Коммунисты уверены, что нынешний закон противоречит Конституции
До 31 декабря российские регионы должны определиться с порядком отзыва губернаторов. Между тем, по информации «НГ», Компартия готовится оспорить в Конституционном суде нормы соответствующего федерального закона, ставшего модельным документом для восьми десятков областей, краев и республик. КПРФ настаивает: и модель, и ее будущие производные в регионах противоречат Основному закону страны, поскольку нарушают тайну волеизъявления граждан.
Напомним: сегодня, чтобы отозвать с поста губернатора, нужно сначала создать инициативную группу, которая через суд должна доказать, что он не исполняет обязанностей или допустил серьезное злоупотребление своим положением. В случае победы инициативная группа проводит опрос граждан, и если четверть населения региона поддержит требование об отзыве, Заксобрание поставит вопрос на голосование.
Глава юрслужбы КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев называет такой порядок «издевательством над здравым смыслом и попыткой ввести граждан в заблуждение», поскольку на самом деле процедура отзыва невыполнима: «Мы начали прорабатывать вопрос об обращении в КС с вопросом о соответствии этого закона Конституции РФ. Если мы идем по пути строительства правового государства, оппозиция должна иметь очень простые, понятные и прозрачные правила для отзыва всех выборных должностных лиц. Включая губернаторов и депутатов».
Региональные законы, ориентирующиеся на федеральную модель, «предельно затруднят процедуру и фактически исключат отзыв губернаторов», – уверен профессор кафедры конституционного и муниципального права Высшей школы экономики Илья Шаблинский.
Главная претензия коммунистов к нынешней процедуре отзыва региональных начальников, кроме ее громоздкости, – нарушение принципа тайного голосования.
Заметим, что в отличие от прежней Конституции нынешняя не содержит главы об избирательной системе. В ней всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании закрепляется только применительно к выборам президента. Однако Основной закон содержит (ст. 15) указание на то, что эти принципы в равной степени обязательны для всех выборов в России. Потому что, согласно этой статье, общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ.
Всеобщая декларация прав человека (п. 3 ст. 21) гласит: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 25) провозглашает для каждого гражданина право «голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании».
Целый ряд статей российского законодательства защищает свободу волеизъявления людей на выборах и референдумах. То есть – сохранение тайны этого волеизъявления. Такой порядок прописан в законах «О выборах президента РФ», «О выборах депутатов Госдумы», «О референдуме РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления» и т.д. Эксперты, опрошенные «НГ», считают, что требование о предоставлении подписей граждан за отзыв губернатора тождественны нормам референдума. Кстати, в международной практике сохранению тайны сегодня способствует переход на голосование с помощью электронных карт.
Закон об отзыве губернаторов в его нынешнем виде противоречит не только Конституции, но и Уголовному кодексу. Там есть статья, карающая за нарушение тайны голосования заключением до одного года. А если это действие совершено «группой лиц по предварительному сговору или организованной группой», тюремный срок увеличивается до пяти лет. Возникает вопрос: можно ли приравнять к такой «группе лиц» инициативную группу, которая примется собирать у граждан подписи против действующего губернатора, тем самым нарушая тайну волеизъявления граждан? «Ни один нормальный человек не поставит свою подпись в таких условиях, – уверен Вадим Соловьев. – Зачем это ему? Чтобы его потом вычислили на работе? Или в вузе? Что от тебя останется, если ты имеешь отношение к муниципальной службе?»
На самом деле далеко не во всех государствах существуют законы об отзыве представителей выборной власти, напоминает Илья Шаблинский. На взгляд эксперта, гораздо логичнее было бы предпринять усилия для проведения честных выборов с равными возможностями для всех политических партий: «Это важнее, чем институт отзыва. Который важен в основном для районного уровня. Однако процедура должна быть ясной и четкой. Отзыв должен строиться на тех же принципах, что и выборы. Законы, которые примут в регионах, Конституции соответствовать не будут – так же как и соответствующая федеральная модель».
Особенно ущербным выглядит закон об отзыве губернаторов (как и его восемь десятков производных) в российских реалиях. Отсутствие политической конкуренции ставит граждан перед выбором – либо согласиться с существующим порядком вещей, либо в одиночку сражаться с бюрократической машиной.
Александра Самарина
материалы: Независимая Газета © 1999-2011 |
Опубликовано в Независимой Газете от 07.12.2012
|