«Система Семашко»
11 июля 1918 года был принят Декрет Совнаркома об учреждении Народного комиссариата здравоохранения
Лучшую в мире советскую систему здравоохранения до сих пор тщательно изучают на Западе. И нередко называют её «системой Семашко». Уникальность этой модели состоит в единых принципах организации и централизации здравоохранения, бесплатности и доступности для всех граждан квалифицированной медицинской помощи, единстве профилактики и лечения, активном участии общества в охране общественного здоровья, особом внимании к материнству и детству.
Благодаря «системе Семашко», средняя продолжительность жизни в СССР только за 1926—1972 годы увеличилась на 26 лет. Смертность населения в СССР являлась самой низкой в мире, ниже, чем в США, Англии, Франции, Швеции. Николай Семашко не был единоличным создателем системы, которую называют его именем. Он был ответственным исполнителем государственной линии первой в истории человечества социалистической страны. Закреплённое Конституцией СССР и реализуемое на практике право советского гражданина на бесплатную медицинскую помощь носило не только социальный, но и политический характер. Идейные основы будущей советской медицины были заложены в годы революционной борьбы большевиков во главе с В.И. Лениным.
«Все болезни социальные, ибо все они зависят от тех условий, в которых живёт человек. Следовательно, чтобы правильно бороться с ними, нужно изменить сами социальные условия (…). А возможно ли устранить причины болезней в капиталистическом строе без уничтожения этого строя? Пока трудящийся является предметом эксплуатации и обогащения для капиталистов, до тех пор пустой болтовнёй будут все разговоры об уничтожении причин социальных болезней. Чтобы уничтожить социальные болезни, нужно вырвать корень, питающий их — капитализм». (Н.А. Семашко, «Советская власть и народное здоровье», 1920 год).
Гимназист-«подпольщик»
Николай Александрович Семашко принадлежит к поколению марксистов конца 1880-х — начала 1890-х годов, выдвинувшему ряд видных деятелей большевистской партии. Друг и соратник В.И. Ленина, крупный государственный деятель СССР, один из организаторов советской системы охраны здоровья, первый народный комиссар здравоохранения, видный учёный-медик, один из основателей новой отрасли медицины — советской социальной гигиены.
Мальчишка, достигший таких жизненных высот, родился 28 сентября 1874 года в селе Ливенское Елецкого уезда Орловской губернии. Отец — Александр Северинович Семашко — педагог, мать — Мария Валентиновна Семашко (в девичестве — Плеханова) — родная сестра выдающегося русского марксиста Г.В. Плеханова.
«Я пережил 3 царей и 3 революции… Рос я вместе с крестьянами. Они были моими лучшими друзьями. Мне было 13 лет, когда нас постигло семейное несчастье — отец заболел сыпным тифом и вскоре умер. Нищета стала у порога нашего дома…» (Здесь и далее — цитаты из автобиографических книг Н.А. Семашко «Прожитое и пережитое» и «Клочки воспоминаний». — Авт.)
Подросток, видевший печали и горести крестьян, испытал теперь социальные беды на себе, добывая средства к существованию. Но это только закалило его характер.
«Нужда и постоянная трудовая жизнь заложили твёрдые демократические основы моего мировоззрения. Я учился в Елецкой гимназии (вместе с будущим писателем Михаилом Пришвиным. — Авт.). В последних классах гимназии у нас уже образовался подпольный кружок для чтения запрещённой литературы. Книги эти: Н.Г. Чернышевского «Что делать?», сочинения Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова, В.Г. Белинского были изданы легально, только читать их гимназистам запрещалось. Но нам, как более сознательным ученикам последнего класса, хотелось подышать чистым воздухом знаний, а не той отравленной атмосферой, которой окружала нас царская гимназия».
Читая эти книги, Коля Семашко начинал понимать: помочь беднякам можно лишь путём революционной борьбы с царизмом. У мальчишеского «подполья» не было руководителя из взрослых, до всего они доходили собственным умом. И во время одного из «конспиративных заседаний» юных революционеров схватили жандармы.
«На педагогическом совете по поводу меня разгорелась дискуссия. Меня не исключили из гимназии, но в виде наказания лишили золотой медали».
Студент-революционер
К настоящей революционной борьбе Николай Семашко приступил в 1891 году, когда стал студентом медицинского факультета Московского университета.
«Уже заложенные во мне, хотя и смутные, революционно-демократические настроения рвались на простор. Чтение нелегальной литературы, посещение лекций профессоров А. И. Чупрова, И. М. Сеченова, К. А. Тимирязева и других, беседы с товарищами, участие в кружках — всё это сформировало моё политическое сознание. Меня потянуло к марксизму…»
Николай Семашко с детства различал бедняков и кулаков. Понятие о классовом расслоении общества, о борьбе классов сложилось у него прочно. Поэтому когда он прочёл нелегальную брошюру Г.В. Плеханова «Социализм и политическая борьба», то почувствовал, что его политические симпатии на стороне марксизма.
«И вдруг в 1894 году мне удалось добыть рукопись В.И. Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». Я впился в рукопись и не мог оторваться от неё. Вот моё настоящее оружие! И вот тот учитель, который направит моё политическое сознание!.. Я дорожил рукописью, как самой ценной для меня вещью, тщательно хранил её на случай обыска…»
Николай с жаром занялся пропагандой марксистских идей среди товарищей и принялся за организацию социал-демократических кружков среди студентов. Прослышав о начавшемся подпольном движении рабочих, он стал налаживать с ними связи. Но все его планы и стремления оборвал арест. В 1896 году из Москвы, за участие в революционном движении, были высланы многие студенты Московского университета. Среди них оказался и Николай Семашко, которого отправили в родной Елец — «под гласный надзор полиции». А в Ельце тогда действовала «воскресная школа», где учились рабочие-железнодорожники, ремесленники и мелкие служащие.
«Я познакомился с наиболее передовыми учителями этой школы, некоторых из них склонил к марксизму и помогал им проводить политическую пропаганду в школе под легальным прикрытием. Я попросил подобрать мне учеников, которые наиболее интересовались политикой. Так в Ельце возник первый марксистский (социал-демократический) кружок дорожных рабочих».
Осенью 1898 года у Семашко закончился срок выселения, но возвращаться в столицу ему было запрещено.
«Я выбрал Казань, где оказались кое-какие знакомые, и отправился туда. Весть о том, что приехал «ссыльный московский студент», быстро разнеслась среди казанского студенчества, ко мне стали являться революционно настроенные местные товарищи. Казанский университет блистал тогда выдающимися именами своих учёных — Э.В. Адамюк, Л.О. Даркшевич, М.Я. Капустин. Казанские профессора дали мне много в смысле овладения наукой и я свирепо принялся за неё… Приглядевшись к местным студентам, я понял, что среди них можно вести революционную работу. Кроме того, Алафузовский и Свешниковский заводы объединяли тогда много тысяч рабочих».
Николаю Семашко удалось организовать целый ряд студенческих социал-демократических кружков и даже связаться с рабочими крупных заводов.
«Я вёл кружок, в котором подготавливались пропагандисты; в него, кроме студентов, входили двое рабочих. Летом 1901 года мы решили организовать массовую студенческую демонстрацию и сговорились с рабочими крупных заводов. Ясно, что призывая других, я не мог не участвовать в демонстрации. И я пошёл в её первых рядах…»
Демонстрация получилась внушительной. Казанский губернатор потом говорил: «Ведь подумайте! По всей Волге разносилось: «Вставай, поднимайся, рабочий народ!» Николая Семашко снова арестовали и как «меченого» после месячного заключения выслали из Казани без права проживания в университетских городах и крупных промышленных центрах.
«Я был на 5 курсе, осенью должен был держать государственный экзамен и стать врачом, а теперь передо мной замаячила перспектива «вечного студента».
Николай поселился за чертой города. Загримировавшись (приклеив себе усы и бороду. — Авт.), он приходил в университет сдавать экзамены. И сдал на доктора — с отличием! Профессора относились к нему прекрасно.
Красный доктор
Первые врачебные шаги Николай Семашко сделал в Орловской и Самарской губерниях. «Скука и тоска были изрядные. Лечить порошками и каплями от катара желудка крестьянина, который сидел на редьке с квасом, являлось издевательством. Шаблонные советы: «Старайтесь есть побольше масла, яиц, молока» голодающим крестьянам тоже звучали как издевательство. Я отводил душу в санитарном просвещении. По закону, мог говорить, например, о дифтерии, только читая листовку, прошедшую цензуру. Но я говорил о борьбе с заразными болезнями «от себя», делая особый упор на социальные причины распространения болезней».
Работая в Самарской губернии, молодой врач Семашко устраивал в больничном сарае спектакли. Участие в них принимала крестьянская молодёжь.
«Спектакли эти играли для меня роль «легального прикрытия». Я начал организовывать нелегальные политические кружки. Полицейские заявили: «Надо убрать этого красного доктора!» Профилактически необходимо было уезжать. В Нижнем Новгороде жили мои родственники, им удалось найти мне место губернского санитарного врача».
Нижний Новгород в то время представлял собой крупный промышленный и культурный центр. В 1904 году там была довольно сильная социал-демократическая организация — её возглавлял городской санитарный врач М.Ф. Владимирский.
«Я стал руководить кружком, в котором подготавливались пропагандисты для нашей организации. Из этого кружка вышли деятели, занимавшие потом видные политические посты — Максимилиан Савельев, впоследствии — редактор «Правды», Платон Керженцев (Лебедев) — известный журналист и литературовед».
Зима 1905 года. Волна стачек. В Нижнем Новгороде выступление рабочих возглавили большевики, которыми руководил Николай Семашко. Вместе с Яковом Свердловым он выступал на многолюдных собраниях. По свидетельствам очевидцев, на митинге, который Семашко проводил за сормовской больницей, собралось 10 тысяч рабочих. Свою речь перед ними Николай закончил боевым большевистским лозунгом: «Долой царское самодержавие!»
Н. Семашко стал одним из руководителей восстания 1905 года в Нижнем Новгороде. Как врач, он организовал и подготовил санитарные отряды, которые оказывали медицинскую помощь рабочим на баррикадах. Царским опричникам удалось подавить восстание. В городе начались аресты, доктор Семашко был схвачен полицией. После 9-месячного заключения ему с помощью товарищей удалось вырваться из тюрьмы и в начале 1907 года эмигрировать в Швейцарию.
Соратник Ильича
«В моей судьбе отразилась та эпоха, в которую я родился, в которой воспитывался, учился и боролся. (...) А главное — мне выпало счастье многие годы работать под руководством великого Ленина…»
Первая встреча Николая Семашко с Владимиром Ильичом была мимолётной — в Москве, в 1895 году. А их близкое знакомство состоялось в 1908 году, в эмиграции, в Женеве. Столица Швейцарии считалась тогда надёжным убежищем для политэмигрантов. Приехав туда, Семашко с жаром принялся за революционную работу, но вскоре был арестован. Его обвинили в участии в экспроприации, прошедшей в июле 1907 года в Тифлисе. Во время ареста Николая Семашко швейцарские «социалисты» не встали на его защиту. Более того, заявили, что у них «самая демократическая страна» и они не могут терпеть на своей территории лиц, совершивших «преступление против частной собственности».
«Я видел немало тюрем на своём веку, но все они — цветики по сравнению с тюрьмами буржуазной демократии».
Николай порядком отощал на тюремном супе и кофе из желудей, поэтому расстроился, когда товарищи однажды передали ему в камеру… три мандарина. Подумал: «лучше бы хлеба», но мандарины решил съесть. И вдруг из одного из них выпала вощёная бумажка: «Не робей, приехал Ленин и занялся твоим делом».
«Владимир Ильич развил необычайную энергию, призвал на помощь виднейших швейцарских адвокатов, и через несколько дней я был допрошен и освобождён. Так товарищ Ленин спас мне жизнь». В конце 1908 года большевики во главе с Владимиром Ильичом уехали из Женевы в Париж.
«Пробегая в памяти свою жизнь, выбираю наиболее важные в ней моменты. Но именно эти годы в моей революционной работе дают мне наивысшее удовлетворение, ибо я был тогда и остался верным учеником и соратником В.И. Ленина».
В январе 1912 года состоялась VI (Пражская) Всероссийская конференция РСДРП, сыгравшая огромную роль в строительстве партии большевиков. Николай Семашко был делегатом этой конференции и выступил там с докладом о государственном страховании рабочих. Он подчеркнул мысль о том, что необходимым условием для осуществления такой страховой реформы, которая отвечала бы интересам рабочего класса, является свержение самодержавия.
Доклад Н.А. Семашко о страховании рабочих, отредактированный В.И. Лениным, был принят партией и в будущем стал руководством для создания новой, социалистической системы народного здравоохранения. В эти годы ещё больше окрепла большая личная дружба В.И. Ленина и Н.А. Семашко.
Нарком здравоохранения
В середине 1917 года Николаю Семашко с большими трудностями удалось вернуться в Россию. По указанию партии он обосновался в Москве и принялся за работу. В дни революционного восстания Николай Александрович был избран членом Совета районных дум, организованного 26—27 октября 1917 года, — заведовал врачебным отделом этого Совета. Первое, с чего он начал, была организация медицинской помощи участникам октябрьских боёв за Москву.
После победы Октября Николай Семашко включился в подготовку I Всероссийского съезда представителей медико-санитарных отделов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Съезд состоялся в июне 1918 года. Он признал необходимостью создание единого центрального органа — Комиссариата здравоохранения, ведающего всеми медико-санитарными вопросами. Николай Семашко выступил на съезде с докладом «Об организации советской медицины на местах», по которому была принята резолюция. В ней излагалась сущность советского здравоохранения, определялись его задачи и методы.
11 июля 1918 года В.И. Ленин подписал декрет об учреждении народного Комиссариата здравоохранения. Первым народным комиссаром здравоохранения был назначен Николай Александрович Семашко, занимавший этот пост на протяжении последующих 12 лет. Народный Комиссариат здравоохранения начинал работать в тяжелейших условиях Гражданской войны. Николай Александрович развернул огромную работу по борьбе с эпидемиями, организовал самодеятельность масс и добился постепенного снижения инфекций. На месте прежних медико-санитарных организаций он создал новые, советские виды здравоохранения — охрану материнства и младенчества, охрану здоровья детей и т.д.
В 1922 году Н.А. Семашко открыл на медицинском факультете Московского государственного университета кафедру социальной гигиены. Много внимания Николай Александрович уделял созданию курортного дела — как государственного начинания. 20 февраля 1925 года Совет народных комиссаров РСФСР постановил организовать в Ливадийских дворцах Крыма «санаторий для бесплатного лечения крестьян на 500 коек».
Торжественное открытие санатория состоялось 28 июня 1925 года. На митинге присутствовали нарком здравоохранения СССР Н.А. Семашко, от газеты «Правда» — поэт Демьян Бедный, представители ВЦИК, Совнаркома партийных и советских организаций. «Крестьянские курорты ещё раз показывают рабочим и крестьянам всего мира, что такое Советская власть и как нужно бороться против царей, помещиков и капиталистов, — писал потом Николай Семашко в брошюре «Как открывали крестьянский санаторий» (1925 год). — 28 июня надо было видеть напряжённые лица всех присутствующих, надо было слышать восторженное «ура», которое катилось далеко по Чёрному морю (...). Особенно был трогательный момент, когда в среду собравшихся вошли только что приехавшие и вышедшие из авто больные крестьяне. Их измученные вековым трудом лица ясно показывали, что они заслужили отдых. Двое из них были одеты в рваные валенки, многие в лапти, на всех — заплатанная одежда. Это показывает, что в царские дворцы вошли настоящие хозяева земли русской, потом которых построены эти дворцы».
Академик АМН СССР Николай Александрович Семашко ушёл из жизни 18 мая 1949 года. Советскому народу остались созданные им Академия медицинских наук СССР, Институт школьной гигиены АПН РСФСР, Институт организации здравоохранения и истории медицины АМН СССР, Институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта (Ленинград), Институт физической культуры им. В.И. Ленина (Москва) и самое инновационное в мире советское здравоохранение — «система Семашко». Кажется, нужно быть исполином, чтобы столько успеть за одну человеческую жизнь. Но у Николая Александровича был на этот счёт ясный ответ:
«Всем, что я сделал в жизни, я обязан большевистской партии, которая меня воспитала, которая меня вела, волю которой я выполнял всю жизнь».
Любовь ЯРМОШ, газета «Правда»