Его Величество Рабочий: заказ на развитие города
Интервью Романа Андреева – кандидата на должность Главы города Кимры, «Ставка на победу», опубликованное в приложении к газете «Пролетарская правда», под названием «Кимры - наш дом» вызвало немалый интерес у тверской общественности. Известный в Твери политолог, кандидат философских наук Владимир Николаевич Гайдуков, поделился своим мнением о предлагаемой КПРФ, для участия в выборах на должность Главы города Кимры, кандидатуре.
Итак, Роман Владимирович Андреев. Что рассказано и что осталось между строк.
- Владимир Николаевич, что собственно привлекло Вас в интервью Романа Андреева?
- Я не коммунист, никогда не был в Компартии, но я марксист, философ. Смотрю на вещи с несколько другой стороны.
Интервью Романа я считаю достаточно интересным и полезным для жителей области и города Кимры. В нем есть, я бы сказал, философские связи. В его жизни видны ярко очерченные устремления. Человек пришел в этот мир не просто погулять, но оставить добрый след, помните как у классика, «чтобы не было мучительно больно»…
- Помню у Николая Островского: «за бесцельно прожитые годы». Там еще говорится о позоре, который может жечь за подленькое и мелочное прошлое…
- Вот именно. В том, что на Главу в Кимрах идет, такой кандидат, я вижу некоторые символические моменты, а точнее, типические моменты. Философия изучает типическое.
- Это не зов времени?
-Пожалуй, что так. Дело в том, что Роман Андреев - выходец из рабочего класса. А последнее время на понятие рабочий класс как бы наложено табу, хотя недавно в России родилось новое понятие: «возобновление советского опыта» в разных сферах.
- Да, действительно, если в стране Советов рабочий класс был гегемоном, то на сцене современной жизни, лет двадцать уже, как о нем забыли. Ныне модно быть банкиром, продавцом, артистом. Мы торгуем, поем, считаем деньги, ходим за бесплатным сыром, хотя, всем известно, где он бывает.
- На какое-то время мы, действительно, оказались в плену соблазнов. В некоем Вавилоне, где бюргеры поддались искушениям, распущенности, празднествам, безбожию, вакханалии. А в результате потеряли страну. Библейский пророк Даниил предупреждал вавилонского царя Валтазара, о грозящей ему потере жизни, государства. Царь был убит. Вавилон завоеван персидским царем Дарием. История имеет удивительное свойство - повторяться. В новых местах, в судьбе других народов.
- Что вы имеете в виду?
- В последнее время я заметил новый интерес в обществе к рабочему классу. Особенно в связи с событиями на Украине. Он возникает у молодежи. Мои студенты стали интересоваться творчеством Владимира Маяковского. А он был трибуном рабочего класса, и певцом высокой любви, глубоких чувств. В связи с мировым кризисом, санкциями против России ставка будет сделана на рабочий класс – «специалиста» по решительным действиям, именно решительность, брутальность притягивает молодежь в Маяковском.
- Почему?
События, связанные с Украиной, показывают, что на бывшем территориальном пространстве СССР, началось, говоря библейским языком, «избиение младенцев», то есть наших новых элит. Против них возникают санкции, их не пускают в Юрмалу на конкурс певцов, всячески манипулируют, угнетают, противозаконно арестовывают. Почему так поступают западные элиты? Да потому, что не считают их себе ровней. Вспомним высказывание пророка Даниила о царе Валтазаре: «Мене. Текел. Упарсин». «Царство твое исчислил Бог. Конец положил ему. Взвешен ты на весах и найден очень легким. Разделят твое царство и отдадут его персам и мидянам». В ту же ночь пророчество исполнилось.
Нынешней России не повезло с элитами. Они легковесны. Нужен политический тяжеловес, который Запад знает и которого боится, как огня. Он должен услышать класс, который несет в себе мобилизационный дух. Того, кто может с ходу создать мобилизационную экономику. Это класс не для переговоров, а для победы. Кстати, интервью Романа Андреева так и называется «Ставка на победу». Когда на Россию обрушился поток санкций, как нечистот, нужен вопрос: «Сантехника вызывали?» Речь идет о конфискации рабочим классам имущества всех западных компаний в России за нарушение суверенитета Российского государства. То есть попытка разрушения суверенитета России Западом должна ассиметрично караться конфискацией имущества западных фирм российским рабочими с созданием ими предприятий с собственностью работников. Это цена вопроса санкций. Ни один суд не вернет западным фирмам собственность работников, даже Гаагский. Против рабочего «лома» нет приема. Рабочий «лом» против Запада крайне важен. Важно посчитать стоимость потерь от санкций, нанесенных рабочему классу, и предъявить их Западу. Рабочий – он и один в поле воин. Ему не нужно мешать в разборке с Западом. Просто западные фирмы нужно оставить один на один с рабочими. А они умеют «экспроприировать экспроприаторов». Нужно дать рабочему создавать политико-экономические «бомбы» для Запада. Пусть Запад мирится с рабочим классом, щадя Российское государство. Он станет как шелковый. Немногие понимают, что санкции Запада против России, это начало революции против собственности, рушится концепция священной неприкосновенности собственности. Тогда рабочий предъявляет свой счет западу – рабочий счет. Нужно быть готовым к мутации прав собственности и суверенитета. К этому ведет Запад. Традиция России - укрощать мир с помощью рабочего класса.
- Роман Андреев - представитель рабочего класса, выходец из рабочего класса. Человек, имеющий высшее инженерное образование и стремящийся учиться дальше.
- Заметьте, это человек, который сам делает выбор, тяготеющий к философии. Стремящийся преодолеть синдром неудачника, смелый, правдивый, честный. Помните, как русский князь объявлял перед битвой: «Иду на Вы!» В Романе такая же открытость. Это сплав, который дает представление о современном имени Рабочий. Это имя стараются забыть. рабочий стал подсознательным России. Существуют разные представления о рабочем классе. Россияне не знают этих представлений – это беда. Есть представления о рабочем классе Карла Маркса и спорившего с ним нашего земляка Михаила Бакунина. Депутат Законодательного Собрания Тверской области Андрей Истомин недавно поддержал проведение чтений, посвященных Михаилу Бакунину. Есть представления о рабочем классе участника первой мировой войны Эрнста Юнгера. Его представления о рабочем классе существенно отличаются от представлений Маркса. Но мы ленивы и нелюбопытны.
- Что же такое рабочий класс не по Марксу? Он более велик или менее?
- Юнгер называет его класс-господин. Царь мира. И больше ничего. Маркс называл рабочий класс побеждающим, философским. Юнгер считал его диалектическим. Роман тяготеет к философии Древней Греции. Любая возрождающаяся сила тяготеет к философии Древней Греции. Он повторяет то, что уже было в истории. В числе любимых философов называет Платона, Сократа, Аристотеля. Это люди, создавшие полис. А Аристотель с помощью Александра Македонского распространил идею свободного города на всю Евразию. Сократ пошел на смерть, чтобы отстоять права города. Это связано с вопросами современности, с судьбой российского города, полиса. Эти философы более современны, чем Маркс. Они вечно современны. Это хороший вкус, классический вкус.
- Что нужно современной России?
- Новая индустриализация. Это выход из кризиса городов. Чтобы наряду с армией и флотом появился новый могучий союзник – рабочий класс. Если государство не признает этого союзника, то союзник может обидеться. По Юнгеру он не противостоит буржуазии, буржуазия не может воевать, а рабочий может. Он вооружен и очень опасен. Ему не нужны переговоры. Жаль, что Роман не назвал еще одного философа Анаксимандра. Кто такой Анаксимандр? Он сказал, что все - из огня. Это имеет отношение к рабочему классу.
Роман Андреев работал оператором котельной, то есть управлял стихией огня. Рабочий, как тип человека, управляет энергией. Он господин энергии. Господин Мира. По Юнгеру, рабочий – это тип человека, управляющий планетарной энергией, укрощающий огонь.
-Владимир Николаевич, а кто его уполномочил?
- Этого не знает никто. Юнгер полагал, что уполномочила Земля – Гея. В греческой мифологии представителями Геи являются титаны.
На арену жизни рабочего вывела история. Это могучий класс, который расценивает работу, как способ жизни. Работа становится для него принципом существования. А сам рабочий – новой силой истории. Давайте вновь обратимся к мифологии. Кто из Богов был рабочим?
-Вопрос поставлен любопытно. В древнегреческой мифологии Гефест- бог кузнечного ремесла. Хромой Бог с судьбою несчастливого человека. Правда, до поры до времени. Ведь он потом помирился с родителями Зевсом и Герой. Женился на первой красавице Олимпа Афродите.
-Да. Он был любимец богинь. Построил все дворцы на Олимпе. Подарил миру открытие - колесо. Он самый трудолюбивый Бог Олимпа. К таким тянутся, на них надеются, за ними идут. Ведь он превращает подземный огонь «тот свет» в «этот свет». Без него нет «этого света», нет Олимпа.
- В последние годы в мире распространился миф, что Россия проиграла Западу «холодную войну». Мол, от этого и все напасти и беды. Какова ваша точка зрения?
