КПРФ борется за то, чтобы у граждан России были настоящие выборы, а не декорации
Член Президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы, доктор политических наук С. П. Обухов дал оценку подготовленному ко второму чтению законопроекту № 840518-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам совершенствования избирательного законодательства)», легализующего непроверяемые технические средства, такие, как московские терминалы для электронного голосования (ТЭГ/КЭГ), а также активизирующего использование непроверяемого ДЭГ.
Комитет Госдумы по государственному строительству, контролируемый фракцией «Единая Россия», проигнорировал интересы граждан, отвергнув 51 критическую поправку из 118. Приняты только те изменения, которые внесли депутаты от правящей партии. Это ставит под сомнение не только прозрачность будущих выборов, но и саму легитимность избирательного процесса.
Ключевые аргументы против законопроекта:
1.Уничтожение прозрачности голосования
— Непроверяемые технические средства: Использование московских терминалов ТЭГ/КЭГ (пример), в которых конструктивно не предусмотрен контролируемый избирателями бумажный носитель, делает невозможным проверку результатов подсчёта голосов комиссиями и наблюдателями. Это превращает выборы в «чёрный ящик», убедиться достоверности данных которого нет никакой возможности. Мало того, встроенные в ТЭГ камеры снимают паспорт и лицо избирателя прямо во время голосования. Это даёт повод усомниться в соблюдении тайны голосования, вызовет опасения наших граждан и исказит итоги выборов. И эти терминалы собираются внедрить по всей стране.
— Передача терминалами данных о волеизъявлении в неизвестные центры: закон не гарантирует, что данные ЭГ хранятся в России или защищены от внешнего вмешательства. Это создаёт риски кибератак и манипуляций.
— Отказ от подписей избирателей за получение бюллетеня: проведение электронного голосования не позволит подтверждать факт выдачи избирателю бюллетеня.
Фальсификация как система
— На выборах в России продолжат проводить непроверяемое ДЭГ: не смотря на выявленные наблюдателями многочисленные манипуляции с итогами ДЭГ, факты вмешательства хакеров и подмену данных этот непроверяемый способ голосования продолжит использоваться на государственных выборах.
— Несертифицированные устройства: Голосование через личные гаджеты (ДЭГ) разрешено без обязательной сертификации ПО. Это позволяет иностранным компаниям (например, производителям смартфонов) скрытно влиять на наш избирательный процесс.
— Смешение ЭГ и ДЭГ: Итоги электронного голосования по участкам будут перемешаны с данными непроверяемого ДЭГ, что исключает привязку результатов к конкретным участкам.
— Применение непроверяемых электронных подписей: Верховный суд определил, что закон «Об электронных подписях» не распространяется на избирательные права и это никак не учтено в законе. В результате подписанную избирательную документацию можно свободно подменять в любой момент.
Уловки вместо гарантий
— Фикция бумажного голосования: Даже если часть граждан проголосует бумажным бюллетенем, их голоса растворятся в неподконтрольных электронных результатах. Заявление В. Володина (ссылка) о «праве на бумажный бюллетень» — манипуляция, так как итоги всё равно определяются цифрой.
— Отказ от ручного пересчёта: При использовании на выборах технических средств закон не обеспечивает гражданам права проводить проверку электронных результатов голосования с помощью понятного всем контрольного подсчёта по бумажным спискам избирателей и бумажным бюллетеням, что нарушает базовый принцип наблюдаемости.
Многосуточное голосование — инструмент манипуляций
— Практика голосования в течение нескольких дней (а не одного) уже использовалась для «корректировки» результатов. Например, на выборах 2021 года «дополнительные» дни принесли аномальные результаты в пользу определённых кандидатов.
Нарушение конституционных прав
— Статья 32 Конституции РФ гарантирует гражданам право избирать и быть избранным. Однако законопроект лишает их такой возможности:
Наблюдать за подсчётом голосов (отклонены поправки о видеотрансляции и доступе наблюдателей к серверам).
Оспаривать результаты (без раздельного учёта форм голосования доказать фальсификацию невозможно).
— Статья 3 Конституции («народ — единственный источник власти») фактически отменяется, так как волеизъявление граждан подменяется данными, которые невозможно проверить.
Угрозы национальной безопасности
— Использование иностранного ПО и устройств (например, смартфонов с ОС Android/iOS) в ДЭГ делает процесс уязвимым для вмешательства из-за рубежа.
— Центры обработки данных могут находиться под юрисдикцией других государств, что противоречит принципам цифрового суверенитета.
Почему это важно?
Прецедент для будущего: Если закон примут в текущей редакции, любые выборы (включая президентские) можно будет фальсифицировать технически, без участия человека.
Потеря доверия граждан: Даже те, кто поддерживает власть, перестанут верить в честность процедуры, что подорвёт стабильность в стране.
Поэтому фракция КПРФ будет настаивать: Отклонить законопроект во втором чтении.
Вернуть к рассмотрению отклонённые поправки, включая:
— Об использовании бумажного бюллетеня как единственного документа для волеизъявления граждан и отказе от ДЭГ.
— Об обязательном подведении итогов голосования по каждому избирательному участку.
— О включении в распечатки протоколов заводских номеров используемых на выборах технических средств.
— Гражданам должны быть предоставлены все гарантии наблюдать за каждым этапом голосования и подсчёта голосов.
Народу России для управления делами государства контролируемым «Единой Россией» комитетом предлагается, фактически, руль, подкручиваемый дистанционно неизвестными лицами.
Борьба вокруг данного законопроекта – это борьба за то, чтобы у граждан Российской Федерации были настоящие выборы. Будет ли настоящая политическая конкуренция или ее и дальше будут заменять декорациями.