Депутатов накажут за грубую критику власти
Парламенты одного субъекта РФ за другим принимают сейчас этические кодексы, запрещающие депутатам грубо критиковать коллег и исполнительную власть. Нарушения предполагается наказывать лишением слова на заседаниях. Оппозиционеры в Госдуме, которая пока своего кодекса так и не обрела, опасаются, что пример регионалов окажется заразительным для Федерального собрания как раз к началу избирательной кампании.
Попытки согласовать между фракциями этический кодекс Госдумы действительно еще ни разу не оказались успешными. Так что теперь обкатка наиболее оптимального реестра норм депутатской морали проходит в регионах. Инициаторы запретов на грубости и нелицеприятности указывают, что это позволит убрать из парламентских залов драки и словесные перебранки.
Однако в ряде регионов депутаты кроме плохих слов в адрес коллег также запретили себе несправедливые высказывания о должностных лицах, об органах государственной и муниципальной власти. Нарушителей в наказание за чрезмерную критичность мышления будут лишать права голоса на одно или несколько заседаний. Правда, в документах не уточняется, какая именно информация будет считаться порочащей чиновников и депутатов.
Например, буквально на днях гордума Костромы одобрила проект соответствующего кодекса, в котором говорится, что «депутат должен воздерживаться от предоставления, размещения и распространения в СМИ, в Интернете информации, которая может причинить ущерб репутации органов государственной власти, органов местного самоуправления, депутатов Думы города Костромы, должностных лиц». Действия, направленные на ограничение свободы самовыражения, которой обладают народные избранники, рамками, действующими для госчиновников, предпринимаются и в других регионах. Например, в Воронеже, Нижнем Новгороде и Ярославской области.
Серьезные дозы этики власть старается прописать и работникам бюджетной сферы. К примеру, в январе этого года в Забайкалье был принят кодекс профессиональной этики государственных медработников. Им было запрещено критиковать краевую власть. Произошло это после серии забастовок из-за невыплаты зарплат.
Как отметил адвокат Теюб Шарифов, такие решения фактически противоречат Конституции, которая гарантирует не только свободу мысли и слова, право на митинги и демонстрации, но и право на индивидуальные и коллективные трудовые споры. Он напомнил и о мнении Конституционного суда, который примерно год назад дал оценку ряду запретов из Закона «О муниципальной службе»: «Суд пришел к выводу, что чиновнику можно иногда критиковать власть, в том числе и в СМИ, – потому что тотального запрета на подобную критику российские законы не предусматривают».
На своей странице в Facebook депутат Госдумы Дмитрий Гудков уже задался вопросом, как скоро подобная инициатива дойдет до Госдумы. По его словам, для исполнительной власти хороший депутат – молчащий депутат: «Потому что молчание – золото. Не забудьте об этом на выборах в сентябре, не огорчите чиновников».
Первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов считает, что массовое появление этических кодексов – это последствия украинских событий. По его мнению, накануне предвыборной кампании регионы просто пытаются избежать «тех драк и перебранок в сессионном зале, которые на протяжении долгого времени происходили и происходят в Верховной раде».
Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев тем не менее указал, что запреты на критику становятся в России тенденцией. По его словам, все это похоже на ограничение свободы слова в основном для оппозиции: «Разумеется, критика должна быть конструктивная, а не огульная. Как говорится, «бей фактами, а не в морду». Он уверен, что если такая тенденция возьмет верх и запреты на критику будут сформулированы по максимуму, стремление к чему, полагает Соловьев, можно, к сожалению, наблюдать уже сегодня, то законодательные органы целиком потеряют свою функцию. «Я опасаюсь, что финалом этой этической истории может стать очередная попытка цензурировать выступления в парламенте», – заявил он.
Отметим, что как раз сейчас Минтруд готовит очередные поправки в Кодекс этики для госслужащих. Их суть в том, чтобы в соцсетях запретить им и критиковать власть своими словами, и размещать там же компрометирующую ее информацию. Именно в этой новой редакции кодекса будет четко прописано, что чиновник должен воздержаться не только от публичной критики в адрес госорганов и других чиновников, но и публикации фотографий, рисунков и песен, в которых негативно представлен образ власти. Не должно быть в соцсетях и таких снимков, которые компрометируют самого чиновника, их выкладывающего.