Здоровая школа – здоровый народ. Из выступления Олега Смолина на правительственном часе в Госдуме
Напоминаю: проблема здоровья школьников была остро поставлена нами на больших парламентских слушаниях 24 июня 2019 года. Более того, она вошла в рекомендации слушаний, единогласно одобренные всем составом Госдумы седьмого созыва.
Цитирую: «Инициировать разработку федерального проекта в составе национального проекта «Здравоохранение», направленного на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников дошкольных образовательных организаций». Но исполнена рекомендация не была. Поэтому сегодня возвращаемся к теме.
Начнем с парадокса: оценки состояния здоровья школьников расходятся не только у официальных лиц и независимых экспертов, но и у государственных органов.
Так, в ноябре 2008 года в послании Федеральному Собранию Президент Дмитрий Медведев заявил: «Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая».
Однако, по данным Минздрава России, 28% школьников относятся к 1-й группе здоровья, а 84,5% – к 1-й и 2-й группам. Это здоровые и практически здоровые дети. При этом, по оценкам Роспотребнадзора, абсолютно здоровых детей в школе 10-12%, а около 60% страдают хроническими заболеваниями.
Наше первое предложение: создать совместную рабочую группу с участием Минздрава, Роспотребнадзора и Российской академии образования и получить объективную картину состояния здоровья школьников.
Обычно говорят только о физическом здоровье школьников, но не менее важно здоровье психическое.
По данным вице-президента РАО Д.И. Фельдштейна, в 2012 году 48% детей уже в дошкольном возрасте имели пограничные проявления клинических форм психических нарушений.
По данным многолетнего главного психиатра России З.И. Кекелидзе за 2015 год:
60% дошкольников страдали психическими аномалиями;
у 30% школьников наблюдалась дезадаптация в социуме, в том числе среди них 70-80% имели психические отклонения.
Новых данных нам найти не удалось.
Во многом с психическими проблемами связаны и акты публичного насилия в школе, которые мы в последнее время наблюдаем.
Школа – не самый главный фактор ухудшения здоровья детей.
В свое время академик РАН В.А. Черешнев назвал факторы, определяющие здоровье нации:
образ жизни – 50-55%;
состояние окружающей среды – 20-25%;
генетические факторы – 15-20%;
здравоохранение и уровень медицинской помощи – 10-15%.
Во многом мы платим за ослабление действия естественного отбора, в т.ч. за наши действительные достижения в области снижения младенческой и детской смертности.
Эксперты говорят о стремительном росте числа детей с психическими заболеваниями. Так, количество детей в возрасте от 8 до 17 лет с психическими заболеваниями, признанных инвалидами, с 2015 по 2022 год выросло на 43,5%; количество детей с нарушениями зрения, признанных инвалидами, – на 277%.
Известный педагог Евгений Ямбург предсказывает в недалеком будущем превращение профессии дефектолога в самую массовую педагогическую профессию. Если, конечно, не будут открыты новые технологии редактирования генома.
Тем не менее школа – важный фактор сохранения или, напротив, разрушения здоровья. По данным офтальмологов, количество детей с нарушениями зрения за школьные годы увеличивается в 10 раз.
Вот лишь некоторые факторы школьной жизни, которые вредят здоровью.
Непропорционально большое время работы сидя. По данным профессора В.Ф. Базарного, это приводит не только к искривлению позвоночника, но также к снижению умственных способностей и даже репродуктивной функции. Выход предложен тем же профессором Базарным: часть времени урока работать стоя за конторками. Кстати, так делали Пушкин, Белинский, Гоголь и другие русские классики. Другая версия той же идеи – парты-конторки.
Наше предложение: в рамках одного из федеральных проектов выделить регионам средства на софинансирование массовой апробации методики профессора Базарного. Предыдущая апробация, в том числе в Республике Коми, Белгородской области и Азербайджане, дала значительное улучшение показателей здоровья школьников – до 2,5-3 раз.
Чрезмерное количество уроков в течение одного дня. Те, кто учился в советской школе, помнят, что более шести уроков в день не было. Опросы родителей показывают, что и сейчас они считают шесть уроков предельно допустимой нагрузкой, тогда как уже в 7-9 классе у ребят бывает по семь, а то и по восемь уроков.
Предложение: проанализировать школьную программу на предмет возможного сокращения количества уроков в день без вреда для качества знаний.
Те, у кого есть дети или внуки, прекрасно знают: донести до школы ранец, а тем более портфель с комплектом учебников и рабочих тетрадей, да еще и сменной обувью – это адский труд. Искривление позвоночника практически неизбежно. Существует, по меньшей мере, две версии решения проблемы:
а) выпуск двойного комплекта учебников – одного для школы, другого – для дома;
б) выпуск специальных учебных книг с электронными чернилами, которые не имеют вредного излучения. Такую книгу нести легко.
Родители протестуют против непропорциональной цифровизации образования. Санитарно-эпидемиологические правила, установленные Роспотребнадзором, в современной школе нарушаются массово и грубо. Домашние задания часто требуют выполнять исключительно в цифровой форме; книги из программы нередко невозможно взять в школьной библиотеке в бумажном виде, но только в цифровом и т.п.
А каковы были последствия т.н. дистанционки в период пандемии, показал специальный центр при Минздраве России. По данным опроса, испытывали:
неблагополучные психические реакции – 83,8%
нарушения сна – 55,8%
депрессивные состояния – 42,2%
головные боли – 26,8%
подавленность – 13,1%
в целом проявились неблагополучные психические реакции – 83,8%.
Не говорю уже о том, что еще в 2018 году Всемирная организация здравоохранения включила зависимость от видеоигр в число психических заболеваний.
Предложение: средствами Рособрнадзора и надзорных органов в регионах обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил в отношении цифровизации образования.
Фракция КПРФ многократно предлагала законопроекты, направленные на обеспечение горячими завтраками школьников средних и старших классов, хотя бы малообеспеченных, а также студентов системы СПО, обучающихся по программам подготовки рабочих кадров.
Возобновляем это предложение.
Начну прямо с предложения: необходимо вернуть в школы медицинские кабинеты. Сколько бы ни учить учителей оказанию первой помощи, они не смогут заменить докторов в работе с больными детьми и детьми-инвалидами.
Недостаток учителей-дефектологов. Хорошо, что правительство приняло комплексный план оказания ранней помощи. Но эта помощь в школе прекращаться не должна.
Президент России еще в 2021 году дал поручение увеличить подготовку учителей-дефектологов. Но это поручение до настоящего времени так и не исполнено.
Предложение: исполнить поручение Президента от 25 августа 2021 года об увеличении подготовки учителей-дефектологов в педагогических и классических университетах.
В завершение еще раз выношу на слайд предложения по сохранению здоровья школьников. Напоминаю: в рамках «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», введенной Указом Президента России, №761, была поставлена задача: «Распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий «школа здоровья» на все образовательные учреждения…»
Мы понимаем: многие из этих предложений требуют финансовых затрат. Но если мы хотим сохранить и преумножить здоровье нации, другого пути нет.
Разделяем мнение Российского союза «За здоровое развитие детей» и его председателя Анатолия Коробейникова: Здоровая школа – здоровый народ!
Наши предложения:
Реализовать положение «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012–2017 годы» (введена Указом Президента России от 1 июня 2012 года №761): «распространения здоровьесберегающих технологий обучения, технологий «школа здоровья» на все образовательные учреждения».
Создать совместную рабочую группу с участием Минздрава, Роспотребнадзора и Российской академии образования в целях получения объективной картины состояния здоровья школьников.
В рамках одного из федеральных проектов выделить регионам средства на софинансирование массовой апробации здоровьесберегающей методики профессора В.Ф. Базарного и других здоровьесберегающих технологий.
Проанализировать федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на предмет возможного сокращения количества уроков в день без вреда для качества знаний.
В целях обеспечения доступности учебного материала для школьников при подготовке новых учебников в обязательном порядке привлекать учителей-практиков и популяризаторов науки.
Рассмотреть возможность реализации одного из вариантов решения проблемы перегрузки позвоночника школьников:
а) два комплекта учебников для каждого ученика – в школе и дома;
б) учебная книга с электронными чернилами, которые не вредны для зрения и психики.
Средствами Рособрнадзора и надзорных органов в регионах обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил в отношении цифровизации образования.
Минздраву, Минпросу, Роспотребнадзору совместно с Российской академией образования проанализировать влияние компьютерных игр на психическое здоровье школьников и по результатам предложить рекомендации родителям и образовательным организациям.
Вернуть в школы медицинские кабинеты.
Исполнить поручения Президента РФ от 25 августа 2021 года об увеличении подготовки учителей-дефектологов.
О.Н. СМОЛИН, депутат Государственной Думы (КПРФ)
Источник: "Советская Россия"