О СИТУАЦИИ В ОАО «ТВЗ»

17:36, 20 ноябрь 2014
1 636
0

В ответ на публикацию нашей статьи «Перекрытие трассы как последний довод» («Правда», № 123 от 7—10 ноября 2014 года) в адрес газеты поступило открытое письмо коллективу ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (ОАО «ТВЗ») от ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ОАО «ФПК»), в котором её генеральный директор М.П. Акулов информирует вагоностроителей о том, что ОАО «ФПК» полностью и своевременно рассчиталось с ОАО «ТВЗ» за все заказанные в 2014 году вагоны. Кроме того, ОАО «ФПК», не получив поддержки на государственном уровне по вопросу увеличения поставки подвижного состава, самостоятельно изыскало возможность дополнительного заказа в 2014 году 50 двухэтажных спальных вагонов и 19 плацкартных вагонов общей стоимостью 4,9 млрд. рублей, а также заключило договор на строительство и поставку в последующие годы 15 новых двухэтажных вагонов с местами для сидения, что позволит расширить модельный ряд нового подвижного состава и увеличить загрузку завода. Поэтому упоминание ОАО «ФПК» в СМИ в качестве ответственного за финансово-экономическое состояние вагонозавода для компании оказалось полной неожиданностью.

В СВЯЗИ С ВЫШЕИЗЛОЖЕННЫМ хочу сказать о том, что большая доля истины в этих словах руководителя компании действительно есть. Проблемы ОАО «ТВЗ» значительно больше и глубже, чем непосредственные отношения с ОАО «ФПК». И корнями они уходят в ту реорганизацию, которая была проведена с подачи правительства и руководства российских железных дорог несколько лет назад, когда единая система железных дорог была поделена между несколькими компаниями, главной из которых стало заведомо убыточное ОАО «ФПК».

Почему убыточное?

Дело в том, что в советское время единая железная дорога, выполняя социальную политику Советского государства, назначала очень скромную плату за пассажирские билеты, которая зачастую была ниже себестоимости. Так, например, стоимость билета Москва — Владивосток не превышала 25 рублей. Однако железная дорога в целом оставалась рентабельной, так как убытки от пассажирских перевозок компенсировались за счёт грузовых.

Этот же принцип формирования прибыли позволял нормально существовать российским железным дорогам вплоть до того, как наши горе-реформаторы решили их разделить.

Поставленная в результате «реформ» в заведомо убыточные условия, пассажирская компания предприняла за этот период целый ряд шагов для увеличения прибыли и снижения расходов: увеличила цены на железнодорожные билеты, ликвидировала ряд убыточных маршрутов, сократила персонал, однако выйти на самоокупаемость так и не смогла. Поэтому для закупки пассажирских вагонов у компании просто-напросто нет своих денег. Начиная с 2009 года государственные дотации на их приобретение начали планомерно сокращаться правительством и минфином, поэтому пассажирская компания была вынуждена уменьшать свои заказы в ОАО «ТВЗ».

Так, если в 2008 году заказ составил 1142 вагона, то в 2009-м — 681, в 2011-м — 659, в 2013-м — 482, в 2014-м — 371 вагон. Подтверждённый заказ на 2015 год — 15 вагонов, что не даёт заводу шансов выжить в качестве полноценного производственного комплекса.

В текущем году коллектив предприятия трудился в крайне тяжёлой обстановке. В январе завод простаивал, с февраля по настоящее время работает по 4 дня в неделю. Заработная плата уменьшилась более чем на 20%. Проводится массовое сокращение персонала: к концу года будет уволено более 1500 человек. В этой обстановке с завода уходят лучшие специалисты. Кадровый потенциал безвозвратно теряется. На декабрь запланирована полная остановка предприятия. Выпуск вагонов будет прекращён. Работники в тревоге за своё будущее и будущее своих семей.

ОАО «ТВЗ» и ЗАО «Трансмашхолдинг», в состав которого входит предприятие, активно занимаются поиском заказов и освоением новых рынков, в том числе и экспортных. В 2014 году реализованы контракты по поставкам вагонов для Казахстана и Монголии, ведутся переговоры по изготовлению вагонов для минобороны, МВД, Росатома, «Почты России» и других заказчиков. Однако заказы от других потребителей в количественном отношении недостаточны для полной загрузки предприятия. Рабочие места потеряют свыше 7 тысяч сотрудников завода, их семьи останутся без средств к существованию. Тверской регион лишится значительной доли налоговых поступлений. Серьёзно пострадают и смежные предприятия, на которых трудятся более 30 тысяч человек.

Потеряв Тверской вагоностроительный завод — флагман отечественного машиностроения, Россия фактически лишится отечественного потенциала в области разработки и производства пассажирских вагонов локомотивной тяги. Выполнение такой важной социальной функции, как обеспечение перевозки пассажиров, окажется полностью зависимой от зарубежных поставщиков подвижного состава.

По оценке минпромторга, сегодня износ пассажирского подвижного состава в нашей стране составляет более 60%. ОАО «ФПК» в период до 2020 года ожидает уменьшение эксплуатационного парка более чем на 10 тысяч вагонов, в том числе 4800 плацкартных. Для замещения этой убыли необходимо закупать примерно по 490 плацкартных вагонов в год. Тверские вагоностроители как прежде, так и сейчас могли бы и готовы выполнять эту важную для государства социальную задачу.

Однако, как видно из проекта федерального бюджета на 2015—2017 годы, дотаций на закупку пассажирских вагонов правительством РФ вообще не предусмотрено.

В связи с чем я, как депутат от Тверской области, вынужден вновь и вновь направлять депутатские запросы в правительство РФ и администрацию президента с требованием вернуться к этому вопросу.

 

Автор  Вадим СОЛОВЬЁВ. Депутат Госдумы РФ от Тверской области, секретарь ЦК КПРФ.

http://www.gazeta-pravda.ru/index.php/item/2763-%D0%BE-%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B2-%D0%BE%D0%B0%D0%BE-%C2%AB%D1%82%D0%B2%D0%B7%C2%BB

 

Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт.


Комментарии (0)
Добавить
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив