Олег Смолин (КПРФ): Либо мы значительно повышаем статус учителя, либо ни о каких экономических прорывах не стоит и мечтать
В Госдуме в преддверии Нового года решили порадовать педагогов новым законопроектом, который пересмотрит разрешенную стоимость подарков работникам образовательной сферы в сторону повышения. Об этом заявила первый зампред комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая.
Фото: Государственная Дума
«Как гласит буква закона, подарки до трех тысяч рублей учителям разрешены, чтобы впоследствии не возникало вопроса, лучше, конечно, чек сохранить. Однако я считаю, что данная норма устарела. Стоимость подарка в отношении врачей и учителей точно может быть пересмотрена. Соответствующий законопроект сейчас находится в разработке», — рассказала она.
Парламентарий пояснила, что данный лимит был актуален в начале 2000-х, когда норму только ввели. Однако сейчас, по её мнению, это требование устарело и не соответствует текущей экономической ситуации.
Напомним, стоимость подарков учителям, согласно статье 575 Гражданского кодекса РФ (Запрещение дарения), не должна превышать 3 тысячи рублей.
О том, что эту норму пора пересмотреть, «единоросс» Буцкая заявила еще в начале октября — накануне празднования Дня учителя. Впрочем, ни тогда, ни сейчас депутат не конкретизировала, о каком порядке цифр может идти речь.
Понятно, что Новый год — время подарков. Но в данном случае сама постановка вопроса выглядит как-то унизительно. Может депутатам стоило бы заняться более насущными вопросами. Например, почему у нас школьные учителя (за небольшим исключением) даже при максимальной нагрузке зарабатывают намного меньше курьеров. Или почему более 40% выпускников педвузов и колледжей не идут работать в школу, а среди тех, кто все-таки идет, почти треть увольняется в первые три года.
— Дело вовсе не в подарках, — уверен первый зампред Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, доктор философских наук, академик Российской академии образования Олег Смолин.
— Если родители, например, на выпускной подарят учителю букет за пять тысяч рублей, ничего проблемного я в этом не вижу. Сейчас это действительно совсем не те деньги, что были, когда устанавливалось ограничение в три тысячи. Но и от пересмотра данной нормы ничего не изменится. Потому что главная проблема совершенно в другом.
Позволю себе только пару примеров. Так, согласно данным Высшей школы экономики (ВШЭ), 40% учителей вынуждены экономить на всем кроме еды. При этом они работают не на одну ставку.
Например, в городе Омске, который я представляю, средняя нагрузка учителя 2,1 ставки. И они получают значительно меньше, чем средняя заработная плата по региону. Вот где нужно искать проблему.
Поэтому можно, конечно, заниматься, что называется, «комарами». Но от этого реальные болезни в системе образования не исчезнут.
По оценкам Центра непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС), если бы школьные преподаватели работали с нормальной нагрузкой, то не хватало бы 250 тысяч учителей. Вот чем, на мой взгляд, должны заниматься депутаты.
Кстати, в Госдуме находится подготовленный мною и внесенный группой депутатов фракции КПРФ законопроект «Об образовании для всех, в течение всей жизни», который требует, чтобы учитель получал все, что ему положено по указу президента №?597. То есть его зарплата должна быть не ниже средней по региону. Мы же еще добавляем — и по Российской Федерации в целом, чтобы уменьшить неравенство при работе на одну ставку, а не на две, как сейчас сплошь и рядом.
«СП»: Что препятствует его принятию?
— Естественно, все это требует серьезных затрат государства, и мы понимаем, что ситуация в стране с бюджетом сложная. Но хочу напомнить, что в период Великой Отечественной войны после Курской битвы с фронта снимали мужчин-учителей. И направляли их в школы для того, чтобы дети могли получить настоящее, в том числе мужское воспитание. Как говорят, «его пример другим наука».
Я не думаю, что тогда экономическое положение страны было лучше.
Поэтому вариантов у нас только два: либо мы значительно повышаем статус учителя, а значит качество образования. Либо мы не сможем реализовать стратегию экономического прорыва, который нам очень и очень нужен.
«СП»: Если не ошибаюсь, кажется, Отто фон Бисмарк говорил, что войны выигрывают не генералы, а школьные учителя. Вы согласны?
— Да, это высказывание принадлежит Бисмарку. Но я хотел бы привести другую формулу, она принадлежит советскому, российскому писателю Борису Васильеву. А он говорил, что перед Великой войной было сформировано поколение, о которое «разбилась крупповская сталь» — т.е. самое лучшее на тот момент времени. Вот для того, чтобы воспитать такое поколение, нужно обеспечить достойный статус учителя.
По материалам издания «Свободная пресса»




