Гудков уехал будить Россию

13:52, 02 октябрь 2013
1 722
0
Стартовала инициированная депутатом Госдумы Дмитрием Гудковым кампания по возвращению прямых выборов мэров городов России. Беспартийный парламентарий вместе с коллегами из «Справедливой России» — Ильей Пономаревым, Сергеем Дорониным и Валерием Зубовым — внесли законопроект, который делает обязательным всенародное избрание глав крупных муниципальных образований по системе в два тура.

Дата первого чтения документа в Госдуме еще не определена. Пока же Гудков, привлекая внимание к проблеме в регионах, ищет инициативные группы для проведения местных референдумов. Тур по городам начался на прошлой неделе с Рязани и Тамбова, в пятницу команда Гудкова посетила Нижний Новгород, в планах Челябинск, Саратов, Казань.

Вопрос о способах избрания мэров сейчас регулируется городскими уставами. Изменить их могут депутаты соответствующих представительных органов либо граждане на референдуме. У городов с конца 2012 года есть право проводить выборы в два тура, если ни один кандидат на мэрских выборах не набрал больше 50% голосов. Однако этой возможностью сейчас пользуется только Ярославль (на прошлой неделе от второго тура отказался Новосибирск, где выборы мэра пройдут в следующем году). Другие города согласны видеть во главе себя человека, обошедшего конкурента даже на 1%. Хотя все отлично понимают, что такое 1% голосов в условиях низкой явки и как его «нарисовать».

В городах Гудков встречается с журналистами, представителями партий, активистами и помогает в формировании инициативных групп. Депутат признает, что шансы на референдум хотя бы в одном городе крайне малы. И даже если референдум будет назначен, преодолеть порог явки в 50% — и вовсе из области фантастики. По задумке, движения за прямые выборы в ряде городов должны продемонстрировать запрос на изменения «снизу» и тем самым помочь подтолкнуть законопроект на федеральном уровне.

Напомним, что сейчас для российских городов предусмотрены три схемы отношений главы муниципального образования (мэра), гордумы и главы администрации (сити-менеджера). Первая — непрямые выборы. Гордума избирает мэра из числа своих депутатов, он же становится ее председателем и заключает контракт с сити-менеджером. Второй случай — прямые выборы. Мэр избирается народным голосованием, но все равно является председателем гордумы и заключает контракт с главой администрации (такая схема, например, в Екатеринбурге.) Наконец, третий вариант — выборы мэра прямые, но мэр становится главой администрации, а не председателем гордумы. Отдельный сити-менеджер в таком случае не нужен.

В теории «аполитичный» сити-менеджер — должность, гораздо более приближенная к «земле» и ресурсам. Глава администрации отвечает за разработку и исполнение бюджета, городское хозяйство, муниципальную собственность. В то время как мэр исполняет по большому счету представительские функции. Хотя у гордумы во главе с мэром есть возможность внести изменения в городской Устав и должность сити-менеджера упразднить. Что, кстати, и собирается сделать Евгений Ройзман в Екатеринбурге. Правда, если местная дума и одобрит уже внесенные поправки, изменения вступят в силу только на следующих выборах, в 2018 году.

Между тем российская практика показывает, что даже в городах, где существуют выборы глав, фигуры мэров крайне уязвимы. Люди, руководившие муниципальными образованиями, чаще других представителей власти подвергаются уголовным преследованиям. Причем зачастую это не зависит даже от политической принадлежности глав — дело в неизбежных конфликтах, ведь на данном уровне решаются наиболее деликатные вопросы: приватизация имущества, застройка территорий. А мэры, в отличие от губернаторов, не имеют надежного прикрытия сверху.

В той же Рязани из пяти бывших градоначальников уголовные дела не заводились лишь на одного из них — Владимира Маркова. И то, судя по всему, из-за того, что он пошел на повышение — в Госдуму и «Газпром».
Бывший мэр Сыктывкара — единоросс Роман Зенищев сейчас находится в розыске по обвинению в превышении полномочий и взятке. Несколько недель назад суд заочно арестовал его.

В Щербинке (Новая Москва) мэр от КПРФ Олег Жишко находится под следствием, по требованию Следственного комитета его отстранили от должности и после этого вообще отменили выборы. Экс-мэр Томска Александр Макаров отбывает 12-летний срок в колонии.

За один президентский срок Медведева были по тем или иным основаниям наказаны главы как минимум 45 городов и поселков, которых принято считать оппозиционными, — подсчитал исследовательский центр «Политическая аналитика». Однако чаще всего победившим оппозиционерам предлагают вступить в «Единую Россию». И предложения в большинстве случаев принимаются: система бюджетных отношений в России мало какому муниципалитету позволяет проводить самостоятельную политику без встраивания в политико-финансовую вертикаль.

Печальный опыт показывает, что поход в исполнительную власть для оппозиции много опаснее, чем в законодательную.
За примером далеко ходить не надо — история Евгения Урлашова сегодня наиболее показательна. Впрочем, есть и другой, уже упомянутый вариант — а-ля Екатеринбург. Система, при которой формальный глава города стоит во главе гордумы, а пост наемного сити-менеджера сохраняется, — более безопасна. У Евгения Ройзмана меньше полномочий и, соответственно, меньше рисков повторить судьбу своего ярославского однопартийца.

Депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев утверждает, что коммунисты всецело поддерживают инициативу Гудкова и товарищей: «У нас даже в программе партии написано, что мы за прямые выборы мэров. Отлично, что эсеры еще раз подняли эту проблему. К сожалению, в системе, сложившейся при «Единой России», избранному мэру работать чрезвычайно тяжело, на местах по избранным руководителям катком едут. Против 15 — 17 наших мэров были возбуждены уголовные дела. Одними прямыми выборами мэров эту систему изменить не удастся, но инициатива правильная».

Представители этой системы, естественно, убеждены, что законодательство следует оставить прежним: мол, пусть города решают сами. Политологи же сходятся во мнении: прямые выборы понятнее и эффективнее.

«Оппозиция предлагает формулу, максимально для себя удобную (потому что шансы победить во втором туре выше) и при этом универсалистскую, — прямые выборы губернаторов, прямые выборы мэров. А власть предлагает формулу, максимально удобную для себя, но при этом не универсалистскую, — каждый раз по-разному», — говорит президент Центра политических технологий Игорь Бунин.

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко полагает, что «возможны и та, и другая модель, но по сравнению с ситуацией, когда есть сити-менеджер, которого мало кто знает, система прямых выборов мэра просто эффективнее».

http://www.novayagazeta.ru/politics/60246.html

Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт.
Комментарии (0)
Добавить