Грудинин использует черный пиар как удобрение
Движение «Голос» констатировало, что продолжает набирать обороты кампания против кандидата от КПРФ Павла Грудинина. Он стал лидером по негативу на телеканалах. Утверждается, что руководитель «Совхоза имени Ленина» отбирает у людей жилье, а в Сети проводит агрессивную агитацию с помощью купленных ботов. Эксперты отмечают: несмотря на все эти сюжеты, рост популярности Грудинина продолжается потому, что у общества оказался большой запрос на политическое обновление.
«Голос» запустил программу мониторинга федеральных телеканалов в период выборов президента России. Шестая неделя кампании принесла неожиданную новость.
В докладе за период с 22 по 28 января отмечено, что вместе с президентом Владимиром Путиным преимущество в освещении на федеральных телеканалах как по количеству упоминаний, так и по объему эфирного времени имеют и Грудинин, и лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Суммарно эти кандидаты занимают 55% всех упоминаний, из которых 20% приходится на Грудинина, 18% на Жириновского и только 7% – на Путина. Остальным кандидатам уделено значительно меньше времени. Впрочем, указывается в докладе, «это стало возможным за счет большого числа сюжетов негативной тональности в отношении кандидата от КПРФ».
В «Голосе» утверждают: «В ряде случаев выявлены нарушения журналистской этики и уничижительные сообщения о деятельности кандидатов на должность президента». Вывод был сделан после изучения 150 выпусков новостей.
Распределение упоминаний по телеканалам показывает, что у Путина, Жириновского, а также Бориса Титова и Григория Явлинского наибольший охват аудитории. В ряде случаев кандидатов упоминали только один или два телеканала. Но по времени, выделенному на освещение кандидатов в президенты в сюжетах о выборах, опять же лидирует Грудинин – в среднем на описание его кампании уходит 84 сек. Далее идет Жириновский (53 сек.) и Путин (42 сек.). «Однако важно учитывать тональность сообщений. Большинство мы квалифицировали как нейтральные, но часть сюжетов носит негативную или позитивную тональность», – отметили эксперты.
Позитивные сообщения преобладают у Путина (59% случаев) при полном отсутствии негативных, а негативные у Грудинина (77% случаев) при полном отсутствии позитивных. По Ксении Собчак, кстати, тоже есть преобладание негативных сообщений – 21%. И только 12% – это позитивные упоминания (67% – нейтральные). У Явлинского в активе позитивных сюжетов нет, но зато только 15% негативных при 85% нейтральных.
Количество негативных сюжетов в СМИ и Интернете о Грудинине продолжало расти и на этой неделе. На одном из сайтов, скажем, вышла статья о том, что он якобы отбирает у своих сотрудников квартиры. В тексте фигурирует имя конкретного человека и сканы неких документов. Появилась и информация, что кампания Грудинина в соцсетях якобы уже обошлась ему в 4,5 млн руб. Дескать, сторонники Грудинина выкупили более сотни тематических групп в «ВКонтакте», которые до момента их приобретения не имели никакого отношения к политике. Новые администраторы переименовали эти группы и начали пр
о
водить активную агитацию, оставив всех предыдущих подписчиков, но их об этом не предупредив.
Коммунисты уже подали 10 жалоб в Центризбирком и готовят документы в суд, сообщил зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин. Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев рассказал «НГ»: «Мы подали жалобу в Генпрокуратуру и жалобы в ЦИК на негативную телеагитацию против Грудинина – оказалось только на него одного идет волна отрицательной информации. Отдельные эпизоды есть еще по Жириновскому и Собчак». Он пояснил, что в жалобах есть такой аргумент: «Негативная агитация запрещена, но против Грудинина высказываются и Жириновский, и Сурайкин, и Бабурин». По словам Соловьева, «мы можем подать в суд в том числе на негативную информацию».
Однако, согласно последнему опросу ВЦИОМа и собственным исследованиям коммунистов (см. «НГ» от 31.01.18), за последний месяц популярность Грудинина, несмотря на весь негатив, продолжает расти. Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов напомнил «НГ» известную присказку: «Хороша любая публикация, кроме некролога. Конечно, кто-то верит информации, кто-то нет, но все работает на известность, а это сейчас основная проблема – маленькая узнаваемость по стране». Однако главный фактор – это все-таки общественные настроения. «В обществе есть большой запрос на перемены. Мы говорили об этом год назад, потом и ВЦИОМ это подтвердил: впервые за 20 лет люди хотят перемен сильнее, чем стабильности. Новое лицо – Грудинин – попал в тренд», – заявил Обухов.
Сопредседатель движения «Голос» Андрей Бузин пояснил «НГ»: «Что касается роста узнаваемости, то это нормально для президентской кампании, СМИ показывают картинку, и любой кандидат обретает известность в народе». Эксперт согласился, что «если популярность Грудинина растет, несмотря на большое количество негатива, то это означает, что в России очень сильны протестные настроения. И рейтинг любого кандидата от оппозиции неминуемо поднимается, пусть и при черном пиаре».
Таким образом, получается, что Грудинин, как и полагается аграрию, использует в качестве удобрения любую органическую субстанцию – вне зависимости от ее происхождения. И действительно, тот же ВЦИОМ подтвердил, что Грудинин остается на втором месте после Путина с рейтингом в 7,2%. А третье место того же Жириновского – это 5,9%. Инициативный опрос с выборкой в 3 тыс. респондентов был проведен 26–28 января.