Дамба раздора
Ржев — провинциальный город в 100 километрах от Твери. 60 тыс. жителей, несколько крупных машиностроительных заводов, огромные, всюду бросающиеся в глаза военные памятники. Пыльные улицы, старые хрущевки, одноэтажные, совсем деревенские домики, разбитый асфальт с пробивающейся травой, перебои с горячей водой (не было все лето), мост через Волгу с проржавевшими перилами, дырами в асфальте и надписью краской: «Постройте мост и дамбу! Не разрушайте город!»
Мост все еще ждет ремонта, а вот дамбу отремонтировали недавно, причем без участия государства. Чтобы это сделать, местным жителям пришлось всерьез побиться с областными властями, у которых были на дамбу совсем другие планы.
Ничего чрезвычайного
— Молодцы наши, сами все сделали, не стали ждать, пока эти поганцы ж*** поднимут, — Ирина Николаевна, маленькая, плотная, в пестром платье, покачиваясь из стороны в сторону и размахивая в такт большой хозяйственной сумкой, подходит к высокому обрыву с виднеющимися вдалеке домиками. — Я тут прямо напротив дамбы живу, иногда шла мимо, видела: люди проходят, смотрят, что кто-то на дамбе работает, — останавливаются и сами лопаты берут. Как иду домой с речки — всегда захожу, смотрю: строят наши дамбу? А на речке я даже в холода купаюсь. И еще на танцы хожу.
Дамба рухнула 10 марта. Еще в 1940-е годы идущая через Ржев крошечная река Холынка была упрятана в трубу и убрана под асфальт. Узкую дорогу над ней с двумя оврагами по бокам местные назвали дамбой, хотя какая дамба? Она даже на балансе у города не числилась. Впрочем, нельзя сказать, что за дамбой вообще не следили. Прошлой зимой (как обнаружили позже) кто-то, ответственный за чистку ливневых стоков, засунул в водоотвод бревно.
Не ясно точно, чем руководствовался автор бревна — скорее всего, надеялся, что благодаря ему водоотвод не будет засоряться. Как позже установила проверка, вода начала скапливаться и просачиваться вниз по каналам, в которых были проложены коммуникации. В половодье она заполнила трубу целиком, течение стало затягивать внутрь землю, нижние пласты потянули за собой верхние — и огромный кусок земли обрушился в овраг вместе с пешеходным переходом, столбом и растущей рядом березой. И только дорожный отбойник гирляндой повис в воздухе.
Дорогу закрыли. Район Краностроителей (24 тыс. человек, или треть города) оказался отрезан, а вместе с ним — роддом, тубдиспансер, краностроительный и электромеханический заводы, пожарная и военные части.
В городе объявили режим чрезвычайной ситуации, который позволяет быстро получать деньги на устранение ЧС из резервного фонда губернатора. Но тут Ржеву вторично не повезло: 12 марта во Ржев как в «город воинской славы» приехал полномочный представитель президента в ЦФО Александр Беглов. Сопровождавший высокого гостя губернатор Тверской области Андрей Шевелев обвинил ржевскую администрацию, что она подняла много шума вокруг рядового ремонта, сказал, что «ничего чрезвычайного» в обрушении дамбы нет» — и режим ЧС отменил.
Сразу после обрушения на дамбу приехало областное правительство, сообщило, что ведет тендер на создание проекта ремонта. Затем — что ждет результатов тендера, потом — ждет самого проекта. Игорь Корольков, тогда сити-менеджер Ржева, еще в марте пообещал уложиться в два месяца, но в начале июля подал в отставку по собственному желанию.
Лето оказалось дождливым. С каждым ливнем с дамбы осыпался песок. Жители пробирались пешком по краю осыпающегося асфальта, отрезанный район прозвали Задамбией, или Задамбезией.
Больше ничего не происходило.
Объездная
— Яблони побелели, огурцы щебнем засыпало, а помидоры как градом посекло, — стоя на пороге своего дома на улице Севастопольской, пенсионерка Светлана Петровна машет рукой куда-то назад, в глубину огорода, ровным слоем присыпанного щебнем. — Каждый год вишневое варенье варила, а теперь что? Вишенку хочешь? — спрашивает она, и мы молча глядим на вишневое дерево, покрытое плотным слоем белой пыли…
С тех пор, как не стало дамбы, в роддом, на пожарную станцию или просто домой жители Задамбезии могут добраться из других районов только по объездной. Объездная — это три километра разбитого в ноль асфальта вдоль одноэтажных домов. То есть разбитым асфальт был и раньше, но с тех пор, как по нему пошли фуры, грузовики с задамбезских заводов, общественный транспорт и легковушки, ям в асфальте оказалось больше, чем асфальта как такового. Муниципальные власти заботливо засыпали ямы щебнем, под колесами первых же фур он разлетался и ровным слоем пыли покрывал окрестные дома, огороды и детские площадки.
