Информация
КПРФ требует запрета электронного голосования
Действия Госдумы, которая уже приняла законопроект в первом чтении, коммунисты предлагают считать незаконными. То есть требуют не проводить дальнейших чтений до тех пор, пока не появится вступившее в силу решение суда. Замысел КПРФ прост и понятен – это затяжка времени. Уже через месяц любые изменения предвыборных правил будут невозможными.
Рашкин подтвердил «НГ», что иск в ВС был подан в 14 часов дня 13 мая. «Суд его принял, поставили печать с датой и временем принятия иска. Будем ждать назначения даты заседания». Как известно, 16 апреля Госдума приняла в первом чтении законопроект об экспериментальном электронном голосовании на выборах в МГД. Есть еще и проект закона о создании в столице таких интернет-участков, на которых на выборах в своих регионах смогут голосовать приезжие.
«Выборы сегодня и так полностью дискредитированы, но власти этого недостаточно», – заявил «НГ» Рашкин, ссылаясь на то, что «специальное программное обеспечение» будет подготовлено госорганами. Рашкин пояснил, что ответ на иск должен быть дан в течение месяца. На случай отказа либо в рассмотрении, либо по сути дела в КПРФ уже подготовлено и обращение в ЕСПЧ. Депутат напомнил, что по Конституции голосование является свободным, тайным и защищенным, при этом его результаты возможно проконтролировать. «Электронное голосование уничтожает все эти принципы», – объяснил Рашкин антиконституционность готовящихся решений.
Например, по его мнению, не исключается и принудительное голосование за определенного кандидата или партию на предприятии или в организации. «По электронной системе проголосовать за власть могут и 200% избирателей, ведь никто не фиксирует, кто сколько раз и где проголосовал, а это дает возможность приписки десятков миллионов голосов. От оппозиции нет ни наблюдателей, ни членов комиссии, а поскольку нет документации, то нет и предмета для обращения в суд.
Это происходит потому, что есть рост протестных настроений. Но власти боятся новой Болотной, если будут фальсификации. В Интернете же никого поймать невозможно, так что это уже не выборы, а голосование в виртуальной реальности», – заявил Рашкин.
Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев подтвердил «НГ», что «все эти новации по внедрению электронных средств в наших условиях создают потенциальные возможности для фальсификаций, ключ от российских выборов оказывается у партии власти». По его словам, опровергнуть результаты будет невозможно, ведь у наблюдателей нет доступа к программе и к функционалу. «Мы не против прогресса как такового, но, скажем, расщепление атома можно использовать для создания атомохода «Ленин», а можно – для создания бомб, которые сброшены на Хиросиму и Нагасаки. Новации без контроля служат интересам власти, а не общества», – подчеркнул Соловьев.
Он сообщил, что партия поручила юрслужбе сделать обоснование незаконности данного нововведения. Как выяснила «НГ», в этой бумаге упор сделан на его противоречии закону об основных гарантиях избирательных прав граждан, где нет никакого понятия «дистанционное голосование». Апеллируют коммунисты и в целом к слабому регулированию Интернета законом, что делает призрачной ту же тайну голосования. «Материальным» носителем волеизъявления является исключительно информация, которая как таковая может быть легко изменена», – говорится в справке юрслужбы КПРФ.
Член экспертного совета при председателе Центризбиркома, сопредседатель движения «Голоса» Андрей Бузин пояснил «НГ»: в привязке к выборам в МГД основной минус инициативы в том, что у кандидатов по округам будут разные условия избрания. В то же время он отметил, что 30 электронных участков в столице – это хороший эксперимент для апробирования новых технологий голосования. Основные достоинства новации в том, что она облегчает возможность отдачу голоса и их подсчет, препятствует недобросовестному вмешательству членов комиссий. «Само по себе введение новых электронных средств и автоматизация системы выборов – это хорошо. Основной же минус в том, что наряду с законопроектом об их внедрении нет прописанных положений контроля общественности над процессом. Поэтому оппозиция и возмущается», – заметил Бузин.
Он напомнил, что не остается материальных носителей и бюллетеней, хотя, конечно, есть контрольная лента проголосовавших. Принудительное голосование, а также пересчет голосов действительно нельзя исключить. «Хорошо бы, в законе прописали средства контроля, а также возможность избирателя забрать свой голос и проголосовать повторно. Развитие избирательных технологий – это однозначно плюс, а однобокость новых законов – это однозначно минус», – считает эксперт. По его словам, «дело не в боязни новаций, а в общем недоверии к российским выборам, пока не будут созданы конкурентные условия борьбы, пока будут вопросы к допуску кандидатов и агитации, а также к устроителям выборов, недоверие будет сохраняться».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что коммунисты, как обычно, опасаются приписок голосов. Однако он напомнил, что после 2011 года власть на это не идет, опасаясь новых протестов, что было подтверждено и на ряде губернаторских выборов. «Другое дело, что сейчас предстоят выборы в МГД, а на выборах мэра Москвы КПРФ показала невысокий результат, аккумулировать протест в столице коммунистам не удалось. Они в такой ситуации, что независимо от того, будет ли электронное голосование или нет, но результаты будут явно не соотвествующие их ожиданиям. Вот они заранее и стараются обосновать свой низкий процент», – сказал Макаркин. Он также отметил, что проблема столкновения людей с новациями чисто психологического свойства.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что опасения коммунистов, конечно, не беспочвенны. В то же время, как отметил эксперт, в масштабах страны электронное голосование может дать совсем другой результат, ведь те же оппозиционеры больше присутствуют в соцсетях и Интернете. Так что как бы инициатива не вышла власти боком, если она будет распространена и на федеральный уровень. «На самом деле власть может мобилизовать избирателей, не ходящих на выборы, так называемое болото, которое, как правило, лояльно власти. Но, с другой стороны, оппозиция и та же КПРФ будет зарабатывать очки на недовольных этой новой системой и ее непрозрачностью. Новация может дать власти десятки и сотни тысяч дополнительных голосов, если будет внедрена по стране. Но на тотальную замену традиционного голосования власть не пойдет, опасаясь именно роста оппозиции», – заявил «НГ» Калачев.