором нет денег даже на пять ключевых президентских программ. Более того, раз за разом вносятся предложения, которые выводят государство из сферы управления не только экономикой, но и социальными процессами».

 

     «Новый  проект закона об образовании, который предлагает правительство, - отметил далее Г.А. Зюганов, - направлен на то, чтобы превратить в коммерческую лавку школу, спортивный объект, клуб, научное учреждение. Мы считаем, что это абсолютно неправомерная политика, которая приведет нашу страну к деградации и потере позиций на международной арене».

 

     «Советская  страна входила в пятерку самых  безопасных, самых развитых, самых читающих, самых образованных, - напомнил лидер КПРФ. - По этим показателям мы сейчас откатились на задворки истории и продолжаем откатываться дальше».

 

     Г.А. Зюганов отметил, что кое-кто пытается идеализировать эпоху, предшествующую 1917-му году. «Хочу вам напомнить, что царская Россия подряд проиграла три войны – Крымскую, Русско-Японскую и Империалистическую. Во время Русско-Японской войны все японские солдаты умели хорошо читать, между тем в русской армии 8 из 10 солдат были неграмотными. После этого премьер Столыпин внес предложение гарантировать всем начальное образование. Но царская власть отвергла данное предложение. И решение о всеобщем начальном образовании в России было принято только в 1916 году, когда фактически уже была проиграна Империалистическая война».

 

     «Советской  власти досталась уничтоженная экономика, - продолжил лидер коммунистов, - распавшееся государство и абсолютно  неподготовленное для эффективной  модернизации население. Но все стоящие  перед ней задачи Советская страна решила фактически за две пятилетки. В предвоенные десять лет было построено 6 тысяч лучших на тот момент заводов, созданы великолепные школы, почти 100 педагогических училищ и институтов, полностью преодолена неграмотность. Это позволило нам победить в Великой Отечественной войне и прорваться в космос».

 

     «В  современной Америке, - отметил в завершении лидер КПРФ, - работают 17 тысяч докторов наук, воспитанников советских школ и вузов. Между тем во всей российской науке сегодня осталось 27 тысяч докторов. В Советской стране было около миллиона научных работников, сейчас осталось 450 тысяч, и их количество продолжает стремительно сокращаться. Все, что связано с так называемыми реформами высшей школы и образования, ведет к деиндустриализации России и разрушению русской, советской классической образовательной системы, без которой никакой выход из нынешнего кризиса невозможен. И очень важно, принимая любой закон, помнить об этом. Наша фракция подготовила свой проект закона об образовании, который мы будем сегодня вместе с вами обсуждать. И я бы очень хотел, чтобы наши рекомендации услышала вся страна».

 

    

 

Образование – для всех, а  не для избранных

 

 

 

     По  мнению И.И. Мельникова, действующий закон об образовании изначально имел три положительные особенности: 1) относительно высокую степень социальных гарантий работников образовательных учреждений; 2) экономическую свободу образовательных учреждений; 3) категорический запрет на приватизацию образовательных учреждений. Эти три особенности даже в тяжелые годы позволили сохранить традиционную систему образования. Эксперты Совета Европы, как рассказал И.И. Мельников, после тщательного изучения дали высокую оценку данному закону и рекомендовали его для внедрения в других странах.

 

     К сожалению, в последующие годы, несмотря на протест фракции КПРФ в Госдуме, власть нанесла несколько ощутимых ударов по системе образования. Это закон о монетизации льгот и закон об автономных учреждениях. В русле той же антинародной политики закон об изменении статуса бюджетных учреждений, который вступает в полную силу уже в этом году. И.И. Мельников считает, что настоящие цели государственной политики в области образования: 1) борьба за собственность; 2) освобождение государства от его прямых обязанностей; 3) перестройка всего образования на западный манер. Если главные лозунги образовательной системы в СССР были: «Образование – для всех», «Образование – для человека», то для правящей власти: «Образование – для рынка», «Образование – для избранных».

 

     В мае 2010 горда Минобрнауки предложило проект ФЗ «Об образовании в РФ», а 1 декабря того же года представило новую версию законопроекта, который мало отличается от предыдущего по содержанию. Фракция КПРФ в Госдуме подготовила свой вариант законопроекта, который вобрал в себя традиции советской образовательной системы, в его основу положены тексты законов РФ «Об образовании» в редакции 1992 и 1996 гг., а также декларация движения «Образование – для всех».

 

     В чем принципиальное отличие законопроекта  Минобрнауки от законопроекта КПРФ, рассказал депутат Госдумы О.Н. Смолин. Коммунисты предлагают закладывать в бюджет на поддержку образования не менее 7% от ВВП, зарплата учителей должна быть выше средней зарплаты в промышленности (сейчас она – 64%, а в США – 129%). Стипендии для учащихся должны быть на уровне прожиточного минимума. Коммунисты предлагают восстановить на телевидении государственные образовательные телеканалы. Что же касается системы ЕГЭ и так называемого «болонского процесса», то участие в этих программах должно быть добровольным, считает О.Н. Смолин.

 

     Он также провел сравнение двух законопроектов по 44 позициям. Совпадают они только по 8. Во всех остальных случаях наш проект по сравнению с проектом Минобрнауки значительно расширяет права человека в области образования, повышает уровень финансовой и социальной поддержки образовательной системы и всех участников образовательного процесса. «Как нам представляется, законопроект Министерства предполагает консервацию современной образовательной политики, которая приводит к понижению интеллектуального и человеческого потенциала страны, - отметил О.Н. Смолин. – Напротив, альтернативный законопроект предполагает действительную модернизацию образования, способную стать базой для научно-технического прорыва и движения России по направлению к «обществу знаний».

 

    

 

Cделать  правильные выводы

 

 

 

     Депутат Госдумы Т.В. Плетнева в своем выступлении подвергла критике систему «подушевого» финансирования образовательных учреждений, а также высказала возмущение в связи с тем, что по центральному телевидению в год, объявленный «Годом учителя», демонстрировали оскорбительный для всех работников образовательных учреждений художественный фильм «Школа». Тамара Васильевна считает, что надо вернуться к советской системе образования.

 

     Депутат Госдумы Н.В. Разворотнев в своем выступлении поднял проблемы средне-специальных учебных заведений. По его информации, за годы «реформ» их количество по стране сократилось примерно на 1 тыс., а прием учащихся – примерно на 1 миллион. Надо повышать зарплату мастерам с учетом средней зарплаты по промышленности и стипендию учащимся - с учетом прожиточного минимума, отметил Николай Васильевич.

 

     Депутат Госдумы Н.В. Коломейцев рассказал, что в Ростовской области за годы «реформ» было закрыто около 40% школ. «Не надо забывать, о классовой сути государства, - подчеркнул Николай Васильевич, - Президент и правительство представляют интересы крупного российского капитала – олигархов, поэтому они никогда не будут защищать интересы простого народа». «В России есть только одна партия, которая защищает интересы большинства населения – это КПРФ», - заключил депутат.

 

     Было  много других интересных выступлений, звучали конкретные предложения по заявленной теме.

 

     Завершая заседание, Г.А. Зюганов отметил, что вряд ли представители власти сделают правильные выводы. «Но мы все должны очень плотно поработать с этим исключительно важным законом, - продолжил лидер КПРФ. - Эта тема у нас будет ключевой на предстоящем Пленуме». Он также сообщил, что по итогам слушаний будет подготовлен специальный сборник.

 

     Участники форума приняли рекомендации к органам  исполнительной и законодательной  власти, в которых содержатся предложения по спасению отечественной образовательной системы.

Комментарии (0)
Добавить