«Бюджет-2024: на образовательном фронте без перемен»
29 сентября в Госдуму внесен проект федерального бюджета на 2024–2026 годы. 26 октября планируется его рассмотрение в первом чтении. О перспективах образования в новом бюджете рассказывает депутат Госдумы от КПРФ Олег Смолин.
«При формировании проекта нового трехлетнего бюджета учтена необходимость исполнения социальных обязательств перед гражданами и решения задач, обозначенных Президентом», – отмечается на сайте Госдумы.
В числе социальных приоритетов главного финансового документа — адресная поддержка семей с детьми и граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Что касается образования, то расходы на эту сферу будут распределяться неравномерно: в 2024 году они возрастут на 10% по сравнению с текущим годом и составят 1,55 трлн рублей, в 2025 году они упадут до 1,31 трлн рублей, в 2026 году – увеличатся до 1,41 трлн рублей.
На реализацию государственной программы «Развитие образования» в 2024 году выделено 575,2 млрд рублей, что на 19,9 млрд рублей больше по сравнению с ранее запланированными показателями. В 2025 году также намечается рост расходов на 21,7 млрд рублей, а в 2026 году – на 14,6 млрд рублей. Это позволит осуществить строительство и капремонт школьных зданий; обеспечить горячим питанием 7,7 млн школьников; гарантировать выплаты за классное руководство и кураторство в техникумах и колледжах; увеличить число участников программы «Профессионалитет» и поддержать новые регионы.
Однако в 2024 году прирост финансирования запланирован не по всем отраслям образования, по некоторым ожидается отрицательная динамика по сравнению с нынешним годом. Например, существенно снизятся расходы на дошкольное и дополнительное образование, на прикладные исследования в сфере образования.
Обманчивые цифры
26 октября Государственная Дума обсуждает в первом чтении бюджет на 2024 год. Начну с того, что бюджет 2024 года предполагает сокращение на 10% целого ряда расходов, которые не отнесены к социальным обязательствам. Образования это практически не коснулось: расходы на эту сферу будут увеличены на 10%, на высшее образование даже на 16,5%. Но изменит ли это ситуацию к лучшему?
Давайте разберемся.
Согласно официальным данным, инфляция в текущем году ожидается на уровне 7,5%. То есть, расходы на образование немного добавляются даже с учётом официальной инфляции, если, конечно, этому показателю можно верить.
Домохозяйки, которые ходят в магазин, такой уровень инфляции не подтверждают.
Если говорить более конкретно, то в следующем году фонд заработной платы работников образования в федеральных учреждениях (это, в основном, вузы) будет увеличен с 1 января на 9,8%. Много это или мало? Этот фонд должен индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы по экономике страны, чтобы учебные заведения могли исполнять указ президента №597 от 7 мая 2012 года. Согласно опять же официальным данным, средняя зарплата в 2024 году вырастет на 12,4%. Другими словами, по отношению к средней заработной плате предполагается, что работники вузов и других федеральных образовательных организаций станут немного беднее.
Что касается студенческих стипендий, их предполагается увеличить на 5,5% с 1 сентября следующего года. Поскольку немного проиндексированные стипендии студенты будут получать в течение четырёх месяцев (с сентября по декабрь 2024 года включительно), в пересчёте на год это означает рост стипендий примерно на 1,8%.
Спасение утопающих…
Как будут обстоять дела с оплатой труда учителей? К сожалению, Год педагога и наставника в смысле заработной платы педагогических работников в регионах не был ничем примечателен. Продолжался в целом рост нагрузки, и в пересчёте на нагрузку заработная плата, скорее, сокращалась. Вероятно, то же самое мы будем наблюдать и в 2024 году. На мой прямой вопрос заместителю министра финансов, что произойдёт с оплатой труда учителей, был получен ответ: «На поддержку регионов в этих целях предусмотрено 100 миллиардов рублей». Напомню, что про эти 100 миллиардов мы слышим, кажется, с 2018 года. С тех пор средняя заработная плата по стране значительно выросла, а объем расходов на поддержку регионов так и остался на уровне 100 миллиардов рублей. Их никогда не хватало на то, чтобы работники образования получали достойную заработную плату в большинстве областей и республик нашей страны. Соответственно, в 2024 году будет не хватать ещё больше. По-видимому, каждый регион будет действовать по формуле: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Напоминаю, что Государственная Дума из заседания в заседание переносит наш законопроект, согласно которому педагоги должны получать среднюю зарплату по их региону при работе на одну ставку. А в настоящее время средняя нагрузка педагогических работников составляет примерно 1,8 ставки.
Мы понимаем, в какое время живём, но, тем не менее, хочу в очередной раз напомнить два обстоятельства.
Первое. Дефицит федерального бюджета на следующие три года запланирован на уровне не более 1% от ВВП. Крупнейшие экономисты, которых я регулярно слушаю в «Вольном экономическом обществе России» говорят, что можно без рисков увеличивать дефицит бюджета до 3% ВВП.
Второе. На мой запрос в Минфин был получен ответ, что ведомство считает возможным использовать в рублях те средства из Фонда национального благосостояния., которые были заморожены в зарубежных банках. Проще говоря, пересчитают в рубли валютные средства, замороженные за рубежом, и используют их внутри страны.
То есть, несмотря на сложную ситуацию, возможность поэтапно установить нормальную заработную плату для педагогических работников существует. Мы будем продолжать за это бороться.
На какие отрасли предусмотрено сокращение средств?
Самые большие потери понесет в следующем году дошкольное образование – минус 37% по сравнению с нынешним годом. Минфин и правительство считают, что поручение президента об обеспечении детей местами в дошкольных учреждениях, выполнено. Не берусь говорить о ситуации в России, но в моей родной Омской области эта проблема сохраняется, предполагаю, что и в других городах тоже. Возникают новые микрорайоны, в которых требуются детские садики. Их там нет. Либо приходится везти детей за тридевять земель в переполненные, как правило, детские садики, либо оставаться с ними дома. Мы считаем, что программа строительства детских садов должна быть продолжена.
Кроме того, на 18,5% сокращаются расходы на прикладные исследования в области образования. Я пытался выяснить у коллег из Министерства науки и высшего образования, почему это происходит, но ответа не получил. Считаю прикладные исследования в области образования наиболее значимыми, и деньги на них должны выделяться.
И, наконец, сокращаются федеральные расходы на дополнительное образование детей на 28,4%. Это тоже, мягко говоря, странно, поскольку все мы прекрасно понимаем, что даже в столичных городах значительная, если не бОльшая часть дополнительного образования переведена на платную основу. И это ненормально. На всякий случай напомню, что согласно тому же указу президента № 599 от 7 мая 2012 года, к 2020 году половина всех детей должны получать дополнительное образование за счёт федерального бюджета. Ни один представитель ни одного министерства не смог ответить на мой вопрос, а сколько же сейчас детей в регионах получает дополнительное образование за счёт федерального бюджета. Все хвалятся, что количество детей, вовлечённых в дополнительное образование, растёт (что чистая правда), но федеральный бюджет здесь, как видим, ни при чём. Мало того, его расходы даже сокращаются. Как быть с указом президента №599, правительство не отвечает.
Почему происходит уменьшение средств – на 5,6% – на профессиональную переподготовку и повышение квалификации в образовании, мне тоже непонятно, поскольку мы все прекрасно понимаем, что сейчас школы переходят на единые федеральные образовательные программы, кое-где на новые учебники.
По идее, это требует дополнительного повышения квалификации и профессиональной переподготовки, но средства на нее почему-то сокращаются. На самом деле в этом заинтересованы не только педагоги, но и государство.
Поправки ко второму чтению будут приняты, но вряд ли они изменят общую ситуацию с бюджетом и с образовательным в частности.