- Рабочий класс не проигрывал «холодную войну» Западу. У него нет психологии поражения. Он выигрывал горячие войны. Или сметал силы, не дающие развития. Рабочий класс создал в 1922 году СССР. Вот на эту психологию, не проигравшего класса, нам и нужно опираться. Когда мы начали соглашаться, что проиграли «холодную войну», мы вызвали недоумение Запада. Они там, видимо, решили, как же, если нам проиграли, то почему мы должны с ними считаться? Такая вот логика. Нам надо понимать, что у России три союзника: Армия, Флот и Рабочий. Рабочего нужно «присоединить» к государству. Это будет подобно присоединению Крыма. Современная Россия несовместима со сверхдержавами, но с ней совместим рабочий класс. Без переосмысления роли рабочего класса России не решить весьма непростые геополитические конфликты.
- А вот действительно, откуда это пошло и почему все заговорили о нашем проигрыше в «холодной войне»? Как вообще это можно установить?
- Слух этот запускал явно не рабочий класс. Он занят совершенно другими делами. По Маяковскому: «Я с теми, кто вышел строить и месть, в сплошной лихорадке буден. Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет».
-Как нам построить такое Отечество?
- Мне хотелось бы возразить Роману Андрееву, как философ философу. Отвечая на вопрос, почему коммунистическая мораль не смогла реализоваться, он говорит: «Не сошлись слово и дело». Я бы сказал, что это не очень материалистично. Роман в силу своей молодости и задора не напрасно тяготеет к философии идеализма. Но дело в том, что у русских всегда философию заменяла литература. Я приведу известную фразу Владимира Маяковского. Она часто мелькает в сознании коммунистов: «Я знаю, город - будет. Я знаю, саду - цвесть». «Город - сад» - это и есть коммунистическая мораль. Но по ряду исторических причин коммунисты не смогли построить город-сад. Это и есть нереализованная коммунистическая мораль. Но, ее можно реализовать. Создавая город-сад, мы создаем коммунистическую мораль, как мораль полиса. Древнегреческие философы главную ставку делали на мораль полиса.
- Как построить такие города, вы можете сказать?
- Главная задача для России – выход из кризиса городов. Новое градостроение, мирная градостроительная революция. Здесь свою роль должен сыграть рабочий класс. Ключевое слово- город. Все ждут этого слова. Для Романа оно неразрывно связано с древнегреческими философами. Существует хороший почин в Торжке, когда горожане участвуют в собраниях партии и высказывают свое мнение о возникающих идеях, предложениях. Эту традицию надо укреплять, переносить на органы власти.
- Прямо как в Новгородском вече.
-Очень важно, чтобы это политическое искусство Романа по выявлению интересов горожан, в полной мере расцвело в Кимрах, в случае его победы, было развито с опорой на рабочий класс, как главную силу города.
-На что надо обратить внимание?
- Одна из современных проблем местного развития – проблема заказчика. Кто заказчик развития города, полиса? Проблема не решена государством, не решена властью. Надо отметить, что Кимры – это город с весьма необычным, интересным рабочим классом, высоко сознательным, в отличие даже от Торжка. У рабочего класса Кимры некое элитное рабочее сознание. Кимры - город мастеров. Там издревле шили обувь. В чем своеобразие города? Это один из редких городов, где была предпринята попытка создать в процессе приватизации предприятия с собственностью работников. Надо учесть эту специфику и соединить ее с проблемой заказчика городского развития. Именно трудовые коллективы предприятий в Кимрах должны стать главным заказчиком развития города. Важно, чтобы рабочие были признаны городским политическим классом в России. Можно начать с Кимр.
- Кого - то это может напугать.
-Думаю, что после того, как мы прожили двадцать лет без рабочего класса, сильно этим уже никого не напугаешь. Можно обратиться к зарубежному опыту, тех же США. В условиях кризиса заказчиком развития городов становится рабочий класс. По советам ученых, благодаря чуткому сознанию капитала. Работает принцип, чтобы вывести из кризиса предприятия, надо вывести из кризиса город. Хотелось бы, чтобы рабочий класс города Кимры почувствовал в лице Романа Андреева именно ставленника рабочего класса. И поверьте мне, это сразу повлияет на пресловутый мировой империализм, от волчьего оскала которого Роман хочет защитить детей. В самые драматические для Советской России годы Владимир Ленин обращался к рабочему классу Соединенных Штатов Америки, к профсоюзам с просьбой о поддержке. Что мешает сейчас обратиться к рабочему классу Украины, чтобы прекратить необъявленную войну? Рабочий класс может многое. Рабочий класс может все. Старая дипломатия в мире себя исчерпала. Нужны новые ее агенты, а именно, рабочие, как городской политический класс, способный реализовать новые стратегии безопасности в рамках своей публичной дипломатии. Она подразумевает гибкость государственной власти и политики лидеров. Пока рабочий отделен от государства, как отделена церковь. Нужно воссоединение государства и рабочего класса, подобное воссоединению России и Крыма. Пусть это начнется в Кимрах. Не случайно слово «Кимры», созвучно слову «Крым».
Беседовала Валентина Барченко