Иностранных агентов в России нет
Александр Коновалов репрессиями заниматься не намерен
Министерство юстиции пока не исполняет нормы закона о некоммерческих организациях, касающиеся так называемых иностранных агентов. То есть НКО, получающих деньги из-за рубежа и при этом занимающихся политической деятельностью. Это фактически признал глава Минюста Александр Коновалов во вчерашнем выступлении перед Госдумой. Само ведомство никого принуждать к регистрации в этом качестве не имеет права, сказал министр, обмолвившись, что в случае иной концепции закона все могло быть иначе. Впрочем, он дал понять, что и действующему закону предстоит пройти через испытания в судах, в том числе и Конституционном.
За два месяца действия закона об «иностранных агентах», вступившего в силу в конце ноября, в их ряды записалась лишь одна структура – организация «Щит и меч» из Чувашии. Напомним, что в конце декабря ее руководство объяснило такое решение желанием разобраться, как же все-таки работает скандальный закон. Вчера на правительственном часе в Госдуме министр юстиции Александр Коновалов фактически дал понять, что пока ничего не действует и ни одного случая внесения в реестр, кроме вышеназванного, так и не случилось.
А началось все с того, что единоросс Михаил Маркелов спросил министра о новостях по «иностранным агентам» на середину января – какие здесь проблемы у Минюста, мешают ли ведомству проводить регистрацию и чем депутаты могут Коновалову помочь с точки зрения законодательства. На это Коновалов ответил неожиданно: дескать, законодательная помощь может заключаться лишь в кардинальном изменении концепции закона, превращении его в более репрессивный – скажем, с правом Минюста на настойчивые проверки таких НКО.
Думцы оказались в замешательстве, не поняв сперва, шутит ли министр таким экстравагантным образом или, напротив, прозрачно намекает на желательность корректировок законодательства. Тем более что Коновалов продолжил свой ответ в том же стиле. Мол, сейчас речь идет, по сути, «о самостоятельном декларировании НКО своего статуса». Однако потом все-таки стало понятно, что глава Минюста просто избрал необычный способ как бы отстраниться от скандальной инициативы, выдвинутой «Единой Россией» по наущению кремлевских кураторов. Он, в частности, заявил: «Сами выявить наличие иностранной помощи мы не в состоянии и будем работать по результатам данных от органов финансового контроля и от органов, ведущих оперативно-разыскную деятельность».
Коновалов подверг сомнению второй критерий отнесения НКО к «иностранным агентам» – осуществление политической деятельности. Напомним, что в законе единороссами она определена весьма широко. НКО считается политической, если «независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях». Глава Минюста предрек: «Что касается участия в политической деятельности, то я допускаю, что будут споры и дискуссии вплоть до Конституционного суда». И добавил, что его ведомство будет наблюдать за судебной практикой и по мере ее накопления действовать.
Опрошенные «НГ» депутаты от оппозиции тоже пришли к выводу, что Минюст не только не требует себе никаких дополнительных полномочий, а наоборот, публично свидетельствует о нежелании пользоваться даже имеющимися. Например, глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев не исключил, что это мог быть и намек на желание получить в отношении «иностранных агентов» дополнительные возможности. Однако, по его словам, «более вероятно, что Коновалов таким образом дал понять «Единой России», что Минюст репрессиями заниматься не намерен». Соловьев предположил: скорее всего до единороссов не дошло понимание, что «наверху по этому вопросу произошли подвижки в другую сторону. То есть генеральная линия немного изменилась, а они все еще продолжают разбивать себе лбы». Коммунист отметил, что изменения политики Кремля стали понятны после того, как Владимир Путин не просто сохранил Совет по правам человека при президенте, а даже расширил его состав.
Депутат из «Справедливой России» Дмитрий Гудков с еще большей уверенностью сказал «НГ», что у Коновалова «просто нет желания исполнять этот закон».
Иван Родин
http://www.ng.ru/politics/2013-01-17/3_konovalov.html
Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт