Музыкальный Интернационал. Возрождение знаменитого советского проекта «Интервидение»
В субботу вечером у нас не было ни малейших сомнений, что делать. Как что? Конечно же, смотреть возрожденное «Интервидение», знаменитый конкурс песни, проводившийся в странах социалистического содружества и очень популярный в свое время и в нашей стране, и у наших друзей.
После разрушения СССР попытка возродить конкурс предпринималась в 2008 году, но развития не получила. Думаю, тогда еще слишком многие в нашей стране из тех, кто в 90-е получил власть и деньги, всё еще надеялись стать частью «цивилизованного», как тогда говорили, Запада.
К счастью, время всё расставило по своим местам, и запрос на антиколониальную повестку звучит сейчас всё громче и в политике, и в спорте, и в культуре, и в других областях. Хотя, какая может быть культура на международной уровне или тот же спорт без политики? Это как раз те сферы, где страны соревнуются между собой, а в последнее время в обиход вошел термин «мягкая сила». В общем, политики многих стран поняли, что для успеха в мире мало военной и экономической мощи, нужно еще и просто уметь понравиться людям.
И наша страна, Советский Союз, в свое время владела этими навыками блестяще – именно поэтому наше влияние в XX веке так быстро распространилось на огромное количество стран и народов. На пике нашего могущества нам симпатизировали, думаю, как минимум две трети, а то и три четверти человечества. Именно поэтому у нас были самые мощные в мире армия и флот, и множество, множество друзей. Причем, как теперь выяснилось, друзей вполне искренних, благодарных и с хорошей памятью.
Поэтому идея вернуться к советскому опыту продвижения наших ценностей просто лежит на поверхности. Конечно, у нас сейчас нет глобальной, универсальной и крайне симпатичной Коммунистической идеи, которая находила отклик в сердцах непальца и англичанина, американца и жителя Новой Гвинеи. Но запрос на Россию, как на мировую альтернативу, как на один из полюсов нового, более справедливого мира, очень велик. Явочным порядком, вольно или невольно, но после начала СВО Россия возглавила движение против мирового неоколониализма, фактически новый Антиколониальный Интернационал.
Запад, возглавляемый сейчас людьми недалекими и безответственными, сумел подмять под себя и дискредитировать практически все международные структуры, созданные после Второй мировой войны странами-победительницами для мира, дружбы и взаимопонимания между народами. Международное право подменили правом сильного, Олимпийское движение превратилось в свою противоположность, из которого изгоняют совсем уж ни в чем не повинную Белоруссию, зато в первых рядах государство Израиль, демонстрирующее просто страшные, бесчеловечные методы в отношении палестинцев, да и других своих соседей. А уж когда-то вполне веселый песенный конкурс «Евровидение» просто превратилось в позорище, которое стыдно показать детям, да и вообще приличным людям.
Без сомнения, возрожденное «Интервидение» – это очередная и, как оказалось, весьма успешная попытка противостоять неоколониализму в сфере культуры, и очень радует, что первый после СССР конкурс такого масштаба прошел именно в нашей стране.
В субботу на подмосковном стадионе «Live Арена» (отмечу, что название ужасное, пережиток прошлого и от него следует избавиться как можно скорее, заменив на наше) за победу боролись представители 21 страны – Куба («Гуагуанко», Сулема Иглесиас Саласар), Кыргызстан («Только тебе», трио NOMAD, композитор Азат Раимбердиев, певцы Минжашар Мурзаев и Бек Исраилов), Китай («В пути», Ван Си), Египет («Среди всех девушек», Мустафа Саад), Кения («Вкус жизни», Наташа Санайпей Танде), Казахстан («Свет степи», Ернар Садирбаев/Aмре), ОАЭ («Призыв к миру», Саиф Аль-Али), Бразилия («Попкорн с любовью», Лусиану Калазанс & Таис Надер), Таджикистан («Гори», Фаррух Хасанов), Катар («Это именно ты», Дана Аль-Мир), Мадагаскар («Хочу большего для нас», Denise и D-Lain), Колумбия («В мангровых зарослях», Нидия Гонгора), Саудовская Аравия («Просто переживаю», Зейна Имад), Эфиопия («У всех на виду», Нетсанет Султан), Венесуэла («Праздник мира», Омар Аседо), Сербия («Три розочки», Слободан Тркуля & Балканополис), ЮАР («Дом», Mzansi Jikelele), Вьетнам («Фудом тхиен выонг», Дык Фук), Беларусь («Мотылек», Анастасия Кравченко), Узбекистан («Миллий терма», Шохрух Мирзо Ганиев) и Индия («Любовь», Раухан Малик).
Вообще, в первоначальной заявке было 23 страны, но Ярослав Дронов/SHAMAN с песней «Прямо по сердцу» шел вне конкурса, как представитель страны-организатора, а с певицей из США Vassy, которая должна была выступить с песней «Полночь», случилась неприятность – власти Австралии, где певица имеет вид на жительство, официально запретили ей выступать в России. Вот такая демократия, свобода слова и свобода творчества. Больше похоже на новое крепостничество.
Состав международного жюри (по одному от каждой страны-конкурсанта) оказался очень представительным, из профессионалов высочайшего класса, а Колумбию и вовсе представлял посол этой страны Хорхе Игнасио Сорро Санчес, известнейший в Колумбии и далеко за ее пределами дирижер, окончивший, между прочим, в 1974–1978 годах училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, где в 1977 году занял 1-е место на конкурсе хоровых дирижеров, исполняющих произведения советских композиторов.
Несмотря на скандал, США оказались очень даже представлены на конкурсе, пусть и в составе жюри. Американцев представлял целый Джо Линн Тёрнер, звезда класса «А», известная каждому любителю рок-музыки. В рок-музыке всегда было некое разделение на людей, которые поют простые, но милые песни, как, например, «Битлз», и высокопрофессиональные группы с музыкантами, как правило, с серьезным консерваторским образованием. Джо Линн Тёрнер как раз из них – он в качестве вокалиста работал с «Deep Purple», «Rainbow», пел в группе гитариста-виртуоза Ингви Мальмстима.
Однако Джо Линн Тёрнера совсем не следует считать «свадебным генералом» на конкурсе. Он, вполне можно сказать, наш человек. Например, еще в 2015 году музыкант выступил с концертом в Севастополе, причем это был уже второй его визит в Крым.
«К сожалению, я некомфортно себя чувствую в США, я не согласен с политическими решениями. Эта страна сейчас не является той, в которой вырастил меня мой отец. Я нашел для себя новый дом в другой части мира, – говорил тогда Тёрнер на пресс-конференции. – Я ношу кольцо с гербом РФ, потому что я знаю, что правда живет в России. Я вижу, что Россия возрождается и становится сильной. Я безумно люблю крымскую публику. Я был тут несколько месяцев назад и очень рад вернуться».
С приветственным словом к конкурсантам и зрителям обратился Президент России Владимир Путин, а на самом конкурсе присутствовал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Техническая сторона конкурса и вообще шоу была, на мой зрительский вкус, на высочайшем уровне. Может, я что-то пропустил, но я не услышал песен на английском языке, и это очень важно в наше время. Увы, английский язык сейчас воспринимается как язык неоколониализма. Хотя, разумеется, сам язык ни в чем не виноват, на нем создано множество великих произведений, и даже надпись на могиле Карла Маркса «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» выполнена на английском.
Тем не менее я все-таки надеюсь, что название стадиона «Live Арена» после «Интервидения» переименуют во что-то более для нас родное, как стадионы «Спартак» и «Динамо», которые по бумагам тоже какие-то там «арены», но все называют их сейчас на родной манер.
Сами выступления представляли собой удивительное и, на мой взгляд, очень перспективное сочетание национальных культур с самыми современными стилями и технологиями. Подробно описывать не буду, это неблагодарное занятие, всё равно как пересказывать вкус красной икры. К счастью, если кто не видел, возможностей посмотреть конкурс в записи сейчас достаточно.
Из выступлений мне понравились почти все, хотя и резало ухо, что уж не знаю с какими целями привычные нам Белоруссию и Киргизию называли на политкорректный манер «Беларусь» и «Кыргызстан». Что, впрочем, нисколько не снизило художественной ценности выступлений. А Киргизия вообще до последнего боролась за первое место с Вьетнамом, который просто-таки вырвал победу. И это было здорово, уж не знаю, как кто, а мы болели за Вьетнам и его представителя Дык Фука, который выступил с песней «Phu Dong Thien Vuong» («Небесный король деревни Пхудонг») – о национальном герое вьетнамского народа Тхань Зионге, символе сопротивления и единства вьетнамского народа, превратившемся из мальчика в великана, чтобы изгнать захватчиков с родной земли. И уж кто, как не вьетнамцы, ставшие в XX веке одним из главных символов сопротивления неоколониализму, знает в этом толк!
И это, я вам скажу, было просто потрясающе! Дык Фук, как будто сошедший с кадров вьетнамской «Матрицы», объединил множество стилей, его композиция (прямо-таки сложно назвать ее просто «песней») сочетала невероятную энергию и сложные ритмы, а видеоряд и сценическое оформление были выше всяческих похвал!
И тем не менее, когда пошло голосование жюри, интрига держалась почти до самого последнего момента. Драматизм голосования дал бы фору финальному футбольному матчу на чемпионате мира в Москве в 2018 году. К слову, Джо Линн Тёрнер тоже голосовал за Вьетнам, и только почти в самом конце голосования победителю удалось вырваться вперед. Уверен, это было абсолютно заслуженно, и мы все поздравляем Дык Фука и наших вьетнамских братьев с заслуженной победой.
А всех нас я поздравляю с прекрасным праздником музыки, соединившем в себе все континенты. Это был настоящий музыкальный Интернационал, и очень надеемся, что Саудовская Аравия, где планируется провести следующее «Интервидение» в 2026 году, удержит планку на таком же высоком уровне искусства и дружбы!
Дмитрий АГРАНОВСКИЙ, «Советская Россия»