Как нас будут лечить?
Вопрос немаловажный для вымирающего населения России. Как нас будут учить уже показал единый госэкзамен. В этом году после его сдачи восемь ребят покончили жизнь самоубийством. Такого Россия никогда не знала. Ныне в Госдуме в небывалой спешке, пока не переизбралась Дума, а выборы грядут в декабре, прошел первое чтение законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Какова же будет охрана здоровья?
В этом 24 июня разбирались тверские врачи и депутаты Законодательного собрания области в ходе круглого стола, организованного по инициативе фракции КПРФ в Законодательном собрании. В заседании круглого стола приняли участие 25 человек.
Открывая заседание, депутат ЗС, первый секретарь ТОО КПРФ Людмила Воробьева заявила, что фракция КПРФ в Госдуме проголосовала против принятия закона и решила вынести его на обсуждение общественности. Этим и мотивировано проведение «круглого стола».
Основным докладчиком выступил депутат Государственной Думы РФ от Тверской области, секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев. Он сообщил участникам заседания о том, что ТОО КПРФ собирает предложения медицинских работников по поводу содержания статей закона. Уже есть многочисленные отзывы. Все предложения будут переданы в Государственную Думу.
Характеризуя предлагаемый документ, Вадим Соловьев отметил, что принятые за последние 20 лет документы по здравоохранению не привели к улучшению здоровья и увеличению продолжительности жизни граждан Российской Федерации, напротив, была разрушена система бесплатного, доступного, всеобщего здравоохранения. Ежегодная убыль населения достигла 300 тысяч человек.
Для нормального функционирования системы здравоохранения требуется ежегодно 1.5триллиона рублей. Вложив такие средства, государство сможет обеспечить прирост населения 400-500 тысяч в год. И продолжительность жизни возрастет до 76-78 лет. Но, увы, законопроект этого не предусматривает.
В России только треть граждан удовлетворена качеством медицинской помощи. 80 процентов медицинских работников считают состояние системы здравоохранения неудовлетворительным. В нашем обществе с небывалым расслоением людей по доходам и возможностям, здравоохранение должно стать системой социального выравнивания. Декларативность большинства положений законопроекта делает эту задачу невыполнимой.
В разделе законопроекта, посвященном медицинским кадрам, ничего не сказано о перспективной кадровой политике в отрасли. Так что вопрос, кто будет лечить, остается открытым. Дисбаланс медицинского персонала налицо. В первичном звене не хватает, как минимум 60 тысяч врачей, в то время как в стационарной помощи их существенный избыток. На селе работает 7,4 процента врачей, а проживает 27 процентов граждан и плотность расселения значительно ниже, а, значит, ниже и доступность медицинской помощи, причем, ее более сложно организовать. С 1990 по 2007 год количество сельских участковых больниц сократилось с 4800 до 2500, а мощность амбулаторного звена уменьшилась на 20 процентов. Соотношение врачей и медсестер у нас самое плохое, т.е. один к двум, а это означает, что во многих случаях врачи выполняют медсестринские функции. Закон не мотивирует медицинских работников на его реализацию и не защищает их социальные права.
Престиж медицинской профессии один из самых низких за всю историю здравоохранения в нашей стране. Низкая заработная плата не компенсирует высокую ответственность, небезопасный тяжелый труд. Заработная плата медицинских работников (с совместительством) составляет только 74 процента от средней заработной платы по России и не индексировалась для федеральных бюджетников почти 3 года. Необходимо предоставление медицинским работникам достойной оплаты труда и соответствующего социального пакета. Работая по совместительству на полторы и более ставки, 90 процентов врачей отмечают хроническую усталость. Существующая последипломная подготовка (1 раз в пять лет) не обеспечивает постоянного совершенствования знаний и современного уровня подготовки медицинских работников. В итоге от 25 до 30 процентов диагнозов ставится ошибочно (в ЕС-2-3 процента), из них с летальным исходом 10000.
Половина выпускников медицинских вузов не идет в здравоохранение. Более 50 процентов врачей пред пенсионного и пенсионного возраста. Если негативная тенденция не будет переломлена, через пять-восемь лет работать в здравоохранении будет некому.
