В Госдуме жалуются на поддельные депутатские запросы
Депутат Госдумы от «Единой России» Илья Костунов требует найти мошенника, который в декабре прошлого года направил от его имени поддельный депутатский запрос в областную прокуратуру Пензенской области. Сам законодатель не знает, кому могло потребоваться представляться его именем, но рассчитывает на то, что злоумышленник будет найден.
26 декабря прошлого года первый зампрокурора Пензенской области Александр Морозов направил Илье Костунову письмо (есть в распоряжении «Известий») о том, что в прокуратуру поступил якобы депутатский запрос, подлинность которого вызвала определенные сомнения. В частности, как пишет Морозов, запрос «отправлен не на официальном бланке депутата ГД ФС РФ, на нем отсутствуют соответствующий порядковый номер, штрихкод и шестизначный номер, свидетельствующие о регистрации его в канцелярии ГД РФ».
Уже 29 декабря депутат Костунов подтвердил, что никакого запроса не направлял, нумерация документа не соответствует принятой в Госдуме, а его подпись была подделана.
— 27 декабря мне пришло письмо из прокуратуры Пензенской области по подтверждению депутатского запроса, пришедшего им якобы от меня. Они созвонились с Госдумой и выяснили, что бланк должен быть пронумерован и иметь специальный формат. Запрос был оформлен на распечатанном на цветном принтере бланке, без номера, имел вместо моей подписи корявую надпись «Костунов», — рассказал «Известиям» парламентарий. — В запросе был описан какой-то имущественный спор. Я ответил, что запроса такого не отправлял. И сейчас жду результатов разбирательства. Я знаю, что примерно несколько лет назад было жестко с этой ситуацией, Федеральная служба безопасности работала в этом направлении, уволили даже некоторых помощников, которые отправляли запросы без ведома депутатов.
В поддельном запросе (имеется у «Известий») от имени депутата Костунова на имя прокурора Пензенской области Натальи Канцеровой говорится о несогласии законодателя с решением одного из районных судов Пензы по сносу дома, которое якобы является сомнительным с точки зрения закона. В документе неизвестное лицо от имени парламентария просит областную прокуратуру «дать надлежащую оценку действиям должностных лиц администрации г. Пензы».
Заместитель руководителя аппарата Госдумы Юрий Шувалов подтвердил «Известиям», что за всю историю работы нижней палаты парламента попытки фальсифицировать депутатские запросы предпринимались неоднократно.
— Каждый конкретный случай требует внимательного изучения. Безопасность системы зависит и от организации делопроизводства каждым депутатом, и от ответственности сотрудников, взятых на работу. Если действительно произошел подлог, то это повод для серьезного расследования. Для этого я должен получить материалы и ознакомиться с ними, у меня пока нет этой информации, — сказал Юрий Шувалов. — Прежде на разных этапах работы Госдумы случались подобные инциденты, которые определенным образом пресекались. Мы очень внимательно относимся к защите документов и информации, которая в них содержится. У нас создана система электронного документооборота, и всегда можно проверить, что истинно, а что ложно.
Депутат Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов рассказал «Известиям», что когда он был руководителем секретариата Владимира Жириновского, ему также приходилось сталкиваться со случаями фальшивых запросов, подписанные якобы лидером партии.
Помощники депутатов и сотрудники ГД нередко попадались на рассылке фальшивых запросов.
Так, летом 2010 года сотрудники департамента экономической безопасности МВД РФ задержали экс-помощника депутата Леонида Слуцкого Виктора Сохацкого по подозрению в получении взятки в $70 тыс. Также ему вменяли и организацию заказных депутатских запросов. Тогда в МВД заявили, что это был не первый случай, когда помощники депутатов пытались использовать свои удостоверения и место работы в преступных целях.
Глава юридической службы КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев отметил, что законодатели отправляют от своего имени огромное количество запросов и для их проверки необходимы дополнительные ресурсы.
— Запросов отправляется огромное количество, ведь по закону мы должны ответить на каждую просьбу, направленную нам, или же перенаправить такое обращение в профильную инстанцию, обязательно уведомив при этом адресата. Через меня как руководителя юридической службы фракции проходит около половины запросов, и при такой загрузке приходится привлекать и помощников на общественных началах, и юристов, не только штатных, и уследить всегда и за всеми всё равно невозможно, — рассказал Вадим Соловьев. — Поэтому у разных фракций случались ситуации, когда со стороны помощников предпринимались попытки подлога запросов. Но все такие случаи должны тщательно расследоваться как чрезвычайные происшествия особой важности, поскольку недосмотр в этом отношении может принести много вреда.
Помощник депутата Разиет Нахто («Единая Россия») Анзор Кандор рассказал, что к парламентариям нередко поступают просьбы об отправке запросов по судебным делам.
— Денег за запросы нам не предлагали, но бывает, обращаются адвокаты или сами граждане, которые проходят по уголовным делам в качестве обвиняемых, однако мы сразу отказываемся, поскольку в законе о статусе депутата есть прямой запрет парламентарию вмешиваться в работу судов и следственных органов. Такие просьбы граждан мы автоматически переадресовываем в профильные органы, — рассказал он.
Федеральный судья в отставке, заслуженный юрист России Сергей Пашин заметил, что подделки депутатских запросов подпадают по действие Уголовного кодекса РФ, так же как и продажи депутатами своих запросов.
— Что касается, граждан, подделавших депутатский запрос, то есть статья о присвоении полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ — исправительные работы до 2 лет либо арест до 3 месяцев) или же — элементарно — мошенничестве (ст. 159 УК РФ), статья о подделке документов (ст. 327 УК РФ). Если сам депутаты берут плату, то это может квалифицироваться как нарушение закона по статье о взятке (ст. 290 УК РФ, максимальный срок — 10 лет лишения свободы) или по статье о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ — до 10 лет лишения свободы), — рассказал Сергей Пашин. — Все эти статьи подразумевают лишение свободы в качестве наказания.
Сами депутаты не раз оказывались на скамье подсудимых за продажу корочек и мест в избирательных списках.
В конце ноября 2014 года в Ивановской области был вынесен приговор депутату Ивановской облдумы от ЛДПР Владимиру Нетесову и члену регионального отделения ЛДПР Александру Морокину, которые были задержаны при продаже удостоверений помощников депутата Госдумы. В ходе следствия было установлено, что фигуранты дела в 2012 и 2013 годах за 500 тыс. рублей выдали удостоверения помощников депутата Госдумы двум гражданам, один из которых был бизнесменом.
Также в мошенничестве обвинялся депутат ГД от КПРФ Константин Ширшов, суд приговорил парламентария к 5 года лишения свободы в исправительной колонии. Суд установил, что Ширшов в 2011 году склонял одного из жителей Московской области к включению его кандидатуры в федеральный список с последующим гарантированным избранием депутатом. За эту услугу Ширшов вместе с соучастниками требовали у предпринимателя €7,5 млн.