Выступление руководителя фракции КПРФ в Законодательном Собрании Тверской области Л.Ф. Воробьевой по вопросу принятия областного бюджета 2014 г.
ГД ФС РФ приняла федеральный бюджет на аналогичный период. Без соотношения этих двух важнейших документов невозможно представить вектор дальнейшего развития страны. К сожалению, он остается прежним: зависимость доходов федерального бюджета от конъюнктуры на мировых рынках нефти и газа.
Учитывая нарастание неопределенности относительно цен на нефть и газ, появляются серьезные угрозы финансовой стабильности государства, а следовательно и регионов. 70%-такова доля нефти и газа в экспорте России.
Усиливаются тенденции, когда центр стремится избавить от дотационной зависимости регионы. Но наша область всегда очень сильно зависела от дотационной поддержки центра. Нам по-прежнему не хватает собственных доходов, даже на поддержку социальных расходов, не говоря о бюджете развития.
Из-за долгов, Тверской области так и не удается выйти за пределы списка регионов со слабой устойчивостью. Объем привлеченных средств сегодня составляет почти 21 млрд. рублей (79% к налоговым и не налоговым доходам), к 2016г. он может вырасти до 81%.
Привычно областной бюджет считают носящим социальную направленность – 70% главного финансового документа области составляют финансовые обязательства, получается что мы их исполняем за счет привлечения кредитных средств.
Объем финансовой поддержки из федерального бюджета сократился с 7,5 млрд. рублей в 2011г. до 6,8 млрд. – в 2013г., по прогнозу на 2014г. – 5,6 млрд. рублей.
В федеральном бюджете сокращаются межбюджетные трансферты в 2014г. на 32,6 млрд. рублей, в 2016г. – на 33,8 млрд. рублей. Это говорит о том, что существуют значительные риски исполнения Указов президента РФ в части повышения заработной платы младшему (51%) и среднему (76,2%) медицинскому персоналу, социальным работникам (58%), работникам учреждений культуры (64,9%), педагогическим работникам дошкольного образования.
С 2015г. предлагается отменить субсидии субъектам РФ на мероприятия по оздоровлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, сейчас эта сумма в год 4,6 млрд. рублей – значит еще появится дополнительная нагрузка на бюджет субъекта. С 2010г. не выплачиваются субсидии региону на компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в детских садах.
Доля расходов на материнство и детство с учетом материнского капитала составит 0,63% от ВВП, в европейских странах этот показатель равен 3%.
О финансировании по программам. 98% всех расходов бюджета будет вестись рамках государственных программ, т.е. запланировано энное количество средств, и под них будет подгоняться существование, в основе которого лежит оптимизация, жизнь по средствам и т.д., а к примеру не по сметам, предполагающим развитие. Из 27 программ Тверской области минусовое отклонение по сравнению с 2013г. имеют 17 программ в т.ч. культура, ЖКХ, физкультура и спорт, сельское хозяйство, жилищное строительство, развитие промышленного производства, охрана объектов культурного наследия и т.д.
Настораживает тенденция концентрации ресурсов бюджетной системы на федеральном уровне. 71,12% - в 2014г., 71,1% - 2015г., 70,8% - 2016г. (должно быть 50 на 50).
Регион сокращает прямую финансовую поддержку муниципалитетов. Так, целый ряд районов в следующем году лишится дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В других районах планируется существенное сокращение дотаций по сравнению с текущим годом. В то же время дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселения в следующем году органы местного самоуправления рассчитывать и предоставлять не будут. Эти полномочия переходят на региональный уровень – т.е. поселения будут получать дотации напрямую из областной казны.
И в заключении. Если вы обратили внимание на объявление Министра труда и социального развития Максима Топилина о решении проблем моногородов, где уровень безработицы превышает общероссийский в 2-3 раза. В число таких поселений вошли и наши поселки Великооктябрьский и Жарковский. Один из путей решения проблемы – выплата подъемных в размере 400 тыс. на переезд в большой город. Обезлюдили тверские деревни, следующее направление – разорение поселков и малых городов.
КПРФ продолжает настаивать на немедленной смене курса социально-экономического развития страны, предлагает программу обновления и модернизации.
Фракция КПРФ в ГД проголосовала против бюджета дальнейшего разрушения страны.
Фракция КПРФ в ЗС ТО приняла решение также голосовать против бюджета Тверской области на 2014г. – бюджет долговой ямы, бюджета дальнейшего обнищания народа.