ДОЛГИ. БЕЗРАБОТИЦА. ГОЛОДЕЦ. В Торжке погибает старейшее предприятие города
В прошлом году стукнула
сотня лет одному из самых крупных градообразующих предприятий Торжка –
вагоностроительному заводу. ТорВЗ прочно вошел в жизнь древнего русского города.
Но сегодня завод пребывает в тяжелейшем кризисе.
В 2011 году объем продаж
составил 100 единиц подвижного состава. В 2012 году общий объем изготовленной и
реализованной продукции составил 51 единицу, в 2013 году — 39 единиц подвижного
состава. Снижение производства было вызвано резким сокращением спроса со
стороны основных заказчиков. В 2012 году Минобороны отказалось от закупки
вагонов спецназначения. В июле 2015 года было прекращено сотрудничество с ОАО
«РЖД».
В 2014 году предприятием
выпущено лишь 25 вагонов, закупки электропоездов отсутствовали, сократились
закупки почтовых вагонов. В мае 2015 года из-за долга свыше 950 млн. руб. Сбербанк
России потребовал признать завод банкротом.
10 сентября 2015 года
Арбитражный суд Тверской области ввёл в отношении ОАО «Торжокский
вагоностроительный завод» процедуру наблюдения. В конце 2015 года основная
часть сотрудников сокращена.
6 сентября 2016
арбитражный суд Тверской области признал «Торжокский вагоностроительный завод»
банкротом. Ожидается продажа территории завода и интеллектуальной собственности
заинтересованным сторонам. На начало 2017 года ТорВЗ находится в процессе
ликвидации.
Такова печальная хроника
событий последних нескольких лет.
Но на заводе были и
лучшие времена. Давайте вспомним. В марте 1916 года был издан приказ о
формировании и размещении в г. Торжке Первого Коренного парка железнодорожных
войск. Тогда же построили склады, деревообделочный, слесарно-механический,
сборочный и кузнечный цеха, открыты шорная и канатная мастерские. В задачи Коренного
парка во время первой мировой войны входили ремонт военного снаряжения и
снабжение Северного фронта огромным количеством различных товаров. Ежедневно
здесь разгружали и загружали до 30 вагонов.
С 1 января 1962 года
Торжокский вагоностроительный завод стал самостоятельным предприятием по
производству широкого ассортимента железнодорожных вагонов различных
модификаций. За первые пять лет самостоятельной работы на заводе было выпущено
сорок видов новой техники. Со стремительным развитием завода в лучшую сторону менялась
и жизнь самих новоторов, которые очень гордились тем, что работают здесь. В
советское время организовывались замечательные экскурсии школьников по
производствам предприятия, чтобы показать, подрастающему поколению, как
работают их родители. Под впечатлением от экскурсий выпускники местных
профессиональных учебных заведений с большой охотой шли работать на завод, стремясь
влиться в сформировавшийся класс «элитных» рабочих. Таким завод вспоминается до
эпохи «лихих девяностых», когда в стране началась масштабная смена
политического курса. В новых реалиях ТорВЗ пытался выжить точно так же, как и
его «старший брат» - Тверской вагонзавод,
сотрясаемый экономическими кризисами.
В сентябре 1992 года
предприятие акционировано и стало
называться ОАО «Торжокский вагоностроительный завод». Какое-то время
справляться с трудностями удавалось: в 1993 году завод выпустил первый в России
10-вагонный электропоезд пригородного сообщения с коллекторными
электродвигателями. В 2003 году предприятие приступило к полномасштабной реконструкции
и модернизации производства, направленной на снижение энергоемкости и
увеличение объемов выпуска продукции до 250 вагонов в год. В 2008 году окончено
строительство малярного цеха, оборудованного современным роботизированным
оборудованием. В 2012 году на заводе введён в эксплуатацию цех агрегатного
производства (ЦАП) общей площадью 12963 кв. м. и производительностью до 768
тележек в год.
Ухудшение положения предприятия
на рынке было продиктовано экономическими кризисами, политикой руководства
страны и региона, задачи которых противоречат развитию отечественного производства.
Крупные машиностроительные предприятия намеренно вводят в критическое положение
и медленно уничтожают с помощью «антикризисных» пустоголовых менеджеров,
которые должны «реанимировать» производство, а на деле - занимаются сокращением
штатов, усилением гнета и социального напряжения в коллективе. Надо признать и
тот факт, что западные экономические санкции больно ударили по переживавшим и
без того не лучшие времена традиционным отраслям промышленности. Многочисленные
в докризисный период иностранные клиенты испарились после введения санкций. Власть
пыталась заставить нас поверить в «импортозамещение». Но не стоит обманываться:
после четверти века бандитского капитализма в России не осталось ни технических средств, ни
даже знаний для реанимации и развития производства.
ххх
Итак, что сегодня представляет
собой ТорВЗ, сполна испивший горькую чашу кризиса? Это более тысячи сокращенных
рабочих мест (в последние годы на заводе работали порядка 1400 человек). Местная
прокуратура завалена заявлениями о невыплате зарплаты и выходных пособий
(увольнения зачастую были вынужденными) на миллионные суммы (общий долг
предприятия - порядка 800 миллионов рублей).
- В сложившейся с ТорВЗ
ситуацией виновата экономическая политика, проводимая правительством РФ,
руководством региона, - считает депутат-коммунист Торжокской городской думы Людмила
Каткова. - Сто лет работал на благо России наш вагонзавод, и только с приходом
дикого капитализма наравне с десятками тысяч других предприятий прекратил свое
существование. В период предвыборной кампании Руденя говорил о недопустимости
банкротства ТорВЗ, о наличии каких-то устных договоренностей с правительством
РФ, предвыборные лозунги закончились пшиком. Никакой помощи в вопросе
сохранения завода не было оказано также со стороны Главы города Рубайло. А ведь
завод являлся крупным плательщиком налогов городу, НДФЛ и земельного налога…
По словам Л. Катковой, трудности
испытывает не только вагоностроительный завод, но и два других ключевых для
местной экономики предприятия: завод противопожарной техники и завод
полиграфических красок. «Безработных становится больше, а рабочих мест меньше»,
- с горечью констатирует депутат.
В Торжке, как и по всей
стране, доходы и покупательная способность населения падают на фоне обвала
курса рубля и высокой инфляции. Кстати, о чем-то подобном говорила в прошлом
году заместитель председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец,
которая перед телекамерами призналась, что в стране после 2014 года устойчиво
растет бедность. Дальнейшие перспективы нерадостны: в ближайшее время «дорогим
расеянам», в том числе новоторам, придется еще туже затягивать пояса. Резонный
вопрос, почему же мы всё это терпим: сокращения, невыплату долгов по зарплате,
безработицу, невозможность обеспечить самым необходимым своих родных и детей?! Ведь,
как известно, даже мышь кинется в горло, если ее загнать в угол. Обратить на
себя внимание властей предержащих можно только массовым протестом, но народ в
Торжке (и не только) пока, в большинстве своем, безмолвствует. И, вместе с
нашим безмолвием, окончательно лишается будущего наполненный перезвоном
старинных колоколов уютный городок…
Комментарии (0)
Добавить