Чиновникам запретят рекламу в соцсетях
Депутат нижней палаты парламента и глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев готовит законопроект о внесении изменений в ФЗ «О рекламе». Поправки касаются введения законодательного запрета для государственных служащих на использование своих персональных блогов и страниц в социальных сетях в интернете для размещения коммерческого рекламного контента, в том числе и скрытой рекламы брендов и логотипов. По мнению законодателя, госслужащие, зачастую имеющие многие десятки тысяч подписчиков в соцсетях, не могут в силу своей должности и дополнительный ответственности заниматься рекламированием разного рода брендов.
С развитием информационных технологий и появлением разнообразных социальных платформ в интернете госслужащие, в первую очередь избираемые, активно пользуются соцсетями для общения с избирателями. При этом количество читателей многих официальных лиц может составлять десятки тысяч человек, в некоторых случаях и сотни тысяч, что можно сравнить с посещаемостью некоторых не самых последних интернет-СМИ.
Медийные персоны, не связанные с властью, имеющие сотни тысяч подписчиков, активно используют данные ресурсы для рекламных целей, в том числе и в формате product placement или ознакомительных статей о той или иной продукции. Визуальную демонстрацию разного рода брендов можно встретить и на страницах представителей власти, в том числе и депутатов Госдумы.
По мнению коммуниста Соловьева, народные избранники, за которых проголосовали многие тысячи людей, не могут заниматься рекламой в соцсетях.
— Осенью мы будем предлагать поправки в закон «О рекламе» в части запрета на рекламу брендов на страницах блогов и соцсетей государственных служащих. Госслужащий — лицо ответственное и популярное, для своих избирателей он является гарантом качества товара либо услуги, но именно по этой причине злоупотреблять доверием своих сторонников не правильно, — считает коммунист. — Экономическая реклама должна транслироваться в соответствии с законом «О рекламе» на специально отведенных для этого ресурсах. Если в переписке упоминать бренды можно, то на фото и видео необходимо запретить их демонстрацию, а также статьи о качестве товара.
Коммерческие бренды действительно зачастую используют лица медийных персон, которым доверяют миллионы потенциальных покупателей, для продвижения своей продукции. Сами звезды кино или эстрады получают от такого сотрудничества многомиллионные контракты, зачастую зарабатывая на рекламе больше, чем своей основной профессией.
— Я думаю, это право каждого, не только чиновника, но и всякого гражданина — на своих личных страницах в соцсетях публиковать те фото, которые ему хочется. Если у меня есть фотография, где я сижу с бутылкой такого-то кваса или с буханкой такого-то хлеба и мне хочется ее выложить, то я имею полное право это сделать. Нарушение данного права противоречит Конституции, — считает депутат единоросс Александр Сидякин.
Блогер и эксперт в сфере массовых коммуникаций Эдвард Чесноков подтвердил «Известиям», что блоги российских политиков могут быть местом размещения рекламного контента.
— Большинство политиков, за исключением премьера Медведева, не являются популярными блогерами. Однако в силу их статуса интернет-аудитория проявляет к высказываниям чиновников повышенное внимание. Их аккаунты в Сети могут быть интересны компаниям, в том числе зарубежным, как площадки для рекламы, — сказал Чесноков. — Поэтому запрет на такие высказывания считаю абсолютно оправданным. Чиновник — это человек с особой ответственностью, которому нельзя обманывать оказанное ему избирателями или государством доверие.
Эксперт отметил, что светские медийные персоны и топовые блогеры нередко используют свои блоги и страницы в соцсетях для размещения рекламы без указания на то, что соответствующие посты проплачены.
В ноябре прошлого года произошла чрезвычайно удачная с рекламной точки зрения кампания по демонтажу установленного на Красной площади павильона-чемодана одного французского дома моды. Высказанное чиновниками недовольство установкой «чемодана» в центре столицы и медийное освещение этого скандала привело к многократному упоминанию иностранного бренда в российских СМИ. По подсчетам экспертов, дом моды в результате сэкономил порядка $20 млн на бесплатной рекламе своей марки.