Охрана и оборона избирательных прав граждан

12:24, 01 март 2016
1 308
0

На сайте ЦИК РФ выложено пособие для полиции о ее обязанностях по обеспечению избирательных прав граждан. На это в целом направлены 4 статьи в Уголовном кодексе (УК) и 34 статьи в Кодексе об административных нарушениях (КоАП). Однако в брошюре полицейским в качестве типовых случаев предлагаются лишь те, когда нарушителями являются граждане и активисты партий, а не должностные лица и сотрудники комиссий.

МВД активно сотрудничает с избиркомами в ходе всей кампании, например командирует в них экспертов-почерковедов для проверки подписей граждан, собранных за партии. В компетенции полиции и предоставление информации о судимостях потенциальных кандидатов. Однако главной обязанностью полицейских в период выборов является, конечно, обеспечение их безопасности, а также пресечение всевозможных нарушений. В целом эта работа и называется – обеспечение избирательных прав граждан.

Центризбирком разместил сейчас на своем сайте соответствующее методическое пособие, подготовленное специалистами Нижегородской академии МВД. «Анализ судебной и правоприменительной практики, различного рода публикаций в СМИ показывает, что нарушения избирательного законодательства на всех уровнях публичной власти носят весьма распространенный характер. Появляются все более изощренные по изобретательности технологии политического «убийства» конкурентов в глазах населения, факты криминализации народных представителей, введения в заблуждение избирателей», – констатируют они. И честно поясняют – все это во многом из-за того, что на выборах все большую роль теперь играют деньги. Это, мол, и средство для достижения успеха на них, и во многом цель возможной победы.

«Во многих случаях только своевременное вмешательство полиции, применение мер соответствующего реагирования позволяют восстановить нарушенные избирательные права граждан, обеспечить целостность и легитимность избирательного процесса, избежать негативных социальных последствий, наказать виновных лиц», – вот так жестко описывают ситуацию авторы брошюры. Они также указывают, что сейчас полицейским трудно оценить весь круг своих обязанностей на выборах. Хотя бы потому, что они не кодифицированы, а наоборот, изложены в большом количестве нормативных актов.

Стоит отметить, что прежде чем представить эти обязанности в скомпилированном виде, брошюра проводит для полицейских настоящий политликбез. В ней разъясняется, что такое избирательные права и системы, как устроено голосование в России и других странах, даются понятия законности и легитимности выборов – и в этом случае затрагивается даже тема цветных революций. О них вспоминается для того, чтобы сказать – бывают и такие вроде бы выборы, которые трудно признать легитимными по той причине, что они проводятся сразу же после незаконных переворотов.

В общем, прочитав сей труд, сотрудник полиции должен понять, что к чему. После этого ему будет, видимо, более понятно, почему в УК есть 4 статьи, связанные с выборными нарушениями, а в КоАП их целых 34 штуки. Напомним, что действительно одна из главных «предвыборных» норм УК – это статья 141 – «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий». По ней можно получить от штрафа и года исправительных работ до четырех лет тюрьмы при отягчающих обстоятельствах – например, использовании служебного положения.

Любопытно, что в брошюре нижегородских специалистов есть специальный раздел, где разбираются типовые ситуации, с которыми полицейский может столкнуться на избирательном участке. Однако там почему-то совсем не упоминаются случаи, когда надо отреагировать на жалобы избирателей, которым, по их мнению, помешали именно сотрудники избиркомов. Зато в издании есть много другого – например, выпроваживание кандидата, пришедшего качать права, изъятие запрещенной к распространению в день выборов агитпродукции, пресечение незаконных публичных акций и агитации на участке или рядом с ним. Есть и рекомендации по обороне участка от нападения извне или беспорядков изнутри, порядок действий при подозрении на теракты и угрозы взрывов и так далее.

Приводятся и методики противодействия вбросу бюллетеней и так называемой «карусели». Вот только и та и другая технологии изложены как-то необычно – скажем, «каруселью» предлагается считать не перевозку одних и тех же избирателей с участка на участок, а попытку проголосовать заранее заполненным бюллетенем в обмен на принесенный чистый. Короче говоря, опять делается упор на то, что нарушения в основном устраивают сами граждане, активисты партий и кандидаты, а вовсе не представители комиссий, местных органов власти и региональных администраций.

По мнению главы юрслужбы КПРФ Вадима Соловьева, такая субъективность авторов методички весьма печальна. Впрочем, заметил он, она по большому счету и объективна. «К сожалению, правоохранительные органы сильно политизированы и они обеспечивают не столько права граждан, сколько административные функции избиркомов». 

http://www.ng.ru/politics/2016-03-01/3_ohrana.html
 
Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт.
Комментарии (0)
Добавить
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив