Брошенные судьбы

15:05, 22 июль 2014
1 404
0
 
Давно не была я в Торопецком районе Тверской области, на родине своих близких. И вот узнала, что ничего там не изменилось к лучшему, и даже наоборот: безудержно выросли цены на всё, тарифы на коммуналку, прибавилось в селах заколоченных изб, закрылись школы и клубы, фельдшерские пункты. А молодежи по-прежнему негде работать.
Помню, еще несколько лет назад попалась мне местная газета, где говорилось о программе трудоустройства молодежи. А в поезде, шедшем в сторону Андреаполя, было полно парней и девиц с корзинками, ведрами и сумками, набитыми ягодами и ранними грибами. Все они, как и каждый год, ехали на рынок, чтобы продать свой нехитрый промысел и схватить хоть какую-то копейку.
– Всё это сказки – про трудоустройство, – сказал пожилой человек в поношенной куртке с большой торбой на коленях, увидев мою газету. – Одна болтовня, а дела нет. Вон, сами видите, сколько их, бездельников. Здоровые лбы, им бы на заводе, в колхозе вкалывать, как мы в свое время, а они ягодкой промышляют… Правда, и вкалывать-то негде – всё разорено, и нет надежды, что хоть что-нибудь восстановят, – сам себе и ответил мой сосед, говорливый собеседник.
– Вот взять хотя бы наших предков, – продолжал он. – В давние времена, а сколько же они всего умели – тогда ведь и техники никакой не было! А сколько всяких ремесел было! Дед мне рассказывал: кузнецы, бондари, плотники, углежоги, жестянщики, оловянщики, котельники, серебряники… А потом, после революции, опять же – ликбезы, ФЗО, ПТУ, школы механизации всякие открыли, всему в них обучали. Так, мой дед плотничал, многие дома в деревне помогал ставить. Отец трактористом был – на механика меня выучил. И в городе у нас столько разных профессий было – только работай, учись! Швейники, мебельщики, лесорубы, авторемонтники, обувщики, строители… На этом жизнь и держалась. Ну, а что они сегодня-то умеют, что могут? Пустоцветов растят…
– Да не сверби, дед! – бросил кто-то. – Ты тоже со своей торбой небось на рынок намылился?
– Мне можно, – ответил сосед, – я уже свое оттрубил, профессию имел. А вот вам, видать, ничего не светит.
***
Запомнился мне этот разговор потому, что и сейчас та же картинка в поезде. Едут ребята часто зайцами (билет-то ох как вздорожал) со своим нехитрым товаром.
…А по телеку опять мелькают кадры. Снова привезли на Селигер молодых, ладно скроенных парней и девушек – будут они якобы свои научные проекты и разработки здесь показывать, делиться опытом. Ну а дальше-то что? Где они эти придумки применить смогут? Как раз тут же, по другим программам, нам сообщают, что применять-то их опыт негде. Научные открытия молодых ученых вообще никому не нужны – не находят реализации из-за коррупции, поэтому и решили они создать свою партию «Честная Россия».
Пока на Селигере большой отряд особо избранной молодежи самоутверждается, интересно отдыхает, другая часть молодежи, не избранная, которой «ничего не светит», торгует на рынке, бомжует и спивается.
А девочки ходят к разным гадалкам, чтобы узнать про свое счастье, зарабатывая денежки сомнительным способом. Такова участь многих в рыночно-лавочной России – это ни для кого не секрет. Пиратский, разбойничий рынок бьет больно и по детям, и по их семьям. 
Мне хорошо знакома судьба одной семьи, на которую с приходом рыночных реформ беда обрушилась лавиной – разорился, обанкротился колхоз, где трудились родители: отец – плотником, мать – дояркой-свинаркой, да дом их еще сгорел. Сын Николай, вернувшись со службы в армии, нигде не мог найти работу. Повезло лишь дочке Тане, которая устроилась пекарем к какому-то иностранному хозяину. Семья поселилась в брошенной избе, привела ее в порядок. Летом еще как-то держались – собирали на продажу ягоды, грибы, нанимались ухаживать за огородами, чинить крыши и изгороди. Зимой же кое-как прозябали. Завести корову, купить кур было не на что. Наконец сын устроился сторожем на лесной склад. Вскоре похоронили мать, стал спиваться отец – как-то угостил себя паленкой и умер от этого зелья. Завернул сын отца в простыню, сколотил тележку и повез на вскрытие в торопецкую больницу – за 27 км от их деревни.
По дороге повстречал местного рыбака. Тот ему посочувствовал: «Ты чо? Сдурел что ли, на себе-то волочь?.. Когда ты туда притопаешь, к вечеру? Нанял бы машину или хоть лошадь».
– Да нет у меня ни гроша, не заработал еще, а куркули богатые за так не повезут, сам знаешь… И лошадь одна на всю деревню, еле передвигается… С нею только картоху сажать.
Лишь через несколько часов добрел он до больницы. Хорошо, что хоть успел. Уговорил отвезти тело отца после вскрытия обратно на «скорой». Согласились, но при этом выговорили, что им нельзя всех мертвых возить, потому что еще и живые есть, а «скорая» одна на весь район… И это при том, что на селе уже давно закрыты все фельдшерские пункты и магазины. А кое-где грозятся закрыть и школы, и последние почты.
Зато в том же Торопце выросли целые улицы вилл, коттеджей, шикарных дач, принадлежащих богатеям и чиновникам.
И такие разительные контрасты не только в Торопце, а и по всей стране. И происходит это потому, как заметил один из старожилов, что инвестиции, о которых трезвонят на каждом шагу, идут вовсе не на развитие села и промышленности, а в собственные карманы нуворишей, теневых дельцов и коммерсантов.
Была бы умная, не коррумпированная власть, давно бы ограничила алчные аппетиты «инвесторов» и запретила бы вывоз капитала из страны.
Почему не пустить эти деньги, скажем, на создание молодежных коммун на селе, на поднятие заброшенных пастбищ и полей? Сколько бы сразу рабочих мест открылось, сколько бы людей трудоустроилось! Ну был же опыт таких коммун, и не только в первые годы Советской власти, он и до революции был. В Торопецком уезде в конце XIX века организовали две таких коммуны. Правда, основали их революционеры-народники, чтобы нести в народ идеи справедливости, равенства и свободы, поднимать людей на смену прогнившего порядка.
Но и сегодня этот опыт мог бы пригодиться. Здесь всегда жили трудами рук своих, вспоминает народник Е.П. Карпов. Коммуне принадлежала одна изба. И в ней хватало места всем – все учились пахать, боронить, сеять, косить, жать, молотить – словом, выполнять любую крестьянскую работу. Кроме того, занимались просвещением, оказанием медицинской помощи – в коммуне были даже врачи.
В Воронино – это, кстати, верстах в шести от той деревни, где жила уже упомянутая горемычная семья, – известный революционер-демократ Н.Н. Богданович с женой Марией Петровной основал кузницу, закупил инвентарь, подобрал мастеров кузнечного дела, надежных людей. Во всех этих хлопотах для обучения был очень полезен старый крестьянин Архип Онуфриевич, под присмотром которого и шли дела.
И сейчас много есть без дела опытнейших крестьян, которые научили бы молодежь – будь на то политическая воля и желание вовлечь ее в общественно-полезный труд!
Конечно, лучшее решение – это инвестиции в возрождение коллективных хозяйств. Ведь первые советские коммуны и стали позднее основой для создания мощных хозяйств. Большую, трудную работу проделали в 20-е годы прошлого столетия торопецкие коммунисты. В 1928 г. в районе насчитывалось 9392 крестьянских хозяйства. Из них 3512 – бедняцких, 37,5 процента, 5665 – середняцких, 60,2 процента, и 216 – зажиточных, 2,3 процента. Большинство хозяйств, 61 процент, размещалось на хуторах. И задача была решена.
В июне 1930 г. в районе было создано 208 колхозов, объединяющих 3146 крестьянских хозяйств. На XIII районной конференции приводились уже новые цифры: в колхозы вступило 36,5 процента крестьянских дворов, а их посевы составили 54 процента всех площадей.
К этому времени в районе работали 124 начальные школы, одна – семилетняя, четыре – ШКМ и педагогическое училище. Было открыто 305 пунктов ликбеза, где проходили обучение 3925 неграмотных и 1848 малограмотных. Среди тех, кто учился в эти годы, были будущие токари, станочники, механизаторы, ученые, военачальники, строители, внесшие потом весомый вклад в развитие экономики, военного дела, культуры и науки.
В 1934 г. была создана МТС. В ней всего было 20 тракторов и одна автомашина. Тем не менее она стала серьезной помощницей в проведении сельхозработ, организующей силой в укреплении колхозов.
К началу 1934 г. было коллективизировано уже 47 процентов всех единоличных хозяйств, а к концу 1937 г. второй пятилетки завершилась коллективизация. В колхозы вступило более 95 процентов всех единоличных хозяйств. К тому времени на селе было 97 комсомольских ячеек, насчитывавших более 1000  комсомольцев. Трое из них были избраны председателями, 45 – членами правлений колхозов, 24 – бригадирами.
Комсомольцы села поставили для себя задачу овладеть техникой. Четверо работали трактористами, 42 человека учились на курсах трактористов при МТС, 575 стали передовиками производства.
В годы третьей пятилетки, в 1939-м, в Торопце открылась знаменитая на всю страну швейная фабрика – настоящая кузница труда, школа для молодежи, которая сегодня, как и все предприятия района, еле дышит, а многие закрылись совсем. Из 20 крупных хозяйств с 200 с лишним га земли выжили немногие.
Брошены предприятия, брошено село, поднятое такими неимоверными усилиями, такой волей людей в советские годы. Брошены судьбы людей – и целое поколение молодежи…
Сколько уже сказано, написано об этом, сколько сломано перьев – и ничего не происходит! Село продолжает умирать. А премьеру Медведеву за него даже и не стыдно. И появятся ли вообще стыд и совесть, наконец, у власти либерал-рыночников за всё, что они натворили со страной, и в первую очередь с селом? За всё разрушенное, созданное таким трудом народа? Или будут продолжаться и дальше убийственные для страны реформы?
 
А. ЗАСИМОВА 
г. Пушкино, Московская обл. 
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=597374
Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт.
Комментарии (0)
Добавить