Депутаты присматриваются к зарплатам топ-менеджеров
В Госдуму в середине ноября будет внесен законопроект о дополнительных доходах для бюджета. Замысел в том, что руководители госкорпораций из своих высоких зарплат смогут оставлять себе не больше, чем получает их профильный министр. Остальное должно пойти в казну в виде налогов и на развитие их же компаний.
В КПРФ придумали, как рыночными методами запретить руководителям и топ-менеджерам госкорпораций зарабатывать больше, чем министры, курирующие те же сферы экономики. По мнению депутатов, несправедливо, что на зарплаты в госкомпаниях не предусмотрено ограничений, хотя, как показывает практика, речь идет о довольно круглых суммах. В это же время профильные министры в среднем получают примерно 500 тыс. руб., то есть около 6 млн руб. в год.
Как напомнил «НГ» глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев, за прошлый год такие деятели, как, скажем, глава Росатома Сергей Кириенко или президент РЖД Владимир Якунин, заработали соответственно около 140 и 300 млн руб. «Выходит, что сегодня руководители госкорпораций зарабатывают в десятки раз больше, чем сами министры», – подчеркнул он. Депутат называет это социальным неравенством: ведь у последних, по его словам, гораздо более сложная и ответственная работа, да и «к тому же это ведь в их подчинении находятся десятки госкорпораций». Поэтому коммунисты настаивают на радикальных изменениях в системе оплаты труда: «Нужны четкие приоритеты, при которых менеджеры и госслужащие должны будут ориентироваться на зарплату министров той отрасли, в которой сами работают, и они ни в коем разе не должны получать больше».
При этом речь не идет о снижении зарплат госкапиталистам – они по-прежнему смогут выписывать себе какие угодно миллионы. Но забирать себе, настаивает Соловьев, они смогут лишь сумму, которая равна зарплате министра. Оставшиеся же после такого вычитания деньги коммунисты предлагают распределить так: одну часть считать налогом и перечислять в федеральный бюджет, другую – направлять на развитие той сферы экономики, в которой и работает госкорпорация.
Частный бизнес, обещают в КПРФ, эти поправки не коснутся. В беседе с «НГ» Соловьев подчеркнул, что частное предпринимательство и госслужба – разные вещи. Поскольку бизнесмен в первую очередь рискует собственными деньгами, не имея гарантий успешности их вложения. А на госслужбе нет рисков, а потому и оплата труда должна быть значительно ниже. «Перед человеком должен стоять выбор, что для него важнее – прибыль или уверенность в завтрашнем дне. Но не должно быть так, чтобы, по сути, госслужащие имели и частные заработки, и госгарантии», – заявил коммунист.
С этим утверждением не согласен гендиректор «ФинЭкспертизы» Агван Микаелян, который не видит существенной разницы между госкорпорацией и частной структурой: «Какая разница, кто является собственником? Госкорпорация – тоже юридическое лицо, работающее в конкурентной (или не очень) среде. Если зарплата действующего менеджера не соответствует рынку, какое тогда значение имеет то, сколько получает министр?» По словам эксперта, в таких вопросах следует исходить из аналогий: «Нужно отталкиваться от других параметров, например, сравнивать, сколько сегодня получает топ-менеджер того же уровня, в каких конкретно отраслях, смежные ли это области. Если зарплата действительно окажется неадекватной, ее нужно просто уменьшить. И для этого не нужно выдумывать сложные законопроекты».
У декана Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ВШЭ Татьяны Комиссаровой схожее мнение. Она считает, что не нужно сегодня «выдумывать ориентиров вроде зарплаты министров». По ее словам, идею законопроекта вряд ли удастся реализовать. Комиссарова утверждает, что нет смысла сравнивать зарплаты министров и менеджеров, поскольку механизмы их формирования абсолютно разные: «Эта инициатива скорее нарушает принципы рыночной экономики. Поэтому, если наши парламентарии так сильно хотят повлиять на размер зарплаты руководителей и менеджеров госкорпораций, они должны придумать что-нибудь другое, а из этого у них точно ничего не получится».