На границе повесят новый замок
На границе повесят новый замок
В пояснительной записке к проекту МИДа о более четкой регламентации выездных правил для носителей сведений особой важности или совершенно секретных сведений, сообщается только, что «реализация закона позволит упорядочить деятельность органов госвласти и организаций при принятии решения о временном ограничении права граждан РФ».
Напомним, что сейчас в законе о въезде и выезде есть статья 15, в которой написано, что если гражданин-секретоноситель заключил трудовой договор, в котором он согласился с возможностью отказать ему в выезде за границу, то в отношении него можно это ограничение применять, но не позднее пяти лет после последнего обращения к секретам.
Правда, тут же в законе есть и некая оговорка: мол, Межведомственная комиссия по защите гостайны, если она сочтет, что этот человек, собирающийся съездить за границу, до сих пор обладает актуальными секретными знаниями, то срок запрета может быть продлен – правда, в совокупности не более чем на 10 лет с того времени, когда он их получил. При этом, как следует из закона о въезде и выезде и прочих подзаконных актов, связанных с соблюдением гостайн их носителями и обладателями, конкретные решения принимают те госструктуры, где последние работают или служат.
Можно предположить, что именно здесь и возникла проблема. Как объяснил «НГ» источник в аппарате Госдумы, сам ходящий, правда, лишь под третьей формой допуска, то есть имеющий право знать лишь обычную секретную информацию, «всегда непонятно, как чиновник, работающий на постоянной основе, может не обращаться к гостайнам по ходу своей службы, так что у него появляется возможность спокойно поехать за рубеж». А именно это, по его словам, нередко происходит, причем речь идет не об отставниках, а именно о действующих госслужащих или правоохранителях.
Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев сообщил «НГ», что он уже не раз поднимал в Госдуме вопрос о частных поездках депутатов за границу – как в отпуск, так и на мероприятия, спонсируемые приглашающей стороной. Заметим, правда, что большая часть думцев имеет лишь третью форму допуска, но отдельные депутаты все-таки читают и совсекретные данные. «Одно дело выезд в составе делегаций – с этим все понятно, да и при этом используется дипломатический паспорт, а вот личные поездки по общегражданскому загранпаспорту вызывают вопросы», – заметил коммунист. Он напомнил о советской практике допусков разных форм, низший из которых давался людям едва причастным к секретам, но с которым поехать в отпуск за границу они уже не могли. Соловьев заявил, что к этому прошлому возвращаться, конечно, не надо, но порядок наводить все-таки нужно, особенно в нынешней сложной международной ситуации.
Напомним, что, согласно закону о гостайне, к сведениям особой важности следует относить данные в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам России. К совсекретной информации относятся те же данные, утечка которых наносит ущерб одному ведомству или отрасли экономики. Скорее всего ведомственная практика тут тоже оказалась неоднозначной. Так что теперь «законодательно закрепляются полномочия правительства РФ по определению порядка принятия решения о временном ограничении права граждан РФ, осведомленных в сведениях особой важности и (или) совершенно секретных сведениях, на выезд из РФ и порядка хранения паспортов».
Кстати, по действующему порядку гражданин, который теряет право выезжать за рубеж, должен сдать свой загранпаспорт в ФМС. Можно предположить, что в порядке, который установит правительство, самостоятельное обращение будет отменено, потому что добросовестность гражданина, особенно высокопоставленного, в нашей стране проконтролировать трудно.
Есть, правда, такой способ, как задержание человека при пересечении границы, как это делается сейчас с налоговыми и штрафными должниками. Однако гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков считает, что если что-то подобное появится в какой-либо правительственной бумаге, то это будет означать, «что и до возвращения выездных виз осталось уже недалеко». В беседе с «НГ» эксперт, сам когда-то работавший в советской режимной структуре, выразил большие сомнения в том, что правительству удастся создать по-настоящему универсальный для всех ведомств порядок. «Проблема в том, что даже в самых секретных конторах работают люди, никакого отношения к гостайнам не имеющие, – дворники, какие-нибудь слесари и другие рабочие. Было бы плохо, если бы под новые общие ограничительные нормы подпали и они», – отметил Хомяков. Между тем, по его словам, обстановка осажденной крепости, в которой пребывает сейчас Россия, может способствовать таким неправильным решениям. «Ограничивать утечку секретов, конечно, нужно, хотя я и не уверен, что их сейчас у нас много осталось, но вешать на границу новые замки все-таки не надо», – сказал он.