Мелкопартийный фильтр для губернаторов

11:25, 13 март 2013
1 929
0
Профильный комитет Госдумы вчера утвердил окончательный вариант законопроекта о возможности регионов отменять прямые выборы своих глав. В тексте так и не появилось перечня оснований для переноса избрания губернатора в Заксобрание из трех кандидатов, представленных президентом РФ. Между тем если для прямых выборов есть муниципальный фильтр, то для выдвижения оппозиционными партиями своих кандидатур президенту заложено другое препятствие – обязательные консультации с партиями непарламентскими. 
По данным Центризбиркома РФ на начало марта, 8 сентября этого года – в так называемый единый день голосования – не менее чем в девяти субъектах РФ должны быть проведены выборы губернаторов. 
    
Вместе с 16 заксобраниями в этих и других регионах страны. Смена высшего должностного лица планируется в Дагестане и Ингушетии, в Хакасии и на Чукотке, в Забайкальском крае, Хабаровской, Магаданской, Владимирской и Московской областях. Нетрудно заметить, что северокавказских регионов в этом списке только два, но тем не менее законопроект о возможности выбирать глав субъектов РФ не прямым голосованием населения, а лишь в Заксобрании проходит сейчас через Госдуму в ускоренном порядке. Второе чтение его намечено на 19 марта, 22 марта – окончательное утверждение в ГД, 27 марта – Совет Федерации, а стало быть, в начале апреля состоится подписание президентом и вступление в силу. Короче говоря, к лету, когда должна стартовать региональная избирательная кампания, субъекты РФ успеют поменять и свое законодательство. 
А вчера профильный комитет ГД – по конституционному законодательству и государственному строительству – утвердил подготовленные в этот закон ко второму чтению поправки. Ничего конкретного в смысле оснований для отмены прямых выборов и их замены на голосование региональных депутатов в законопроекте так и не появилось. Более того, руководство комитета специально подчеркнуло вчера, что никакие критерии не разрабатывались намеренно. Зампред комитета от КПРФ Вадим Соловьев предложил поступить честно: записать, что для субъектов РФ с Северного Кавказа надо отложить применение закона о прямых выборах на 10 лет. Примерно так же, как было сделано в свое время с постепенным введением в регионах судов присяжных, когда для каждого региона или группы были прописаны свои сроки. «После этого предложения поднялся такой шум, что сразу стало понятно – дело не в каких-то конкретных регионах, а в возможности Кремля решать самостоятельно, где выборы проводить, а где нет, но ответственность за это возлагать на власти субъектов», – заявил Соловьев. По мнению коммуниста, ситуация осложняется еще и тем, что Владимир Путин сам предложил вернуть прямые выборы, сам направил в ГД соответствующий законопроект. «Делается все, чтобы не возникло впечатления, что президент отказывается от своего слова», – считает депутат. 
Напомним, что механизм отказа от прямых выборов региональных глав закладывается такой: субъект РФ может принять такое решение без каких-либо особых оснований, и тогда каждая партия, имеющая фракции в Заксобрании, а также любая партия, заседающая в Госдуме, имеет право выдвинуть не более трех кандидатов для представления их президенту страны. Тот после получения списка всех претендентов должен отобрать из них троих – и уже их направить для утверждения региональным депутатам. Причем не указано четко: должна ли это быть однопартийная тройка или же президент может составить ее из представителей разных партий. Кстати, в законопроекте специально указано, что всю процедуру отсылки-пересылки кандидатов определит сам глава государства. 
А для партий, имеющих право предоставлять ему своих людей, в законопроекте появилась интересная обязанность. А именно – провести консультации с непарламентскими партиями, у которых в том или ином конкретном регионе есть свои отделения. А вот таким партиям эти консультации в обязанность не вменяются, они лишь вправе направлять свои кандидатуры парламентским партиям. Так что получается, что одна сторона таких консультаций обязана их проводить, а другая может от них и уклониться. Такую странную правовую процедуру можно было бы списать на огрехи законодательной техники, если бы не еще одна норма того же самого законопроекта. Которая разрешает президенту отказываться рассматривать претендентов от той партии, которая нарушила какую-нибудь процедуру. Первый зампред комитета ГД по конституционному законодательству от «Справедливой России» Александр Агеев назвал это положение закона полным абсурдом. По его мнению, совершенно не мыслимы и на практике не осуществимы такие консультации, когда одни их участники, как это практически прямо написано в тексте, должны бегать за другими, а те будут сначала от них прятаться, а потом кричать, что о них забыли.   
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский уверен, что  норма заложена специально: «Это прежде всего позволит кремлевской администрации отклонять сомнительные кандидатуры, подавая президенту максимально очищенный список». Например, от неприемлемых оппозиционеров. Таким образом, Кремлю будет обеспечена свобода рук, для чего, считает эксперт, такие законы и принимаются. А мелкие партии, которые будут жаловаться в Москву на то, что их консультациями обошли, получат пиар. Туровский подчеркнул, что заложенная в закон норма вполне в тренде на размывание роли парламентских партий. 
Таким образом, выходит, что у оппозиционеров практически не остается никакой возможности для полноценного участия в выборах губернаторов. Если они все-таки прямые, то перед ними стоит муниципальный фильтр. Если же принимается решение об избрании главы региона через Заксобрание, то включается фильтр «мелкопартийный». А результат, понятное дело, выходит один: на фоне скандалов любого рода солидный кандидат от «Единой России», чаще всего уже действующий губернатор, всегда будет выглядеть наиболее предпочтительным – как для Кремля, так и для избирателя.

Иван Родин
http://ng.ru/politics/2013-03-1

[/b][/b]
[/i]Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт[/i]

[/i]




[/i][/i][/i][/i][/b][/b]
[/i][/i][/i][/i][/b][/b]
Комментарии (0)
Добавить