МАШПРОМ ПОД УДАРОМ
Тверская область уже давно является территорией социального бедствия. Этот регион – вопиющий символ глубочайшего кризиса, поразившего современную Россию. Несколько десятков крупных тверских предприятий не живут, а буквально выживают, безнадежно деградируют, опережая друг друга в стремительном падении экономики. В настоящее время в эпицентре всеобщего штопора оказался Тверской вагоностроительный завод.
Расположенный в г. Твери столетний Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) – уникальное предприятие Центральной России, способное на полный производственный цикл гражданских и оборонных заказов. За долгие годы своей деятельности завод наладил серийный выпуск двухосных товарных вагонов и платформ, почтово-багажных и головных вагонов электропоездов, трамваев и лесовозов. В 2007 г. на ТВЗ создан первый в России специальный вагон, предназначенный для транспортировки по железной дороге отработанного ядерного топлива, выгружаемого из реакторов атомных электростанций. В короткие сроки предприятием освоен выпуск вагонов метро. В настоящее время завод работает над созданием электропоезда для Московской кольцевой железной дороги (МКЖД).
Главное направление ТВЗ – выпуск пассажирских вагонов для Российской железной дороги. Несмотря на экономические трудности последних лет, коллектив завода сумел решить ряд сложных задач по созданию пассажирских вагонов нового поколения, отвечающих самым современным требованиям. Впервые в России созданы двухэтажные пассажирские вагоны. В августе 2013 г. 50 таких вагонов уже передано в эксплуатацию на железные дороги России. Всего в России продукция ТВЗ занимает порядка 90% от объема производства пассажирских вагонов дальнего следствия.
Однако сегодня ТВЗ переживает не просто кризис, а настоящее бедствие. Заказов нет давно, многие цеха часто простаивают, копятся долги… Мощности завода рассчитаны на 1200 вагонов в год. Когда-то раньше, четверть века назад, эту норму выполняли стабильно. Но последние годы завод производит в среднем 600 вагонов, при этом так называемая точка безубыточности – 750 вагонов. Словом, ТВЗ давно уже работает в убыток. Когда положение становится совсем критическим, руководство завода взывает к самым высоким федеральным инстанциям, откуда иногда поступают субсидии. Но системного характера это не носит, поэтому принципиально ситуация не меняется годами.
Поддержку машиностроительной отрасли государство больше оказывает на словах, точнее – с буквы закона. Минпромторг России предложил запретить продление срока службы пассажирских вагонов на линиях РЖД. Другая мера – налоговые льготы для покупки и эксплуатации пассажирских вагонов не старше 10 лет. Казалось бы, эти благоприятные условия должны поддержать ТВЗ. Однако сами по себе юридические акты не действуют – практика рыночных отношений не втискивается в их шаблонные рамки.
Большую часть продукции ТВЗ покупает Федеральная пассажирская компания (ФПК). Степень износа ее парка в настоящее время составляет 67%. В среднем каждый вагон находится на службе у железнодорожников порядка 20 лет. Однако ФПК сама является глубоко убыточным предприятием, в 2013 г. ее убыток составил 18,6 млрд руб. Поэтому меры, предложенные минпромторгом в качестве поддержки российского машиностроения, ФПК просто не потянет. И на то есть причины, коренящиеся, так сказать, в первородном грехе рыночной экономики России – в приватизации.
Для железной дороги перевозка пассажиров всегда являлась убыточной. Это была своего рода социальная нагрузка. Основной доход железнодорожникам приносили грузовые перевозки, в первую очередь торговые и промышленные. Когда система железных дорог была государственной, убытки пассажирских перевозок компенсировали за счет прибылей грузовых потоков. Теперь грузовые перевозки находятся на откупе фактически у частных компаний, как на дрожжах расплодившихся внутри РЖД. А убыточные пассажирские рейсы так и остались на балансе государства в лице ФПК, у которой на закупку нового подвижного заказа попросту нет средств.
Такое положение дел чревато не только экономическими, но и серьезными социальными последствиями, в первую очередь массовыми увольнениями рабочих. Подобные ситуации случались на ТВЗ и раньше. В 2009 г. из-за отсутствия заказов и субсидий руководство ТВЗ настаивало на сокращении 4 тыс. рабочих из 8 тыс. сотрудников предприятия, т.е. фактически половины трудового коллектива. В результате поспешного вмешательства федерального центра и сложных переговоров с профсоюзом численность списка увольняемых сократилась, но тысяча заводчан всё равно оказалась за воротами предприятия.
По состоянию на апрель 2014 г. ФПК заказало у ТВЗ всего 213 вагонов. И больше заказов пока не предвидится. Фактически это означает не просто убыток вагоностроителей, а настоящий крах. Как объясняет заводчанам руководство ТВЗ, из-за резкого сокращения заказов на пассажирские вагоны завод не сможет обеспечить полную занятость всех работников предприятия. В этих условиях еще в январе и феврале 2014 г. трудовой коллектив ТВЗ вынужден был согласиться на административный отпуск, а с марта на предприятии введен 4-дневный режим работы, что сразу пагубно сказалось на заработках трудящихся. Более того, дирекция ТВЗ настаивала на срочном увольнении 2 тыс. заводчан. Однако после переговоров с профсоюзом процесс сокращения чуть сбавил темпы. В результате на сегодняшний день уже получили сообщение об увольнении 700 рабочих ТВЗ. Еще 1,5 тыс. заводчан вручили «черные метки» о сокращении после лета.
В настоящее время актив трудового коллектива ТВЗ снова обращается с письменными просьбами о помощи в самые высшие государственные органы, вплоть до президента РФ. Как правило, такого рода обращения делают положенный канцелярский круг и возвращаются «вниз», на местный ведомственный уровень. Круг замыкается.
Вместе с тем совсем недавно, 28 февраля, Андрей Бокарёв, председатель совета директоров компании «Трансмашхолдинг», в который входит ТВЗ, удостоился аудиенции с самим… президентом России. Эту встречу официозные СМИ освещали подробно, в прессе была опубликована стенограмма беседы. Во время аудиенции речь шла о чем угодно, даже о фристайле бизнесмен поговорил с главой государства. А о проблеме, которая сложилась на ТВЗ, не прозвучало ни слова.
Жаль, ведь поговорить есть о чем! Сворачивание уникального машиностроительного производства в Твери может иметь самые серьезные экономические и социальные последствия, особенно в условиях сложной политической обстановки в стране. Значительно сократятся налоговые поступления в бюджеты всех уровней от крупнейшего налогоплательщика Тверского региона. Кроме того, смежные предприятия потеряют заказы и будут вынуждены также ограничить свою деятельность, что резко увеличит безработицу в областном центре. Остановятся или совсем прекратятся важные научно-технические разработки в сфере железнодорожного транспорта. Но самое главное – ценнейший кадровый состав Тверского вагоностроительного завода будет безвозвратно утерян. По словам председателя заводского профкома В.И. Кольцова, «процесс вымывания кадрового состава станет необратимым». Это будет означать окончательный удар по машиностроительной отрасли не только Тверского региона, но и всей страны.
Денис МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