Об объединении Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации
Уважаемый господин Председатель!
Уважаемые коллеги!
По мнению фракции КПРФ, слияние судов будет иметь как некоторые положительные, так и весьма отрицательные последствия.
Положительно то, что в конце концов, сложится единая судебная практика. Хотя добиться этого можно и более простым путём – проведением совместных пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, но можно и так как предлагает законопроект: «нет Высшего Арбитражного Суда - и нет никаких проблем с правоприменительной практикой». И это тоже вариант решения одной действительно имеющейся проблемы. Кроме того, важным является и то обстоятельство, что после объединения судов многие чиновничьи должности, по обслуживанию руководителей двух высших судов и их заместителей будут упразднены, что несколько уменьшит расходы на судейскую систему.
На этом, пожалуй, все плюсы и заканчиваются.
А вот минусов наберётся побольше:
1.Для профессиональных юристов не является секретом то обстоятельство, что арбитражные суды в РФ более прогрессивны и восприимчивы к новому, чем суды общей юрисдикции.
2.Арбитражные суды в силу своей специфики и структуры менее связаны и подчинены исполнительной власти, они менее политизированы и способны выносить правовые решения даже по выборным делам, в отличии от судов общей юрисдикции, что ещё раз наглядно подтвердили выборы мэра города Москвы.
3.Минусом этой реформы является и то, что в ходе её проведения будут потеряны многие высококвалифицированные кадры, способные не только дать объективно-правовую оценку по конкретному делу, но и выдержать давление со стороны исполнительной власти.
Напомню, что уже семь судей Высшего Арбитражного Суда РФ подали заявление об отставке.
Кроме того, значительная часть высококвалифицированного технического персонала вряд ли захочет переезжать в Петербург, что тоже, безусловно, скажется на сроках и качестве отправления правосудия.
4.В условиях надвигающегося кризиса немаловажным минусом предлагаемой реформы будут и колоссальные материальные расходы, связанные с переездом в Питер всего состава ВС, и на это деньги в бюджете оказывается есть, а вот на детей войны партия власти средства найти никак не может.
5.Не до конца ясна и судьба нижестоящих судов: как и в каком режиме они будут функционировать, как в переходный период, так и после него.
6.Что же касается назначения областных прокуроров Главой исполнительной власти, то этот новый порядок, фактически, ставит крест на конституционном принципе разделения властей. Прокуратура станет полностью зависимой от чиновничьей вертикали. Вряд ли в такой ситуации можно рассчитывать на её объективность и служение Закону.
Таким образом, вместо всенародно избранных судей и независимой системы прокуратуры мы получаем жёстко подчинённую чиновничьей власти максимально централизованную судебную систему и прокуратуру. О каком независимом суде и разделении властей мы в этой ситуации можем говорить?
По мнению КПРФ, отступление от Конституции РФ, изменение её базовых принципов, какими бы благими намерениями они не объяснялись, вещь абсолютно недопустимая!
В связи с этим, коммунисты не будут поддерживать данный вариант судебной реформы.