Госдума озаботилась патриотизмом в школах
В Госдуме, как стало известно «НГ», готовится ряд инициатив, связанных с пропагандой патриотизма среди школьников. Парламентарии хотят вернуть в учебную программу уроки политинформации. Также в нижнюю палату осенью поступит предложение об обязательной военной подготовке в средних и старших классах, где учеников научат обращаться с оружием. По мнению экспертов «НГ», депутаты не думают о последствиях. К тому же, говорят они, советский опыт показывает, что подростки не особо интересуются политикой, особенно когда их принуждают.
Как выяснила «НГ», депутаты КПРФ готовят законопроект о возвращении в школьную программу урока политинформации. Предполагается, что он будет идти два раза в неделю и попадет в список экзаменационных предметов.
Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев настаивает на необходимости возрождать советские традиции в школах: ученики, говорит он, как и прежде, должны выступать перед своими товарищами с докладами о политической ситуации в стране, обсуждать с учителями вопросы патриотического характера. Стены учебных классов, по его словам, должны украсить символика страны, различные памятки с историческими датами и громкими именами, а на переменах – зазвучать российский гимн. По словам Соловьева, нужно возрождать и молодежно-патриотические организации вроде пионерлагерей. «В законопроекте мы предусмотрели для школьников практику, – продолжает собеседник «НГ». – В свободное от занятий время они могли бы заботиться об одиноких пенсионерах, пожилых учителях и ветеранах».
В «Единой России» одобрили инициативу коммунистов, но решили внести туда свои коррективы. По словам единоросса Олега Савченко, его коллеги проводят регулярные беседы со школьниками на патриотические темы. «Теперь нужно обязать местных депутатов ежемесячно посещать школы и обсуждать с детьми наиболее острые политические темы», – заявил он в разговоре с «НГ». Любовь к родине, считает депутат, нужно прививать и поездками по историческим местам. Поэтому в его законопроекте предусмотрены обязательные экскурсии школьников по таким сакральным местам, как Мамаев курган или Брестская крепость и т.д. Часть затрат на них, говорится в документе, должен оплачивать муниципальный бюджет.
Еще одно предложение депутата – предусмотреть в школах два новых факультативных занятия. «На первом школьникам должны транслировать советские фильмы: документальные либо художественные, но близкие к историческим фактам», – говорит Савченко. Второй предмет, по его мнению, полезен для трудных подростков, он будет посвящен основам семейных ценностей.
В ЛДПР возмутились законодательной активностью коллег. Поскольку все озвученные ими идеи, по словам депутата Романа Худякова, изначально принадлежали либерал-демократам: «Между фракциями всегда так: ЛДПР что-то придумывает и вносит, а прочие партии пользуются нашими идеями – выдвигают их потом как свои». Между тем осенью ЛДПР внесет в Госдуму проект о преподавании ученикам средних и старших классов военно-патриотического воспитания. Обращаться с оружием, говорят в партии, нужно уметь еще со школьной скамьи. На уроке школьников научат разбирать и собирать оружие, стрелять из него. Худяков уверен, что таким образом можно решить и актуальную на сегодняшний день проблему уклонистов от Российской армии. «Военная подготовка для школьников была при СССР, и это действительно мотивировало их вставать на защиту родины». «Каждый россиянин – взрослый или маленький – должен уметь владеть оружием, – считает Худяков. – Если будет военная агрессия против России, любой человек должен стоять на страже своей родины». Девочек на этом уроке, по его словам, будут учить оказывать первую медицинскую помощь. Эксперт подчеркнул, что в Министерстве обороны положительно откликнулись на инициативу либералов.
Однако в «Справедливой России» отказались поддержать думских коллег. «Для чего нужен урок политинформации? Патриотизму невозможно обучить – человек либо любит свою страну, либо нет», – заявил «НГ» депутат-эсэр Михаил Емельянов. По его словам, такие предметы, как история и литература, априори должны воспитывать в человеке патриота. Но вопрос в другом – как их сегодня преподают? Полюбить свою страну вначале должны преподаватели, уверен депутат: «И на законодательном уровне начинать нужно со статуса педагогического работника». В начале сентября нижняя палата рассмотрит законопроект СР, который приравнивает учителей в плане социальных льгот и выплат к госслужащим. «Если учитель материально обеспечен и верит в свою страну, то он может воспитывать в этой вере и молодое поколение. А если он сидит на минимальной зарплате и обижается на власть, какое там может быть патриотическое воспитание?» – говорит Емельянов.
Пышно патриотические предложения думских партий раскритиковал и сопредседатель РПР–ПАРНАС Борис Немцов. Он утверждает, что школьникам на уроках политинформации будут внушать одну точку зрения – кремлевскую: «Все эти инициативы нужны лишь для того, чтобы зомбировать наиболее доверчивую и незащищенную долю населения. Дети верят в то, что им говорят. И депутаты лицемерно решили этим воспользоваться. В результате мы получим моральных роботов, которым промыли мозг рассказами о демократии, плохой оппозиции и хорошем президенте».
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин утверждает, что «депутаты ушли в детство»: «Это, на мой взгляд, большое желание вернуть эпоху, где были игра «Зарница», пионерлагеря, политинформация. Но человеческая память всегда старается сохранять хорошие воспоминания. Зато о настоящих результатах этой патриотической пропаганды в СССР они, по-видимому, забыли». По словам эксперта, к урокам политинформации советские ученики относились несерьезно: одни смеялись над ними, другие пропускали их мимо ушей. В результате, продолжает Макаркин, обучение превратилось в формальность: «Школьники выбирали конформистский вариант – один читает, другие слушают. Но ни те, ни другие не интересуются событиями. Это скорее была обязанность». Собеседник «НГ» уверен, что в юном возрасте мало кого заинтересует, например, речь политика либо события в Никарагуа. Притом, продолжает он, политинформации должны были транслировать только официальную точку зрения: «Не было возможности ее оспорить, а высказать свою точку зрения считалось нецелесообразным». Эксперт рассказал забавную историю из собственного детства: «Однажды я в свою политинформацию включил сообщение о раскрытии заговора в одной азиатской стране. С перечислением фамилий изменников. Россия была возмущена их действиями. Но через несколько недель выясняется, что один из изменников становится генсекретарем центрального комитета тогдашней Коммунистической партии. И приоритеты резко изменились – российские власти оказали ему глубочайшее почтение и поддержку. А я, получается, остался виноват – ведь дезинформировал своих товарищей».
В воспитании патриотизма среди подростков нет ничего предосудительного. Но сегодня многие скептично относятся к подобным инициативам депутатов, понимая, что чаще всего они являются частью политической кампании.
Екатерина Трифонова
http://www.ng.ru/politics/2014-08-19/1_patriotism.html
Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт.