Депутаты Кимрской городской Думы от КПРФ не поддержали смену городской избирательной системы
11.04.2022 на внеочередном заседании городской Думы КПРФ совместно с Партией Пенсионеров заблокировала инициативу по смене избирательной системы нашего города. Голосов единоросов и поддержавших их коммерческих КДЕЗовских справедливоросов не хватило, чтобы выполнить разнарядку правительства области и сменить выборную систему (остальные не-КДЕЗовские справедливоросы и вся ЛДПР смело отсутствовали). Почему правительство хочет изменить, а КПРФ блокирует - объясняем в этом материале.
Вследствие объединения города Кимры с Кимрским районом этот год будет выборным. И под грядущие выборы власти задумали сменить городскую избирательную систему со смешанной на мажоритарную.
Ещё раз поясним про смешанную выборную систему в Кимрах.
Городская дума состоит из 21 депутата.
- 10 из них выбираются по одномандатным округам. Весь город разделён на 10 округов, в каждом округе на выборах свой список кандидатов (как партийных, так и самовыдвиженцев), кандидат-победитель становится депутатом городской думы от данного округа.
- 11 депутатов избираются по партийным спискам. Партийные списки одинаковы для всего города независимо от округа, и места в думе распределяются в зависимости от количества голосов за соответствующие партии.
Смешанная выборная система по праву считается самой сбалансированной. К недостаткам смешанной системы можно отнести лишь:
1. Усложнение выборного процесса - каждый голосующий получает два бюллетеня, а не один. В одном выбирается партия, во втором - кандидат-одномандатник. Соответственно усложняется и подсчёт голосов избирательных комиссий.
2. Места в списках могут быть "проданы" - так, например, случилось в Кимрах в 2019 году, когда опальный бывший мэр Литвинов просто выкупил весь список ЛДПР. В результате весь прошлый актив партии был в буквальном смысле разогнан, а плодами его труда воспользовались приближённые Литвинова. Последствия не заставили себя ждать - ЛДПР в Кимрах оказалась полностью уничтожена и последующие избирательные кампании разгромно проигрывала, но на тот момент дело было сделано - несколько "своих" кандидатов в думу протащить получилось.
Есть ещё и третий недостаток смешанной системы, но он только для властей - а именно сохранение партийных списков однозначно показывает отношение к партии власти. Речь идёт о проценте проголосовавших за "Единую Россию". Дело в том, что этот показатель в городе оставляет желать лучшего - всего 30%. Причем от кампании к кампании этот показатель практически не меняется. Вдумайтесь - 70% голосующих кимряков не доверяют партии власти и предпочитают оппозиционные партии. Примерно похожие показатели и в других городах Тверской области. Это так же означает, что даже если единоросы победят на всех одномандатных округах, то всё равно минимум треть думы будет оппозиционной, а если единоросы начнут проигрывать и по округам, то с большой вероятностью проиграют и сами выборы. Как и случилось в 2019 году в Кимрах.
Вот именно из-за низкого рейтинга ЕР власти и задумали сменить систему на мажоритарную. Предполагается 23 избирательных одномандатных округа и никаких партийных списков, то есть позорные 30% за ЕР будут "завуалированы" предполагающимися победами одномандатников-единоросов.
Теперь присмотримся и к мажоритарной системе.
Очевидный плюс только один - упрощение выборного процесса. А вот в остальном одномандатная мажоритарная система порождает целый ряд системных минусов для города, но плюсов для ЕР.
1. Все протестные голоса полностью сгорают. Теоретически возможна ситуация, когда на всех округах с тем же результатом в 30% на каждом округе победит кандидат от ЕР. И хотя большая часть горожан (те же 70%) ЕР не поддержит, вся дума на сто процентов будет состоять из единоросов.
2. Усиливается эффект фальсификаций - поскольку округа станут по количеству избирателей меньше и борьба идёт только среди кандидатов округа, а не всего города, это в значительной мере повышает вред от фальсификаций - вброс или скупка буквально 20-30 голосов может обеспечить решающее победное преимущество нужному кандидату. В городе бывали случаи, когда второй номер отставал от победителя вообще на несколько единиц голосов. При этом несколько десятков голосов с одного участка на распределение мандатов по спискам повлияют незначительно - надо скупать или вбрасывать на всех участках, а это довольно сложно.
3. Преимущество "местных" над "общегородскими". Есть множество общественных активистов, которые вполне могли бы быть отличными депутатами, но если они занимаются "общегородскими" проблемами и делами, например культурным наследием города, развитием спорта, улучшением общегородского состояния дорог и благоустройства и т.д. - все они будут проигрывать сосредоточенному только на своём маленьком округе кандидату, который будет красить лавочки, пилить сухостой, обходить подъезды и прочее. Таким образом из политической системы вымываются люди, которые масштабно занимаются всем городом в целом.
4. Расширяются возможности для давления на депутатов. Дело в том, что депутат-одномандатник может сменить партию, выйти из одной фракции и вступить в другую и при этом не потерять депутатское место. Если так сделает депутат-списочник - он лишится мандата. Мажоритарник же может вполне себе быть перебежчиком - и такие случаи уже были, например после открытия ряда уголовных дел некоторым городским депутатам внезапно разонравилась "Справедливая Россия" и они по велению сердца перешли во фракцию "Единой России". Не потеряв при этом депутатского кресла. На списочников же давить бесполезно - даже если депутат откажется от мандата, его место займёт следующий по списку кандидат от той же партии.
5. Возможность проводить нужных кандидатов от оппозиции. Для приличия в думу обязательно "возьмут" парочку оппозиционеров, при этом правительство само решит каких, выставив своих условно слабых кандидатов на нужные округа, а неугодным наоборот, выставит сильных конкурентов и с повышенной частотой будет красить лавочки у подъездов. Шантажируя таким образом кандидатов, правительство будет провоцировать их идти договариваться - мол, хочешь быть в думе, готовься быть лояльным под любым флагом. И ведь обязательно найдутся различного рода кандидаты с пониженной социальной ответственностью от слабо-оппозиционных партий, которые пойдут на такие сделки. Например, те же коммерческие кдезовские справедливоросы.
Подводя итог: мажоритарная система выгодней правительству и "Единой России" - поскольку при малой народной поддержке можно сделать полностью лояльную думу, а также расширяются возможности фальсификаций и давления на депутатов и кандидатов.
При этом КПРФ никаких иллюзий не строит - скорее всего изменения всё равно продавят, например, через принятие областного закона. А одномандатная мажоритарная система совместно с избирательной "магией" и огромными финансовыми ресурсами "партии власти" сделают своё дело, превратив городскую, а точнее уже окружную думу в филиал "Единой России".
Такая дума станет исключительно формальным органом, который будет автоматически, не рефлексируя, проводить все задумки верхов в городскую реальность, и неважно какого качества и пользы. Такая дума никогда не будет источником конструктивных предложений и никогда не будет бороться за права граждан. Да, с этим и текущий созыв испытывает проблемы, но там всё же кипит политическая жизнь, рождаются и отвергаются различные инициативы, есть межпартийная конкуренция и борьба за права избирателя. Всё это окончательно уйдёт в прошлое.
При этом КПРФ, несмотря на самую большую поддержку среди оппозиционных партий, может вообще не получить мест в думе. Никто никаких округов у администрации клянчить не будет, так что такой исход вероятен.
Конечно, при новой системе могут получиться округа с очень активным населением, в которых граждане смогут победить единоросовкий админресурс, несмотря на все старания администрации.
Но даже отсутствие представительства партии в городской думе это не повод отчаиваться, партия ни в коем случае свою деятельность не прекратит. Да, с депутатским ресурсом многие проблемы решаются быстрее, но нет ничего такого, что КПРФ как партия не могла бы сделать в Кимрах без представительства в городской думе. Просто где-то потребуется чуть больше сил и чуть больше времени.
При этом сохраняются все возможности Тверского Заксбрания и Государственной Думы - там есть активные депутаты от КПРФ, которые будут помогать Кимрам при необходимости. Кстати и в Госдуме, и в Заксобрании избирательная система смешанная.
В очередной раз мы видим попытку укрепления вертикали власти, которая порождает системные проблемы с отдалёнными последствиями. За дисбаланс политической системы всё равно придётся платить, и даже укреплённая вертикаль власти от системных проблем никак не спасёт.
Вследствие объединения города Кимры с Кимрским районом этот год будет выборным. И под грядущие выборы власти задумали сменить городскую избирательную систему со смешанной на мажоритарную.
Ещё раз поясним про смешанную выборную систему в Кимрах.
Городская дума состоит из 21 депутата.
- 10 из них выбираются по одномандатным округам. Весь город разделён на 10 округов, в каждом округе на выборах свой список кандидатов (как партийных, так и самовыдвиженцев), кандидат-победитель становится депутатом городской думы от данного округа.
- 11 депутатов избираются по партийным спискам. Партийные списки одинаковы для всего города независимо от округа, и места в думе распределяются в зависимости от количества голосов за соответствующие партии.
Смешанная выборная система по праву считается самой сбалансированной. К недостаткам смешанной системы можно отнести лишь:
1. Усложнение выборного процесса - каждый голосующий получает два бюллетеня, а не один. В одном выбирается партия, во втором - кандидат-одномандатник. Соответственно усложняется и подсчёт голосов избирательных комиссий.
2. Места в списках могут быть "проданы" - так, например, случилось в Кимрах в 2019 году, когда опальный бывший мэр Литвинов просто выкупил весь список ЛДПР. В результате весь прошлый актив партии был в буквальном смысле разогнан, а плодами его труда воспользовались приближённые Литвинова. Последствия не заставили себя ждать - ЛДПР в Кимрах оказалась полностью уничтожена и последующие избирательные кампании разгромно проигрывала, но на тот момент дело было сделано - несколько "своих" кандидатов в думу протащить получилось.
Есть ещё и третий недостаток смешанной системы, но он только для властей - а именно сохранение партийных списков однозначно показывает отношение к партии власти. Речь идёт о проценте проголосовавших за "Единую Россию". Дело в том, что этот показатель в городе оставляет желать лучшего - всего 30%. Причем от кампании к кампании этот показатель практически не меняется. Вдумайтесь - 70% голосующих кимряков не доверяют партии власти и предпочитают оппозиционные партии. Примерно похожие показатели и в других городах Тверской области. Это так же означает, что даже если единоросы победят на всех одномандатных округах, то всё равно минимум треть думы будет оппозиционной, а если единоросы начнут проигрывать и по округам, то с большой вероятностью проиграют и сами выборы. Как и случилось в 2019 году в Кимрах.
Вот именно из-за низкого рейтинга ЕР власти и задумали сменить систему на мажоритарную. Предполагается 23 избирательных одномандатных округа и никаких партийных списков, то есть позорные 30% за ЕР будут "завуалированы" предполагающимися победами одномандатников-единоросов.
Теперь присмотримся и к мажоритарной системе.
Очевидный плюс только один - упрощение выборного процесса. А вот в остальном одномандатная мажоритарная система порождает целый ряд системных минусов для города, но плюсов для ЕР.
1. Все протестные голоса полностью сгорают. Теоретически возможна ситуация, когда на всех округах с тем же результатом в 30% на каждом округе победит кандидат от ЕР. И хотя большая часть горожан (те же 70%) ЕР не поддержит, вся дума на сто процентов будет состоять из единоросов.
2. Усиливается эффект фальсификаций - поскольку округа станут по количеству избирателей меньше и борьба идёт только среди кандидатов округа, а не всего города, это в значительной мере повышает вред от фальсификаций - вброс или скупка буквально 20-30 голосов может обеспечить решающее победное преимущество нужному кандидату. В городе бывали случаи, когда второй номер отставал от победителя вообще на несколько единиц голосов. При этом несколько десятков голосов с одного участка на распределение мандатов по спискам повлияют незначительно - надо скупать или вбрасывать на всех участках, а это довольно сложно.
3. Преимущество "местных" над "общегородскими". Есть множество общественных активистов, которые вполне могли бы быть отличными депутатами, но если они занимаются "общегородскими" проблемами и делами, например культурным наследием города, развитием спорта, улучшением общегородского состояния дорог и благоустройства и т.д. - все они будут проигрывать сосредоточенному только на своём маленьком округе кандидату, который будет красить лавочки, пилить сухостой, обходить подъезды и прочее. Таким образом из политической системы вымываются люди, которые масштабно занимаются всем городом в целом.
4. Расширяются возможности для давления на депутатов. Дело в том, что депутат-одномандатник может сменить партию, выйти из одной фракции и вступить в другую и при этом не потерять депутатское место. Если так сделает депутат-списочник - он лишится мандата. Мажоритарник же может вполне себе быть перебежчиком - и такие случаи уже были, например после открытия ряда уголовных дел некоторым городским депутатам внезапно разонравилась "Справедливая Россия" и они по велению сердца перешли во фракцию "Единой России". Не потеряв при этом депутатского кресла. На списочников же давить бесполезно - даже если депутат откажется от мандата, его место займёт следующий по списку кандидат от той же партии.
5. Возможность проводить нужных кандидатов от оппозиции. Для приличия в думу обязательно "возьмут" парочку оппозиционеров, при этом правительство само решит каких, выставив своих условно слабых кандидатов на нужные округа, а неугодным наоборот, выставит сильных конкурентов и с повышенной частотой будет красить лавочки у подъездов. Шантажируя таким образом кандидатов, правительство будет провоцировать их идти договариваться - мол, хочешь быть в думе, готовься быть лояльным под любым флагом. И ведь обязательно найдутся различного рода кандидаты с пониженной социальной ответственностью от слабо-оппозиционных партий, которые пойдут на такие сделки. Например, те же коммерческие кдезовские справедливоросы.
Подводя итог: мажоритарная система выгодней правительству и "Единой России" - поскольку при малой народной поддержке можно сделать полностью лояльную думу, а также расширяются возможности фальсификаций и давления на депутатов и кандидатов.
При этом КПРФ никаких иллюзий не строит - скорее всего изменения всё равно продавят, например, через принятие областного закона. А одномандатная мажоритарная система совместно с избирательной "магией" и огромными финансовыми ресурсами "партии власти" сделают своё дело, превратив городскую, а точнее уже окружную думу в филиал "Единой России".
Такая дума станет исключительно формальным органом, который будет автоматически, не рефлексируя, проводить все задумки верхов в городскую реальность, и неважно какого качества и пользы. Такая дума никогда не будет источником конструктивных предложений и никогда не будет бороться за права граждан. Да, с этим и текущий созыв испытывает проблемы, но там всё же кипит политическая жизнь, рождаются и отвергаются различные инициативы, есть межпартийная конкуренция и борьба за права избирателя. Всё это окончательно уйдёт в прошлое.
При этом КПРФ, несмотря на самую большую поддержку среди оппозиционных партий, может вообще не получить мест в думе. Никто никаких округов у администрации клянчить не будет, так что такой исход вероятен.
Конечно, при новой системе могут получиться округа с очень активным населением, в которых граждане смогут победить единоросовкий админресурс, несмотря на все старания администрации.
Но даже отсутствие представительства партии в городской думе это не повод отчаиваться, партия ни в коем случае свою деятельность не прекратит. Да, с депутатским ресурсом многие проблемы решаются быстрее, но нет ничего такого, что КПРФ как партия не могла бы сделать в Кимрах без представительства в городской думе. Просто где-то потребуется чуть больше сил и чуть больше времени.
При этом сохраняются все возможности Тверского Заксбрания и Государственной Думы - там есть активные депутаты от КПРФ, которые будут помогать Кимрам при необходимости. Кстати и в Госдуме, и в Заксобрании избирательная система смешанная.
В очередной раз мы видим попытку укрепления вертикали власти, которая порождает системные проблемы с отдалёнными последствиями. За дисбаланс политической системы всё равно придётся платить, и даже укреплённая вертикаль власти от системных проблем никак не спасёт.
Комментарии (0)
Добавить