Юрий Афонин: советская детская книга - литература с правильными смыслами
Госдума и Комитет Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, который возглавляет Нина Останина, начали борьбу с деструктивной детской литературой. На этом фоне оживились либеральные каналы, и в ход снова пошел их старый козырь — критика советского периода и борьбы коммунистов против детской литературы.
Борьба действительно была. Только вот не против детской литературы, а за неё! Давайте вспомним историю.
Уже в 1921 году при Наркомпроссе был создан Институт детского чтения — одно из первых советских учреждений, занимавшееся детской литературой. Чтобы понять интересы нового читателя, писатели и специалисты института изучали тысячи детских писем!
В 1933 году Максим Горький через «Пионерскую правду» обратился к детям страны: «Что вы читаете? Какие книги нравятся вам? Какие книжки вы желали бы прочитать?». Для пожеланий ребят была создана специальная рубрика «Отвечаем Максиму Горькому».
В 1933 году было создано государственное детское издательство, а в 1934 году на Первом съезде советских писателей был официально заявлен призыв видеть в детской литературе «большое искусство для маленьких». И детская книга действительно превратилась в искусство. В те годы были написаны многие произведения, ставшие классикой советской литературы для детей — В. Маяковского, А. Гайдара, С. Маршака, К. Чуковского, Б. Житкова, В. Бианки и многих других писателей.
В годы индустриализации начали появляться научно-популярные книги, книги и журналы о технике. Знаменитая «Техника – молодёжи» стала издаваться в 1933-м. Выпуск журнала не прекращался даже в годы Великой Отечественной войны. С детства прививая интерес к науке и технике, страна воспитывала поколения блестящих инженеров, ученых, строителей.
После войны начали активно издаваться фундаментальные справочные произведения для детей: в 1958-1961 гг. вышла первая советская универсальная детская энциклопедия в 10 томах, в подготовке которой принимали участие крупнейшие отечественные ученые.
К 1983 году в стране работало 200 издательств, и они выпускали детскую литературу на 70 языках народов СССР! Тираж журнала «Веселые картинки» перешагнул за 9 млн экз., «Мурзилка» выходил тиражом 5 млн экз., а «Костер» и «Пионер» читали почти 3 миллиона советских школьников. Люди старшего поколения хорошо помнят, какое это было счастье — вытащить из почтового ящика свежий номер любимого журнала!
Носов и Булычев, Погодин и Драгунский, Крапивин и Алексин — в детстве было так здорово с головой погрузиться в интересный и непременно мудрый рассказ или повесть. И даже болеть с книгой было не так грустно. Советская детская книжка путешествовала по миру, как посол «коммунистической» доброй воли, нашу литературу обожали дети на всех континентах. В книгах они находили огромное разнообразие кумиров, знаний и правильных ценностей, и каждый ребенок сам выбирал то самое важное, с чем пойти во взрослую жизнь.
И уж точно ни в одной библиотеке или книжном магазине не могли появиться романы о пионерах нетрадиционной ориентации или книжки о жизни в семье с двумя папами для самых маленьких, как это происходит сейчас. Чтобы прорубленные после крушения СССР окна на Запад не оказались окнами Овертона, надо наполнять действительность нормальными правильными смыслами. И детскую литературу — в том числе.
Источник: Юрий Афонин