Жизнь за отца
Эта история началась в 1996 году. У семьи Ликановых, проживавших в деревне Быково Калининского района Тверской области, сгорел совхозный дом. Людмила Владимировна работала в то время дояркой в СПК «Комсомольский», а Игорь Юрьевич ездил на заработки в город, надо было кормить семью. На руках мамы был годовалый сын Ваня, ждали еще одного ребенка. Не так давно семья пережила трагедию, у них умер сын, спасти его не смогли, так как «скорая» добиралась до отдаленной деревни 6 часов, но так и не приехала.
Погорельцам в нашей стране принято помогать. Ликановы обратились к властям Калининского района, те обещали предоставить жилье. Но время шло. Где-то надо было жить и Ликановы самовольно поселились в заброшенном доме без прописки и без договора найма жилья.
В тот же год Людмила родила дочь Алену. А четыре года спустя – Дашу. Семья стала многодетной. Только вот мало что, для нее изменилось. Жилья, по-прежнему, не было. И официальный статус многодетной семьи им давать не спешили. Так шло время. В бесконечных заботах о детях: накормить, обуть, одеть, учить и ведении домашнего хозяйства. Это подорвало силы. В 2009 году Людмила родила сына и заболела.
Семья с детьми временно переехала жить к матери Игоря в тесную однокомнатную квартиру, где прошли последние дни Людмилы. Сам Игорь жил в это время в своем старом «москвиче».
После смерти жены Игорь начал ходить по инстанциям с целью получить жилье на четверых детей. Толкала его на это и последняя просьба жены – обеспечить детей жильем. Перед глазами все время стояла посмертная записка Людмилы, обращавшейся к властям района с просьбой помочь ее детям с жильем.
Власть словно в рот воды набрала - отмалчивалась. А уж если что и говорила, то невпопад, отнюдь не по-человечески: «По - нарожали» тут». И это в стране, где населения катастрофически не хватает. Где каждый малыш – это бриллиант, который надо боготворить, чтобы вырос и стал достойным гражданином России.
Понимая, что делать для семьи Ликановых надо хоть что-нибудь, чиновники пошли на компромисс.
Выделили, по словам Игоря, «служебное помещение при больнице. Раньше там одну из комнат использовали под морг». Игорь, будучи в здравом уме, отказался от такого предложения.
В какие только двери не стучался отец четверых детей Игорь Ликанов? Он писал местным, региональным, федеральным чиновникам, вышел на федеральные телеканалы. Все безрезультатно.
Тогда он обратился к депутату Государственной Думы Вадиму Соловьеву, который в срочном порядке направил запросы на имя губернатора Тверской области Д. Зеленина и Представителя Президента в ЦФО Г. Полтавченко, прокурора Тверской области В. Маслова. Потребовал в жесткой форме незамедлительного решения жилищного вопроса семьи Ликановых. Только после этого, наконец, со скрипом заработала чиновничья машина.
Постановлением Администрации Тверской области от 11.10.2010 года № 482-па «О распределении субсидий из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по приобретению жилых помещений для малоимущих многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2010 год», Калининскому району были выделены средства в размере 1 000 000 рублей на покупку жилого помещения для семьи И.Ю. Ликанова. Второй миллион, наконец, выделило муниципальное образование «Калининский район».
Казалось бы, проблема решена. Однако, не все так просто. Не посоветовавшись с Ликановыми, чиновники купили им квартиру площадью почти в два раза меньшую, чем полагалось на выделенные деньги, в деревне Квакшино Калининского района. Без учета комфортности проживания, без наличия социальной инфраструктуры.
Игорь Ликанов вынужден был от квартиры отказаться. По-видимому, он был прав, так как и площадь не соответствовала нормам проживания, и место жительства было выбрано безответственно, без учета реальности, в которой находилась многодетная семья.
Измученный отсутствием нормальных человеческих условий для жизни детей, (а именно наличия больницы, школы, магазина, а для себя работы) он решил идти до конца и требовать от власти выполнения, хотя бы тех обязательств, которые уже были задекларированы, и финансово подкреплены. Квартиру, предназначенную для Ликановых, быстренько перераспределили, оставив семью у «разбитого корыта». Можно только удивляться таким действиям чиновников. Они, видимо, считали, что их долг перед семьей исполнен полностью. На деле все оставалось тем же «разбитым корытом», плюс еще надорванные нервы.
Игорь Ликанов вновь обратился к депутату Государственной Думы В. Соловьеву, на сайт движения «Добро без границ», «Движение семей SOS».
И. Ликанова вызвали в Москву, где федеральные чиновники задались вопросами: «Почему детей выписали из прежней квартиры «на улицу»?
«Почему на два миллиона, выделенные Администрацией Тверской области и Администрацией Калининского района, достаточные для покупки квартиры площадью 90 квадратных метров, положенной семье по закону, была куплена квартира площадью всего 53 квадратных метра, которая им тоже не досталась?»
«Почему на столь очевидные нарушения законодательства в отношении многодетной семьи никак не реагирует Прокуратура Тверской области?»
Любопытно, что как раз в разгар этого скандала ушел на пенсию прокурор области В.Маслов, отставку которого тверские правозащитники связывают именно с «ликановским делом».
Далее события разворачиваются с молниеносной быстротой. Чувствуя, что «запахло жареным», местные чиновники наносят ответный удар.
