Минюст научит Госдуму принимать законы

11:58, 12 январь 2015
1 369
0

 

Минюст подготовил законопроект, регламентирующий процесс законотворчества и правоприменения (опубликован в конце декабря на едином портале раскрытия информации). Как следует из пояснительной записки, документ призван решить проблему качества нормативно-правовых актов и их эффективного применения.

Проект детально описывает иерархию законов и их «жизненный цикл» — от планирования до прекращения действия. Законотворческая деятельность должна вестись по плану, настаивают в Минюсте, текущее планирование — на срок до двух лет — и перспективное — на три года и более. Правотворческий орган вправе поручать подготовку нормативного правового акта другим организациям. Проекты законов могут быть вынесены на общественное обсуждение, правительственные инициативы должны проходить антикоррупционную экспертизу. Проект устанавливает общие требования к текстам законов — так, в них не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор. Типовые правила по их юридико-техническому оформлению должно принимать правительство.

Депутат Госдумы Вадим Соловьев говорит, что такие правила действуют и сейчас: совет палаты регулярно утверждает план законопроектной деятельности, а от граждан в Думу приходят сотни предложений и на каждое депутат должен ответить. Проблема в том, что Дума не обязана рассматривать даже проекты, получившие статус общественной инициативы (собравшие более 100 000 авторизованных подписей), а 95% региональных проектов вязнут где-то на уровне комитетов.«Закон о законах» очень нужен, но только если там будет подробно прописана сама процедура законотворчества, в противном случае чиновникам будет очень просто обойти правила, которые они сами напишут, предупреждает депутат.

Представитель правительства в высших судах Михаил Барщевский считает, что важен сам факт принятия такого закона — даже если он обобщает уже существующие нормы: «Пусть проект не содержит правил оформления нормативных актов, но он предусматривает их обязательное появление». А потом уже их можно будет отрегулировать, чтобы отфильтровать и популистские проекты, и «осенне-весенние» инициативы.

Идея «закона о законах» — один из вечно возвращающихся законотворческих призраков, отмечает доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман. Она напоминает, что на неритмичность и непредсказуемость правотворчества публично жаловались и руководитель Главного правового управления президента Лариса Брычева, и председатель Совета ФедерацииВалентина Матвиенко, сказано об этом и в свежем отчете Думы о состоянии законодательства. Но законодательное планирование возможно при одном условии — если перестать использовать закон как средство быстрого реагирования на вызовы дня и меняющуюся политическую конъюнктуру, подчеркивает эксперт: «Это значит принимать новые законы редко и медленно. На такое не готовы ни Дума, ни исполнительная власть — более того, этого не позволяет конструкция нашей правовой системы. У нас и не прецедентное право (когда нормотворцем является суд), и не указное (когда страна управляется распоряжениями главы государства). У нас правовой единицей является федеральный закон».

 

http://www.vedomosti.ru/politics/news/38131871/zakon-o-zakonah
 
Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт.
Комментарии (0)
Добавить
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив