Проект бюджета на 2026 и плановый период 2027-2028 гг. 12 тезисов Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова

07:57, 23 октябрь 2025
16
0

22 октября Государственная Дума рассмотрела проект федерального бюджета в первом чтении. Руководитель фракции КПРФ, лидер народно-патриотических сил Г.А. Зюганов формулирует ключевые тезисы, которые доказывают, что за такой бюджет голосовать нельзя. 

 

- По своему содержанию проект противоречит задачам, стоящим перед страной, воюющей за свое выживание и независимость. Он противоречит и целям развития, заявленным президентом в его послании и социально-экономических указах. 

В проекте отсутствуют ориентиры на мобилизацию наших человеческих, финансовых и производственных ресурсов в пользу развития и устойчивого роста. Их надежные источники в проекте, по сути, не заявлены. 

- Проект противоречит и самим принципам формирования бюджета, которые сформулировал глава государства. 

В начале сентября на Восточном экономическом форуме он особо подчеркнул: источники дополнительных доходов бюджета необходимо изыскивать за счет роста отечественного производства, за счет мер, способствующих активизации национальной промышленности и увеличению производительности труда. А не за счет дополнительных поборов с граждан и ограничения расходов, от которых зависит качество их жизни. Но составители бюджета опираются именно на второй вариант. Предлагаемые ими меры, направленные на рост доходов казны, не связаны со стимулированием роста экономики, с развитием страны. Они ограничены практически исключительно ростом налогов, поборов и штрафов. Причем, не с самых богатых, а с самых социально уязвимых, с малоимущих. 

- Фискальные маневры, на которые опирается проект бюджета, увеличивают риск дальнейшего падения промышленного производства и ВВП, роста цен, снижения реальных доходов граждан и потребительского спроса. 

Рост налога на добавленную стоимость – прямой путь к дальнейшему разгону инфляции. Резкое сокращение числа предприятий, на которые распространяются налоговые льготы и упрощенная схема уплаты налогов – прямой удар по малому бизнесу. Путь к тому, что он тоже будет повышать цены на свою продукцию, уходить в тень, либо вовсе закрываться. Это подливает масло в огонь как экономического, так и социального кризиса. Согласно прошлогодним социальным опросам около половины граждан охарактеризовали свое материальное положение как трудное. То есть фактически отнесли себя к бедным или нищим. Политика, которую нам предлагают, ведет к тому, что таких станет еще больше. 

- Одновременно с увеличением фискальной нагрузки на самую уязвимую часть граждан те, кто верстает бюджет, настаивают на продолжении и усилении другой порочной практики – приватизации государственной собственности.

Финансово-экономический блок правительства объявил о намерении активизировать ее. Объясняют это теми же задачами пополнения бюджета. Но его выручка от приватизации, обещанная правительством, будет ничтожной относительно общего объема бюджета. Выгодна приватизация только сверхбогатым, получающим возможность скупать госсобственность фактически за бесценок и эксплуатировать ее в своих интересах. А государство и общество платит за это дорогую цену.

 Разгосударствление предприятий, передача народной собственности в руки нуворишей, которые даже в сегодняшних условиях не желают вкладываться в развитие страны и помогать фронту – это ключевые причины нашего отставания и искусственного ограничения финансовых резервов государства. Но порочную практику передачи госсобственности в руки тех, кто паразитирует на наших ресурсах, лишь мешая стране развиваться, наследники идеологии и практики 90-х протаскивают и в завтрашний день.

- Социально-экономический прогноз, на который опирается обоснование бюджетного проекта, сомнителен в своей основе. Это ставит под сомнение реалистичность даже тех финансовых параметров и целей, которые заложены в этом документе в его нынешнем виде. 

Нам обещают скачок роста экономики к концу следующей трехлетки на фоне сугубо условного однопроцентного роста в нынешнем и следующем году. Никакого убедительного обоснования этого скачка нет. И финансовые предпосылки к нему в предлагаемом варианте бюджета отсутствуют, поскольку он в очередной раз сажает на голодный паек те направления, от которых в первую очередь зависят технологический прорыв и экономический рост. 

Прогнозируется улучшение сырьевой конъюнктуры. Но это противоречит прогнозам специалистов и наблюдаемым тенденциям. В пересмотренном варианте бюджета на текущий год заложена цена за нефть марки «Юралс», которой мы торгуем, в 58 долларов за баррель. В проекте на 2026 год – в 59 долларов. Но она уже упала в цене до рекордно низкого за последние годы значения – меньше 50 долларов за баррель. Наши сырьевые доходы просели на четверть с осени прошлого года. И никакой обратной тенденции де факто не просматривается. 

Обещают, что все три следующих года инфляция будет на уровне 4%. Но только за последний месяц ее темпы увеличились вдвое. Сезонное снижение цен на некоторые продукты опять сменилось их ростом на 10-20 процентов. Лекарства за последний год подорожали на 14%. В самом прогнозе заложены явно проинфляционные перспективы – тот же рост НДС, дополнительная налоговая нагрузка на отечественных производителей плюс удешевление рубля относительно основных мировых валют. Все это – неизбежные факторы дальнейшего подорожания как отечественных, так и зарубежных товаров. Снижения доходов граждан. И падения потребительского спроса, который само же правительство именует главным фактором экономического роста. Лишь способствуя при этом тому, чтобы этот фактор перечеркнуть.

- В проекте бюджета динамика роста доходов на протяжении всего трехлетнего периода остается на уровне трех триллионов в год. Потому что при таком курсе и при такой логике формирования бюджета нет источников технологического и экономического прорыва. 

Это политика не создания новых источников роста, а выгребания пока что сохраняющихся резервов и последних средств из карманов и без того нищающих граждан. Вместе с промышленностью и экономикой, уже замедлившимися более чем втрое по сравнению с прошлым годом и опять отстающими почти втрое от мировых темпов, стагнируют доходы бюджета и рушится возможность наращивания его расходов в необходимом объеме. 

В итоге на фоне роста кредитной задолженности беднеющих граждан перед банками, приближающейся к 40 триллионам и почти сравнявшейся с федеральным бюджетом, в долговой кабале оказывается и сама государственная казна. Бюджет становится хронически дефицитным. Траты на обслуживание госдолга – самый быстрорастущий среди основных разделов бюджета. Они съедают десятую часть его расходов. Больше, чем расходы на медицину и образование вместе взятые.  

- В результате мы получаем фактическое снижение расходов по основным направлениям, связанным с экономическим развитием, промышленным производством, технологической модернизацией, импортозамещением, обеспечением продовольственной безопасности. 

По сути, единственное отрадное исключение в этом ряду – серьезный рост расходов на электронную и радиоэлектронную промышленность. Все остальное урезается. И нацпроект «Эффективная и конкурентная экономика». И госпрограммы «Развитие энергетики» и «Развитие авиационной промышленности». И – что выглядит особенно вопиющим – буквально все программы, связанные с развитием села, стимулированием аграрного производства и производства сельхозтехники, улучшением условий труда и повышением качества жизни тех, кто трудится на земле. А расходы на фундаментальную и прикладную науку, без наращивания которых невозможен прогресс в экономике и производстве, вообще не прописаны внятно в бюджетном проекте.

- Другой удручающий результат нынешней политики – недопустимое ограничение и даже фактическое урезание социальных расходов. Рост расходов по разделу «Социальная политика» за три года не достигнет даже официального уровня инфляции за тот же период. То есть в реальном выражении это будет не рост, а снижение. На образование по-прежнему будут тратить не более 4% бюджета при необходимом минимуме в 7%. Финансирование здравоохранения в реальном выражении урезается. Это касается и бюджетного раздела «Здравоохранение», и госпрограммы развития здравоохранения, и нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь». Что прямо противоречит ключевой социальной задаче – остановить вымирание страны. Ее решению не будет способствовать и фактическое отсутствие роста финансирования нацпроекта «Семья». 

Явно против улучшения качества жизни граждан, стимулирования создания новых семей и роста рождаемости работают и планы по существенному сокращению в течение трехлетки расходов на ЖКХ и обеспечение граждан доступным и комфортным жильем. Результатом станет дальнейший рост коммунальных тарифов и еще большая недоступность приобретения собственного жилья. 

- Третья среди наиболее тревожных тенденций, которые демонстрирует новый бюджетный проект – сокращение реальных расходов на межбюджетные трансферты. То есть на поддержку регионов. Урезают и финансирование тех, кто сегодня находится на линии огня – ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, Крыма. И программы развития Дальнего Востока и Арктики. И помощь самым вымирающим регионам – прежде всего, традиционным русским областям. 

- Гигантские доходы богачей и прямо вредящая стране концентрация в их руках стратегически важнейшей собственности остаются священной коровой для тех, кто управляет экономикой и финансовой сферой. Самые богатые только за первую половину 2025-го нарастили свои капиталы в общей сложности на 25 миллиардов долларов. Это два с лишним триллиона рублей – больше, чем сумма, на которую правительство собирается увеличить расходы бюджета в следующем году. Общее состояние российских миллиардеров в рублевом выражении - уже почти 57 триллионов. На треть больше, чем составляют расходы бюджета в текущем году. Но дивиденды этих господ по-прежнему облагаются лишь 15-процентным налогом. По сути, они отдают в казну такую же часть своих доходов, какую отдают трудящиеся, живущие на ничтожную по меркам миллионеров и миллиардеров зарплату. Это противоречит мировой практике. И категорически недопустимо для воюющей страны, где те, кто красуется в «золотых» списках Форбс, продолжают цинично уклоняться от помощи фронту и вложений в наше развитие. 

- Одна из главных составляющих нашей Программы Победы – Бюджет Развития, который можно увеличить минимум на 10 триллионов рублей в сравнении с предложенным правительством. 

Если покончить с порочной практикой ежегодного снижения бюджетных расходов относительно ВВП, то есть совокупного богатства, которое создает страна, и более справедливо перераспределить их в пользу бюджета, вернувшись хотя бы на уровень 20% от ВВП, мы получим минимум два дополнительных триллиона.

Только за текущий год рост доходов миллиардеров обещает составить от 40 до 50 миллиардов в долларах и от 3,2 до 4 триллионов – в рублях. И большая часть этих средств будет выведена их владельцами за пределы России – как и в прошлом году, когда за рубеж утекло более 40 миллиардов долларов. Если эти сверхдоходы, с учетом реалий и потребностей военного времени, обложить не 15-процентным, а 50-процентным налогом, получим еще минимум два триллиона.

Сегодня государство получает в казну 900 миллиардов за счет акцизов на табачную и алкогольную продукцию. Мы настаиваем на том, чтобы монополия на нее была в руках государства, а не в руках частников. Это дало бы огромный приток средств в бюджет. Но даже в нынешних условиях можно было бы хотя бы удвоить акцизы на алкоголь и табак. И получить еще порядка триллиона дополнительно. 

С доходов игорного бизнеса, не приносящего стране никакой пользы, нужно взымать не 25%, установленных правительством, а минимум 50%. Сейчас они составляют 2,5 триллиона. Ужесточив условия налогообложения в этой сфере, получим еще триллион.

К триллиону рублей приближается сумма банковских вкладов граждан, которые ушли из жизни, не оставив наследников. Если изымать эти средства из банков, которые их прокручивают, и направить в казну, бюджет получит еще один существенный финансовый источник.  

По расчетам специалистов, в теневом секторе находится минимум пятая часть нашей экономики. Если третировать малый и средний бизнес дополнительными налогами и поборами, теневой сектор будет только расти. Что в итоге лишь сократит налоговые доходы государства. Нужно выводить эту часть экономики из тени именно за счет налоговых льгот и других мер стимулирования. Что как раз и приведет к стабильному росту налоговых поступлений. Брать с каждого в этом секторе меньше, а суммарно получить в бюджет больше – вот реальная формула, по которой нужно действовать. Это принесет еще один-два триллиона в бюджет. 

Главный источник дополнительных поступлений, который остается недоступным для бюджета – это гигантская собственность, сосредоточенная в руках олигархов, и прибыль от нее, оседающая в их карманах и не работающая на страну. При этом правительство предлагает еще и ускорить приватизацию. Мы настаиваем на национализации стратегической собственности. Даже в мягком, постепенном варианте она даст дополнительные поступления в бюджет, которые позволят полностью отказаться от расходов на обслуживание госдолга. А они сегодня почти равны бюджетному дефициту, и через три года обещают превысить его на триллион, достигнув 4,5 триллионов против 3,5 триллионов планируемого в конце следующей трехлетки дефицита бюджета. И это еще минимум триллион дополнительных резервов казны. 

Полноценная национализация стратегической собственности позволила бы нам удвоить бюджет. Но даже принятие тех мер, которые здесь перечислены, обеспечит его увеличение на 10 триллионов, которые могут быть направлены на развитие страны. Что уже не в фантазиях прогнозистов, а в реальности приведет к принципиальному оживлению производства, существенному росту экономики и, соответственно, к росту финансовых ресурсов государства. 

- Принятие бюджета развития, который мы предлагаем, позволит получить финансовые ресурсы для успешного решения важнейшей задачи – для повышения качества жизни трудящихся, пенсионеров, детей. Даст возможность принципиально усилить заботу государства о нуждах человека, проблемы и интересы которого составляют основной смысл нашей программы и основное содержание нашей борьбы за справедливый курс и за бюджет развития и возрождения.

Ключевой вопрос социальной политики сегодня – преодоление демографической катастрофы, национальной угрозы вымирания, с которой столкнулась страна. Наш бюджет даст возможность финансово обеспечить реализацию тех законов о поддержке семьи, материнства и детства, об увеличении пособий на детей, о совершенствовании системы их оздоровления и отдыха, которые при поддержке нашей команды разработала и внесла руководитель профильного комитета Н.А. Останина. 

Один из главных факторов улучшения демографической ситуации – доступность жилья, отсутствие которого мешает людям заводить семью и рожать детей. Наш бюджет даст финансовую основу для прорыва в этом направлении. Позволит развернут масштабное строительство доступного жилья, дотировать его приобретение молодыми семьями, предоставлять жилье на максимально льготных условиях семьям с детьми. И, в конечном счете, перейти к практике его бесплатного предоставления многодетным.

Согласно официальным данным, средняя зарплата в стране приблизилась к 100 тысячам рублей. Но это средняя температура по больнице. Такая цифра получается в результате перемножения доходов одного процента богатых, сосредоточивших в своих руках 90% финансовых накоплений, 15-20 процентов тех, кого можно отнести к «среднему классу», и минимум трех четвертей общества, которые едва сводят концы с концами. Или вовсе находятся за чертой бедности. Порядка половины наших граждан живут на 20-30 тысяч в месяц.

Объявляя пенсионную реформу, вынуждающую всех работать минимум на пять лет дольше, власть обещала, что она приведет к принципиальному улучшению положения тех, кто пенсию уже получает. Но этого не произошло. Сегодня средняя пенсия не достигает даже 25 тысяч. То есть в четыре раза отстает от средней зарплаты. По нынешним меркам это откровенно нищенская сумма. Еще более плачевна ситуация с выплатами по инвалидности и другими социальными пособиями.

Опираясь на выводы специалистов, мы настаиваем: официальный прожиточный минимум, на который опираются расчеты при определении минимального размера оплаты труда и размера пенсий, должен быть пересмотрен в сторону принципиального увеличения – минимум вдвое против нынешних 18 тысяч. В сегодняшних условиях он не может быть ниже 35-40 тысяч рублей. Минимальный размер оплаты труда тоже необходимо удвоить – до 45-50 тысяч против нынешних 22 тысяч с небольшим. 

Наш бюджет открывает возможность существенного прироста социальных инвестиций, которые позволят реализовать эти насущные требования на практике. 

Финансовая удавка толкает в яму кризиса российское село, наш аграрный сектор. Что создает угрозу продовольственной безопасности и ведет к дальнейшему обнищанию десятков миллионов тех, кто трудится на земле. Важнейший пакет законов для их поддержки разработан академиком В.И. Кашиным, Н.М. Харитоновым, Н.В. Коломейцевым, директором передового совхоза имени Ленина П.Н. Грудининым, руководителем объединения «Звениговское» И.И. Казанковым и другими видными представителями нашей команды. 

Наш бюджет развития даст финансовую опору для реализации этих законов. Позволит покончить с порочной практикой удушения российского села и предприятий, производящих сельхозтехнику, которые сегодня оказались под самым тяжелым ударом кризиса. Создаст возможность распространить на всю страну бесценный опыт наших народных предприятий, которые показывают сегодня лучшие экономические результаты. И лучшие образцы заботы о благополучии тех, кто на этих предприятиях трудится. Там платят работникам зарплату, значительно превышающую среднюю по стране. Там обеспечивают их жильем и социальными льготами, а их детей – лучшими условиями обучения и отдыха. Вот почему на фоне общего катастрофического падения рождаемости на этих предприятиях так много счастливых многодетных семей. Разработанный нами бюджет дает возможность сделать эту практику общегосударственной. 

При таком бюджете не придется латать дыры и закрывать дефицит, залезая в карманы самых бедных, обирая ограбленных. Он позволит не обирать их, а направить огромные средства на их поддержку, на улучшение их жизни.

При этом бюджете не будет, как сегодня, жить в нищете каждая четвертая семья, в которой есть хотя бы один ребенок, и каждая вторая многодетная. Он станет не бюджетом вымирания, а бюджетом демографического прорыва.

При таком бюджете зарплаты и пенсии перестанут быть подачкой на выживание, при которой у 60% наших людей нет никаких накоплений на черный день, а 40% не могут позволить себе ничего, кроме расходов на самую дешевую еду и коммуналку. При этом бюджете появится возможность ограничить коммунальные тарифы суммой, не превышающей 10% доходов семьи. А зарплаты и пенсии станут полноценным, достойным вознаграждением за честный труд. 

Вот в чем основной смысл нашей борьбы и тех преобразований в бюджетной сфере, на которых мы настаиваем. 

Геннадий Зюганов, Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ в Государственной думе

Источник: официальный сайт КПРФ

 

Комментарии (0)
Добавить