Народные деньги. Ржев под дамокловым мечом, или Как погубить проект
Проблема чистой питьевой воды является одной из самых острых в нашей стране. И это при том, что воды у нас хоть залейся. Но это не та вода, которая нужна человеку в его повседневной жизни для еды и питья. Хорошую воду надо добыть, очистить и доставить до водопроводного крана привыкшего к благам цивилизации городского жителя. Если вода оказывается некачественной, то за этим неизбежно следуют разного рода заболевания, поражающие внутренние органы, а то и вспышка инфекции – если имело место быть откровенное упущение или халатность.
Нечто подобное случилось в Ржеве в 2005 году, когда в городе вспыхнула эпидемия гепатита. Шум тогда был на всю страну, после чего в город Ржев прибыли видные единороссы господа Торшин и Исаев. Они пообещали свою помощь в решении проблемы питьевой воды для Ржева, и на сей раз не обманули. Ржев был включен в федеральную программу «Чистая вода», поскольку с 70-х годов по сию пору он живет с временными водозаборными сооружениями. Но чтобы это случилось, необходимо было разработать проект, что и было сделано областной и городской администрацией. Помимо программы, был принят тройственный договор, под которым поставили подписи тогдашние губернатор Д.Зеленин, глава города А. Харченко и инвестор в лице руководства «Коммунальных ресурсов РЖ».
Стоимость проекта на тот момент составляла порядка 1 млрд. рублей. Федеральный бюджет должен был профинансировать половину суммы, то есть 50 процентов. Область брала на себя 25 процентов всех расходов. Оставшиеся 25 в равных долях делили город и инвестор, причем инвестор должен был подключиться к финансированию на более позднем этапе, когда дело дошло бы до замены внутригородских сетей. Кстати говоря, вопрос о модернизации сетей вызвал большие разногласия между областной и городской властью. Область в лице зама губернатора по строительству Ю. Серковского говорила, что необходимо построить новый водозабор, довести трубу до города и этим ограничиться. Город в лице А. Харченко настаивал на том, что в проект необходимо включить модернизацию городских водопроводных сетей, иначе при ржавых сетях все прочие действия становятся бессмысленными.
После долгих споров был все же принят вариант с модернизацией сетей. На эти цели закладывалось 160 млн. рублей. Сейчас эта сумма не кажется уже такой значительной, особенно после того, как за равноценную сумму были отремонтированы дороги на улицах Марата, 8 марта и Торопецкий тракт, выдержавшие не более одного сезона интенсивной эксплуатации. Но при безоткатном способе работы 160 млн. рублей оказывалось вполне достаточно, чтобы заменить все сети в городе. И после подписания всех необходимых бумаг работа закипела.
В 2007, 2008 и 2009 годах работы двигались в точном соответствии с графиком. Точно так же, не отступая от программы, шло и финансирование. Администрация Ржева четко соблюдала свои обязательства, хотя было это не очень просто. В 2007 году городом было профинансировано 25 млн. рублей, в 2008 – 30 млн. рублей, а в выборном 2009 году – уже 50 млн. рублей. А ведь это инвестиции в стратегическое развитие города, инвестиции в будущее, от которых сиюминутной отдачи уж точно ждать не приходится. В год выборов отдать 50 млн. рублей на эти цели из городского бюджета было очень непросто, но мэр города на это пошел.
К концу 2009 года труба дошла до границ города, Тут уж вроде бы надо было как следует сконцентрироваться и довести начатое до конца. Но случилось то, что случилось. Власть в городе переменилась, а вместе с ней и приоритеты. Уже в 2010 году работы сбавили темп. Причем все участники проект финансировали, кроме городской администрации. Город не выделял денег вплоть до глубокой осени, когда силовым давлением область заставила А. Щетинина взять кредит и профинансировать свою часть вложений в стройку. Все-таки за счет кредита с долгами город рассчитался, но темпы работ заметно упали.
Впрочем, это они сначала упали, а потом и совсем темпа не стало, потому что работы фактически остановились. Нет, в 2011 году федеральный бюджет еще исправно финансировал строительство, но вот работы уже шли не очень. Город Ржев на фоне многомиллионных долгов, а также катаклизмов, которыми ознаменовалась смена власти, и вовсе отказался вносить необходимую сумму. Между тем в бюджете было заложено 20 млн. рублей, но даже эти деньги, выделенные не в полном объеме, было решено сэкономить и направить на решение сиюминутных задач.
В итоге город со своей задачей не справился. Область автоматически отказалась финансировать проект, поскольку для нее возможно только софинансирование. То есть она действует по принципу «днем деньги, вечером стулья». Можно днем стулья, но только деньги вперед. А поскольку денег не было, то и работа, которую выполняли тверские подрядные организации, остановилась. Есть обоснованное сомнение и по поводу того, как же в 2010-2011 гг. расходовались федеральные деньги. Нелегкую обязанность по контролю за расходованием средств взяла на себя КПРФ. Именно членами этой партии был сделан официальный запрос в Генеральную прокуратуру и Счетную палату Законодательного собрания области с тем, чтобы та разобралась в этом вопросе.
Депутат ЗС от данной партии по Ржевскому избирательному округу А. Гончаров неоднократно предпринимал попытки сдвинуть с мертвой точки данную проблему. В 2011 году была по инициативе КПРФ была предпринята акция по обращению населения в межрайонную прокуратуру. В этом же году было обращение депутата в Осташковскую межрайонную природоохранную прокуратуру о подаче некачественной питьевой воды в Ржеве. По результатам данной проверки в Ржевский городской суд было направлено исковое заявление к ООО «Коммунальные ресурсы РЖ» с требованием содержать и эксплуатировать водозаборы в соответствии с санитарными норами и правилами. 9 ноября 2011 года решением суда исковое заявление удовлетворено в полном объеме. Но поскольку положение с водой в городе не улучшилось ни на йоту, в 2012 году А. Гончаров продолжил борьбу за чистую воду для горожан.
Были сделаны запросы в прокуратуру Тверской области и Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области. Были взяты пробы воды и проведены лабораторные исследования. Установлено, что вода подаваемая населению ООО «Коммунальные ресурсы РЖ» и управляющими компаниями не соответствует санитарным нормам. Территориальным отделом управления Роспотребнадзора в Ржеве в настоящее время проводится проверка по обращению А. Гончарова. 27 июня 2012 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении расследования в отношении ООО «Коммунальные ресурсы РЖ».
Впрочем «Коммунальные ресурсы РЖ» на предписания контролирующих органов реагировали вяло, точнее сказать, никак не реагировали. В середине марта 2012 года районным отделом судебных приставов было возбуждено исполнительное производство по предыдущему судебному решению. Однако водоснабжающая организация не спешила устранять отмеченные нарушения, а служба судебных приставов ничего не сделала для того, чтобы побудить ее к этому. Поэтому удивляться тому, что в конце апреля целый микрорайон почти на неделю оказался без водоснабжения, вряд ли приходится.
В настоящее время положение и со стройкой, и с водой в Ржеве иначе как плачевным не назовешь. Стройка остановлена официально, федеральный бюджет денег больше давать не собирается, поскольку по вине администрации Ржева партнеры не выполнили своих обязательств. Область также прощально помахала ручкой и ведет речь о консервации строительства. Между прочим, законсервировать такой значительный объект – весьма дорогое удовольствие. А если консервация затянется, то вложенные средства попросту окажутся выброшенными на ветер. Но это, кажется, в настоящий момент мало кого интересует в Ржеве. Администрация живет одним днем, депутаты Городской думы вообще ни во что не вмешиваются, строго соблюдая партийную единороссовскую дисциплину.
А то, что процент износа сетей достиг уже 80 процентов, до сознания нынешних властей доходит слабо. Она, власть, нисколько не смущаясь, вслух заявляет, что водопроводные сети перекладывать не будут. При этом о модернизации речи вообще не идет. Латают там, где рванет, и это все. Сколько еще выдержат сети, не знает никто. Остается надеяться только на милость всевышнего. Но и здесь возникают сомнения, потому что вообще-то бог помогает тем, кто работает, а не сидит, сложа руки.
Ржев вошел в крутое пике, и пока нет оснований говорить, что может из него выйти. Вероятность того, что может повториться критическая ситуация середины нулевых, чрезвычайно велика. Но осознавать эту нехитрую истину никому не хочется. Живут по принципу: если проблема не названа, то ее вроде бы и не существует. «Авось» и «небось» у нас еще никто не отменял, поэтому все надежды на то, что беда обойдет стороной, по крайней мере, в ближайшее время. Про то, что были затрачены сотни миллионы народных денег, городская власть вообще старается не вспоминать.
Между тем выход есть, и он вполне реален. Дело в том, что есть первая очередь и вторая очередь пуска водозаборных сооружений. Первая практически в стадии готовности. Довести ее до пуска возможно, если не разводить безнадежно руками, а действовать. Один из инициаторов проекта А. Харченко уверен, что запустить первую очередь хотя бы при пониженном давлении (чтобы не разорвало сети) вполне реально. Надо только активно работать с федеральным и областным бюджетами – они ведь тоже заинтересованы в том, чтобы деньги не были омертвлены. В этом случае сразу можно было бы заняться и модернизацией сетей, потребовав от водоканала взять на себя свою часть расходов – вне зависимости от того, кто в настоящее время возглавляет эту организацию.
Но пока происходит все с точностью до наоборот – проект закрывают, сети продолжают ржаветь, а жители употреблять негодную воду. Остается только надеться, что город пронесет. И не в том плохом смысле, с которым жители уже были знакомы. А совсем в другом, более положительном, – то есть что большой беды не случится, а маленькой в виде шестидневного отключения воды кто ж у нас боится?