Забота о малышах или рабство за гроши: почему государство не ценит труд воспитателя?
В конце 2024 года, по подсчётам Росстата, в стране дефицит воспитателей составлял 40 тысяч человек, не хватало 26 тысяч младших воспитателей, 9 тысяч музыкальных руководителей, 3,5 тысячи медицинских работников. Число свободных ставок в детских учреждениях растёт год от года: если в 2022 году их было 7%, в 2023-м — уже 9%, а в 2024-м — 10%. И ситуация продолжает ухудшаться. Молодые специалисты не горят желанием идти работать с детьми: с 2022 по 2024 год доля работников до 35 лет здесь снизилась с 20,3% до 17,7%.
И ситуация, конечно, неудивительная. Согласно исследованию рекрутингового сервиса HeadHunter, занимающегося подбором персонала, в числе самых низкооплачиваемых оказались профессии воспитателя и няни. За первые восемь с половиной месяцев 2025-го, по данным СМИ, средняя зарплата воспитателей и нянь составила 47,4 тысячи рублей.
Складывается парадоксальная ситуация: на словах власти борются за увеличение рождаемости, регулярно докладывают о том, сколько создали разного рода программ, чтобы семьи с детьми чувствовали поддержку от государства, как заботятся о подрастающем поколении, но забывают о другом немаловажном аспекте, касающемся деятельности дошкольных учреждений. Забывают о людях, которым доверены дети — наше будущее, как любят говорить чиновники.
Получается, что воспитатели в детских садах, которые большую часть суток проводят с малышами, помогают в развитии детей и несут ответственность за их безопасность, находятся в самом уязвимом и униженном положении. Работа воспитателем заключается не только в присмотре за детьми, необходимо обладать специальными знаниями в области педагогики и психологии, быть стрессоустойчивым.
Казалось бы, такой сложный труд, тем более связанный с детьми, априори не может быть низкооплачиваемым. Однако сегодня мы видим, что престиж профессии упал просто до плинтуса. Изматывающие нагрузки, в том числе переполненные группы, нищенская зарплата приводят к бегству педагогов из детских садов, нарастанию дефицита кадров. На оставшихся педагогических работников падает вся нагрузка уволившихся.
Есть ещё один немаловажный момент. Сегодня власти гордо говорят о том, что определить ребёнка в детский сад не составит никакого труда. В частности, как следует из данных мониторинга доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, проведённого минпросвещения РФ, на 1 марта нынешнего года по Российской Федерации был достигнут показатель доступности аж 99,69%. По Центральному федеральному округу, куда входят в том числе Москва и Московская область, он достиг 100%. То есть получается, все дети до трёх лет обеспечены местами в детских садах.
Не будем спорить с приведёнными данными. Допустим, что это так. Однако есть и подводные камни, которые порой сводят на нет всю эту доступность. А именно: переполненные группы, насчитывающие по 35 и более воспитанников!
Приведу пример из личного опыта. Мой сын является воспитанником одного из детских садов Подмосковья. Когда он пошёл в сад, ему было 2 года и 1 месяц, но многим его согруппникам не исполнилось и двух лет. Спустя пару месяцев в саду была расформирована соседняя группа из-за отсутствия воспитателей и ещё около 10 детей добавлены в нашу. Как итог — 34 малыша по списку!
Детишки в этом возрасте ещё не все приучены к горшку, не все умеют одеваться, кто-то тяжело привыкает к садику, много плачет. Какая нагрузка при этом ложится на воспитателя? А если ещё вдобавок нет постоянной няни, как было в нашем случае, и воспитатель работает по 12 часов (тоже, как у нас)? Формально все дети получили место в саду, а на деле что? Как успеть за всеми проследить, чтобы не причинили вред ни себе, ни другим, не ходили мокрыми, как всех успеть одеть на прогулку, чтобы не стояли в группе вспотевшими, ожидая своей очереди? Приходится, конечно, как-то выкручиваться, звать на помощь других сотрудников сада, но должно ли быть так, нормально ли это? Конечно, нет. Кроме того, что немаловажно, увеличивается число детей в группе — в разы увеличивается риск заболеть у ребёнка.
Плюсом ко всему идёт весьма непростая работа с родителями, и к каждому необходимо найти подход, нужные слова, ведь приходится порой отвечать в том числе и на малообоснованные претензии со стороны мам и пап, что также является стрессовой ситуацией для педагога, с которой он должен уметь справляться.
Почему воспитатель в нашей стране поставлен в такие рабские условия? А ведь от качественного дошкольного образования во многом зависят развитие ребёнка уже в школьные годы и его дальнейшие успехи. Для чего власти стараются стимулировать рождаемость, если детям приходится потом находиться в таких условиях?
Сегодня эти вопросы по-прежнему остаются без ответа. А педагоги детских дошкольных учреждений в сети делятся наболевшим: «После поднятия оклада срезали стимулирующие, зарплата стала меньше, чем до повышения. Говорят, нет денег в бюджете, ударили по карманам знатно. Думаю об увольнении».
«Свердловская область, оклад 32 тысячи», «Пермский край, оклад 18600», «Нижний Новгород, оклад 17116», «Карелия, оклад 11720», «Вологодская область, с категорией оклад 13700, без категории 8500», «Красноярск, 17000 без категории». «Ярославская область. Базовый оклад 8300. Вместе с надбавками 21640. Доплачивают до МРОТ. И у кого нет категории, тоже получают МРОТ».
А чтобы получить категорию, с которой зарплата увеличивается всего-навсего на пару тысяч рублей, нужно пройти все круги ада, признаются педагоги. «Чтобы заработать прибавку три тысячи за высшую категорию, надо стать практически учёным, — иронизирует одна из воспитателей, — создав миллион аналитических справок и сто тысяч положений на каждый конкурс».
Уже давным-давно нашим властям следует задуматься о разрешении острой проблемы, которая сегодня стоит на повестке дня, — необходимости повышения престижа профессии воспитателя, привлечения молодых квалифицированных кадров. Для этого надо прежде всего решать вопрос с достойной оплатой труда. Ведь сегодня, в условиях дефицита, порой к работе с детьми допускаются те, кто не должен с ними находиться. К сожалению, не редкостью становятся истории, когда воспитатели или няни в детских дошкольных учреждениях бьют и унижают детей.
Среди последних скандалов, завершившихся возбуждением уголовного дела в отношении так называемого педагога, — случай в детском саду в Новороссийске. Там воспитатель обматерила и ударила по лицу двухлетнюю девочку за то, что та не хотела есть. Увы, в интернете таких случаев можно найти довольно много. И это отчасти результат всё того же дефицита кадров, когда приходится брать не того, кто горит своим делом, любит работать с детьми, а хоть кого-то, примерно подпадающего под требования.
Такого быть не должно. И только лишь мизерной индексацией зарплаты тут не отделаться. Нужно проводить серьёзную системную работу в этом направлении, добиваясь того, чтобы профессия воспитателя стала почётной, уважаемой и высокооплачиваемой.
Алёна ЕРКИНА, газета "Правда"