По иску прокуратуры у Ликанова хотят отнять детей. Исковое заявление подписал прокурор Калининского района Алексей Якунин, хотя никто из семьи не прописан и не проживает в Калининском районе. И, хотя последнее известное место жительства» ответчика указано в Московском районе Твери, судебный иск почему то подан в суд Заволжского района Твери.
Игоря лицемерно обвинили в том, что «он нарушает жилищные права своих детей». Прокурор, якобы в защиту интересов несовершеннолетних, просил лишить Игоря родительских прав, и передать его четверых детей «на попечение органов опеки и попечительства». Вот так, что называется, приплыли.
Возникает закономерный вопрос: «Почему Игорь Ликанов, не пьяница, не тунеядец, человек, желающий растить своих детей, но попавший в трудную ситуацию, и пытающийся из нее выбраться, должен, по мнению случайных в его жизни людей, на сегодняшний день облеченных властью, и обязанных помогать малообеспеченным, должен лишиться права воспитывать своих детей?
Обескураженный такими действиями власти, Игорь Ликанов написал в твитере, что его дети готовы вскрыть себе вены, если его лишат родительских прав. На его сообщение обратили внимание. И пригласили на передачу Михаила Зеленского на телеканал Россия.
Те, кто видел этот сюжет остались в недоумении, из передачи трудно понять, кто прав, кто виноват. В программе возникали какие-то побочные линии, не имеющие никакого отношения к обсуждаемому вопросу. Вспоминали частности из молодости Ликанова, каких в наши дни более чем достаточно у любого мужика. Обвиняли маму Игоря, проживающую в тесной однокомнатной квартире, и не имеющую возможности разместить на постоянное жительство в своей квартире большую семью.
По закону и прописать их всех на ее жилплощади, чиновники не имеют права: площадь не позволяет. И как-то очень одиноко смотрелись в кадре сбившиеся в стайку возле отца дети. Кому вообще они там были нужны? Два мира, два образа жизни - мир людей обеспеченных и мир отверженных -парировали на экране.
Для чего? Чтобы решить проблему или загнать ее в тупик?
Первое заседание Заволжского суда по делу Ликанова в апреле 2012 года не состоялось, по всей вероятности из-за его неподсудности. Так как у Ликанова нет регистрации по месту предъявления иска.
Старший сын Игоря – семнадцатилетний Иван Ликанов трагически ушел из жизни. Это случилось 5 июня в деревне Быково Калининского района, где семья прожила четырнадцать лет. Дом был аварийный и списан двадцать лет назад. Там до сих пор хранились кое-какие вещи, и Иван отправился навести порядок. Паренек он был хозяйственный и решил сначала скосить траву возле дома.
Что было дальше, одному Богу известно. Во дворе висел электрический провод. Им пользовались, проводя свет из дома в баню, что-то вроде «переноски». Этот провод оказался намотанным на электрокосилку. Было ли это случайностью? В этом должно разобраться следствие. Однако, есть немало обстоятельств в пользу другой версии. Последнее время Ивана несколько раз вызывали в полицию Заволжского района Твери. Полиция приезжала в школу. Его допрашивали, на предмет дачи показаний по поводу избиения отцом. Грозили, по словам Игоря Ликанова, отправить в приют прямо из полиции, если не обвинит в побоях, не сдаст своего отца. Иван держался из последних сил. По словам Игоря Ликанова, из органов опеки никто на допросах не присутствовал. Возможно, в душе юноши жил страх перед неизвестностью, страх, быть разлученным с семьей. По всей видимости, он искал выход из сложной ситуации, в которой приходилось жить с первого года рождения. Он жил в своей семье, и был привязан к ней, и боялся общества, с которым можно было остаться один на один, без отца. Он был стойким солдатиком, до конца верным своей семье.
После гибели Ивана, Игорь Ликанов обратился в Следственный комитет с заявлением на предмет возбуждения уголовного дела по факту доведения до самоубийства. Его предупредили, что, скорее всего в этом будет отказано.
Внезапно в срочном порядке семье Ликановых вернули детские пособия, которые были сняты с банковских карт за последние два месяца, хотя права на это чиновники не имели. Применив к детям Ликанова эту меру «устрашающего» характера, они видимо хотели показать: «Смотрите, какие мы сильные, мы все можем. И закон нам не указ».
Российский омбудсмен Павел Астахов, принявший сторону тверских чиновников, в том числе и губернатора А. Шевелева по отношению к семье Ликановых, отвечая на вопросы в твиттере, сообщил, что «его (Ликанова) история не безоблачна, но это не лишает его права на помощь. Это обязанность местных социальных служб, которые он настроил против себя». Астахов сообщил также: «Требую, чтобы губернатор с ним встретился и договорился, хотя это не просто в силу личностных особенностей». Чьи личностные особенности имеются в виду, осталось неясным.
У Ликанова любопытная фамилия. Она состоит из двух корней: Лик и Нов. Современной России, погрязшей в коррупции и равнодушии, нужен новый лик – справедливости, честности, готовности отстаивать право граждан, закрепленное законом.
«Дело Ликановых», родившееся на Тверской земле, должно быть «закрыто» в пользу семьи, перенесшей огромные страдания по вине чиновников.
Варвара Медведева