Фактически этим законопроектом узаконивается платная медицинская помощь в государственных и муниципальных медицинских учреждениях, что не соответствует Конституции РФ.
Население тратит на медицинскую помощь, лекарства и медицинские изделия более 700 млрд. рублей в год(1.5% ВВП). Расходы консолидированного бюджета на здравоохранение и ОМС – 3.5% ВВП. Состояние здоровья нации критическое, нужны и антикризисные меры и антикризисные законы. Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» таким не является.
Принимая участие в обсуждении законопроекта по охране здоровья, заместитель начальника здравоохранения области Татьяна Соцкая, перечислила более двадцати статей, в которые необходимо внести поправки и дополнения. Она отметила ряд статей, противоречащих друг другу. Кроме того, в законопроекте отсутствует положение о работе домов ребенка. Не прописано «финансовое обеспечение медицинской реабилитации», «ответственность федерального центра за финансирование отрасли, тарифы должны соответствовать стандартам оказания медицинской помощи».
Людмила Тарасова - председатель Тверской областной организации профсоюза работников здравоохранения сказала, что закон нужен, однако при прочтении его возникает немало вопросов. В законе не прописаны меры социальной поддержки медицинских работников. В настоящее время медицинские сестры получают зарплату 4,6 тыс. рублей. Поэтому медперсонал среднего звена не идет работать в больницы. Между тем, строятся хорошие современные лечебные учреждения. Но кто в них будет работать? Недавно построили хорошую больницу в Лесном районе, но она стоит, а медперсонал уезжает работать в Московскую область, где значительно выше заработная плата. Та же участь, по-видимому, ожидает и строящуюся больницу в Кувшиново. Кроме того, врачам намного выгоднее работать медицинскими представителями различных фирм, чем лечить больных. Там и сытнее и спокойнее. Необходимо отменить подоходный налог с минимальной зарплаты медицинских работников.
Заместитель главврача Кимрской ЦРБ Василий Купцов предложил включить в статью 27 перечень лиц, обязанных оказывать первую помощь гражданам, педагогов общеобразовательных школ и воспитателей детских дошкольных учреждений. Статью 68 дополнить пунктом об обязанности окончивших вузы в течение трех лет по направлению работать в государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.
Алексей Плюхин -преподаватель Тверской медицинской академии отметил, что законопроект «консервирует» нездоровое состояние отечественного здравоохранения и создает предпосылки для его дальнейшей коммерциализации и приватизации. В законе не отражен статус преподавателей медицинских вузов и оплата их труда. Общедоступность медицинской помощи в проекте закона декларируется. Но не гарантируется.
Владимир Макаров - председатель комиссии по вопросам медицинского обеспечения ветеранов и членов их семей предложил прописать в законе условия оказания медицинской помощи военнослужащим, пожилым людям, взаиморасчеты за лечение военнослужащих производить по типу межтерриториальных расчетов.
Надежда Внукова –начальник МЧС № 57 поселка Редкино Конаковского района предложила исключить противоречия, имеющиеся в законопроекте, прописать меры охраны труда и социальной защиты медицинских работников.
Сергей Беганский – главный врач ГУЗ «Митинский детский туберкулезный санаторий» предложил внести поправку, регламентирующую оказание помощи детям, независимо от места жительства.
Создать механизм юридической защиты медицинских работников , в том числе узаконить право врача отказать пациенту в оказании медицинской помощи по причине его хулиганского поведения.
Юрий Павлов - председатель Тверского областного союза ветеранов войны и военной службы сообщил, что военнослужащие не имеют страховых полисов, необходимо интегрировать военнослужащих в общую систему оказания медицинской помощи.
Галина Старожук –главный врач МУ «Спировская участковая больница» предложила создать орган по проведению независимой психиатрической экспертизы.
Поставить заслон пропаганде в СМИ насилия, издевательства гад малолетними детьми.
Поставить вопрос о применении физической кастрации педофилов.
Владимир Полишко – депутат Законодательного Собрания говорил о необходимости обратиться в Государственную Думу для внесения предложения о широком обсуждении закона, и корректировке его положений.
Участниками «круглого стола» было подано более 60 рекомендаций, которые будут обобщены и направлены во фракцию КПРФ в Государственной Думе для последующего использования в подготовке закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации.