Чего не хватает в Уставе Твери?
Устав, по которому живет наш город, в последний раз изменился в декабре 2008 года. Прошло два года и вновь в главный документ города стали вносить дополнения и изменения. Депутаты приняли проект Устава в первом чтении под занавес прошлого года. Сейчас в проект активно вносятся дополнения и поправки. Депутаты планировали рассмотреть решение по проекту Устава во втором чтении на последнем заседании Думы, однако по настоянию коммунистов, сняли вопрос с повестки дня. Эта ситуация, да и в целом вопрос об обновлении Устава, интересует жителей Твери.
Эта тема близка нашему собеседнику депутату Тверской городской Думы от фракции КПРФ Сергею Шишкову, который является заместителем председателя постоянного комитета по местному самоуправлению.- Прежде всего, Сергей Викторович, объясните, почему возникла необходимость вносить изменения в Устав, ведь он относительно недавно был обновлен?- Сказал бы так: потому, что жизнь не стоит на месте. В русле общероссийской федеральной политики возросла роль представительных органов власти. Об этом говорил в своем послании к Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев. С 1 января этого года были внесены изменения в ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это требует приведения в соответствие и отдельных норм Устава города. Они касаются компетенции Тверской городской думы и ее полномочий по принятию решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений. Эта компетенция по закону исключена. Есть нововведения по вопросам ответственности за теплоснабжение, по тарифам на создание условий для медицинского обслуживания населения, по другим вопросам и просто редакционная правка.- Естественно, что Устав не должен противоречить федеральному законодательству. Но есть и другие поправки, внесенные вашими коллегами по депутатскому корпусу… - Я бы выделил два блока поправок. В первый включил бы поправки от фракций, во второй – те, что предложил В.И. Бабичев.Представители фракции «Единая Россия» предлагают поправки, общий смысл которых касается изменения системы выборов. Предполагается проводить выборы депутатов городской Думы с применением смешанной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов, т.е. из 33 депутатов Думы 16 избираются по одномандатным избирательным округам, 17- по единому избирательному округу, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями…- Это вам кажется неправильным? Ведь при таком подходе население будет знать, кто конкретно из депутатов отвечает за решения, будут связывать защиту своих интересов с определенными лицами, возрастет ответственность народных избранников. Разве это плохо?- С одной стороны, это верно. Действительно, при смешанной системе, включающей выборы по одномандатным округам, мажоритарной системе, депутаты будут ближе к избирателям. Мы же, коммунисты, опасаемся, что так можно вернуться в 90-е годы, когда, ведь это не секрет, на выборах применялся в массовом порядке подкуп избирателей. И для этого существовали условия-выборы не были прозрачными! Избранные таким способом депутаты позднее стали героями коррупционного скандала.- Что предлагает фракция КПРФ?- Относительно выборов – только по партийным спискам. Партия имеет систему отбора кандидатов, к тому же будет нести ответственность за избранного депутата.- Я знаю, что есть и другой путь. Известно, что и у главы города В.И. Бабичева есть свои предложения по вопросу выборов..- Да, есть и другие идеи. Предлагается разделить город на территориальные группы, в каждой выдвигаются партийные списки кандидатов. Партии будут конкурировать между собой на определенной территории, избиратели отдадут предпочтение какой-то из них…После выборов ответственность каждого депутата будет двойной – и персональной и партийной.- А что это даст избирателям?- Они не только будут знать лично своих депутатов, но знать какие решения проводит фракция. И что конкретно сделали коммунисты или единороссы для населения своей территории - Сергей Викторович, судя по отношению к этой поправке, у думских фракций есть взаимопонимание? А по каким вопросам вы непримиримые оппоненты? - Убежден, что надо вернуться к единоначалию, причем избирать Главу надо прямым голосованием. Закон о местном самоуправлении позволяет делать выбор. Можно, вполне законно, выбрать и ту и другую схему управления городом. - Усилив роль Главы города, который одновременно станет и главой администрации, не сократим ли мы роль Думы, как это уже было в прошлом? - Я думаю, что нет. Функции городской Думы могут быть усилены. Депутаты должны утверждать большую часть должностей в администрации, чтобы таким образом наладить контроль.