Обочин у объездной нет, останавливаться машинам было негде. Поход в магазин для местных стал похож на прогулку по МКАД, пробки сравнились с московскими. Поездка в роддом превратилась в опасное путешествие, машины пожарных, МЧС и «скорые» нарушали все свои нормативы. Асфальт на объездной начал проседать, а коммуникации частных домов, идущие под дорогой, — выходить из строя.
ГИБДД Тверской области постановило: с первого ноября дорогу закрыть. Тем временем месяцы шли, ремонт дамбы стоял, пробки росли — как и бюджеты. К концу мая проектная стоимость ремонта выросла с начальных 6 до 48 млн рублей.
Дальше случилось неожиданное. Гендиректор оказавшегося в Задамбии предприятия ПАО «Электромеханика» (оно производит оборудование для авиации, медицины и энергетики) Виктор Константинов объявил: он предлагает ржевским бизнесменам восстановить дамбу самим.
— Сотрудники тратят на дорогу лишние полчаса, техника стоит в пробках, объездная в отвратительном состоянии, мы сами несколько раз подсыпали на нее щебень, но это ничего не дало. Первое серьезное ДТП на ней — и жизнь города встанет, — говорит сын и заместитель Виктора Константинова Андрей. — Сколько времени прошло — а чиновники все еще занимаются проектной документацией, и в Минтрансе спокойно заявляют: население терпело и потерпит еще. Мы и не выдержали.
Через несколько дней к Константинову присоединились: «Стройкомплект», «Ржевмодуль», КСК «Ржевский», «Русь», «Спецстрой», «Инчермет» — всего 13 городских предприятий. К концу июня, когда администрация Ржева все еще согласовывала проект ремонта дамбы, бизнесмены на свои деньги расчистили завалы, спустили уровень воды в реке Холынке, вывезли две тысячи кубометров земли и спилили деревья.
С официальными, выбранными по тендеру, проектировщиками из Твери бизнесмены встретились прямо на дамбе, бросились обсуждать проект — и обнаружили, что проектировщики впервые видят объект своими глазами.
— Они говорят — надо разобрать кольца трубы, — вспоминает Константинов, — а мы им: ребята, какие кольца, она монолитная, мы ж в ней каждый день лазим! По проекту надо было убрать реку в трубу из бетонных колец, 120 штук. Но во Ржеве нет предприятия, которые бы их отлили, в Твери — только одно, и для него это работа на полтора месяца. Причем сначала всю дамбу надо полностью снести, поменять русло реки, спрятать ее во временную трубу и потом вернуть на место — то есть работы до января. А мы, если бы нам не мешали, сделали бы все уже в июне.
О том, что берутся восстановить дамбу, бизнесмены сообщили и городской администрации, и губернатору области.
— Губернатор сказал: любая помощь от меня нужна — я готов, — вспоминает Константинов. — Министерство транспорта промолчало. Наши городские реагировали неплохо, но медленно.
В конце июня на дамбу пришли инспекторы Верхневолжского территориального управления Росрыболовства, заявили, что у бизнесменов нет разрешения на работу в водоохраной зоне, и выписали штраф.
— Я их спрашиваю: это чей заказ? — говорит Андрей Константинов. — Всю жизнь в Холынку канализацию спускают, а Рыбнадзор тут первый раз появился. Они начали на повышенных тонах: «Что вы нас обвиняете, давайте разрешение…».
Через три дня на дамбе появились уже инспекторы Рыбнадзора из области. Константиновы сразу сказали, что встречаться с ними готовы — но в Задамбии. Инспекторы протряслись 40 минут по ямам, постояли в пробках, подышали щебнем, все поняли — и снизили штраф с 200 тыс. рублей (столько берут с юридического лица) до 1600 (с физического).
Дальше ремонт дамбы шел так. Бизнесмены просят у администрации Ржева разрешение на рубку деревьев. Неделю администрация молчит, те начинают работу на свой страх и риск — и тут же получают штраф Комитета по природным ресурсам. Чтобы ускорить ремонт, машины со щебнем для дамбы отправляют без защитного тента — и тут же получают штрафы ГАИ.
Константиновы заподозрили, что тут что-то нечисто.
— Все помехи шли от областного минтранса и заместителя губернатора по транспорту — говорит Константинов. — Городская администрация не помогала и не мешала. Зато представитель дорожного областного фонда вообще заявил: «Вы еще за мной побегаете, чтобы получить разрешение на эксплуатацию объекта». Мы посмеялись: мы же не собственники, администрация пусть и бегает.
Как аккуратно предполагают во Ржеве, именно областные минтранс и дорожный фонд решали, как и на что будут потрачены 48 млн, которые вот-вот должны были прийти в резервный фонд губернатора из бюджета. В общем, вряд ли это был подходящий момент, чтобы предлагать строить дамбу бесплатно.
Если верить рассказам ржевских депутатов и журналистов, весь июнь и половину июля в правительстве Тверской области шла битва: проект за 48 млн и в следующем году — или готовая дамба бесплатно и прямо сейчас.
На поверхность выходили только отдельные эпизоды подковерной борьбы. 25 июня городская дума бизнесменов-волонтеров поддержала. А 14 июня, когда дамбу уже готовились заливать бетоном, депутаты от «Единой России» вдруг единогласно проголосовали за запрет восстанавливать ее силами волонтеров.
Не то чтобы депутаты были против. Когда дамба уже была построена, они говорили мне, что с самого начала поддерживали бизнесменов. По словам Татьяны Комаровой, депутата Ржевской городской думы от «Единой России», ее коллеги с самого начала не были уверены, стоит ли соглашаться на участие бизнесменов в ремонте («А вдруг потом сносить дамбу придется?»). Но первый раз вся дума организованно проголосовала «за», а второй раз «нас всех собрал Родивилов (глава администрации Ржева) и сказал: давайте строить по проекту. Это не мое личное решение, но мы же все в одной партии, у нас партийная дисциплина. Я подчинилась дисциплине».
Город бурлил, репортажи городских газет выглядели сводками с фронта (со свободой слова Ржеву повезло), — но последнее слово сказал губернатор Андрей Шевелев.
15 июля, на следующий день после того, как депутаты запретили восстановительные работы, губернатор приехал во Ржев на открытие футбольного поля, не доехал до него, вышел на месте разлома дамбы и спросил главу администрации Ржева Вадима Родивилова, как идет ремонт. На глазах у изумленной публики глава, еще вчера выступавший за ремонт по проекту, объявил, что время поджимает и город «нашел контакт» с бизнесменами, которые готовы сделать его быстрее. После чего уже губернатор чистосердечно объявил, что будет помогать бизнесменам, как может, и, хотя этот ремонт временный, «временно — не значит некачественно».
В общем, достроили дамбу за две недели.
Победа
Торжественного открытия не получилось. Вечером 30 июля с отремонтированной и засыпанной щебнем улицы Краностроителей тихонько убрали заграждение и пустили первые автомобили. Водители давили на клаксоны, орали, высовываясь из окон, проезжали туда и обратно по нескольку раз.
Следующим утром у дамбы (якобы проездом) оказался Андрей Шевелев. Вместе с главой администрации Вадимом Родивиловым он похлопывал Виктора Константинова по плечу и благодарил. Про будущий капитальный ремонт дамбы больше никто и не заговаривал.
— Мы понимали, что ремонтируем не на два года и не на пять, — говорит Андрей Константинов. — И строили дамбу, как саркофаг Чернобыльской АЭС. Когда чиновники тверского минтранса кричали нам: «Да мы вашу дамбу разберем!» — мы смеялись, думая, как они будут это делать. Разве что взрывать. Только тогда бы соседние пятиэтажки поехали…
Константинов увлеченно рассказывает, какой бетонный короб для дамбы сделали его инженеры, как плохо в городе с коммунальным хозяйством и как из-за судов с компаниями ЖКХ в городе с мая не было горячей воды, а в двух котельных нет и до сих пор…
— А может, мы еще и котельную сами построим, а?.. — вдруг прерывает сам себя он.
Всего ремонт дамбы занял у бизнесменов полтора месяца и 8 млн рублей.
У государства бы ушло на это минимум восемь месяцев (если бы удалось успеть к дедлайну) и 48 млн рублей.
Елена Рачева
http://www.novayagazeta.ru/society/69577.html
Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт.