Минюст научит Госдуму принимать законы
Минюст подготовил законопроект, регламентирующий процесс законотворчества и правоприменения (опубликован в конце декабря на едином портале раскрытия информации). Как следует из пояснительной записки, документ призван решить проблему качества нормативно-правовых актов и их эффективного применения.
Проект детально описывает иерархию законов и их «жизненный цикл» — от планирования до прекращения действия. Законотворческая деятельность должна вестись по плану, настаивают в Минюсте, текущее планирование — на срок до двух лет — и перспективное — на три года и более. Правотворческий орган вправе поручать подготовку нормативного правового акта другим организациям. Проекты законов могут быть вынесены на общественное обсуждение, правительственные инициативы должны проходить антикоррупционную экспертизу. Проект устанавливает общие требования к текстам законов — так, в них не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор. Типовые правила по их юридико-техническому оформлению должно принимать правительство.
Депутат Госдумы Вадим Соловьев говорит, что такие правила действуют и сейчас: совет палаты регулярно утверждает план законопроектной деятельности, а от граждан в Думу приходят сотни предложений и на каждое депутат должен ответить. Проблема в том, что Дума не обязана рассматривать даже проекты, получившие статус общественной инициативы (собравшие более 100 000 авторизованных подписей), а 95% региональных проектов вязнут где-то на уровне комитетов.«Закон о законах» очень нужен, но только если там будет подробно прописана сама процедура законотворчества, в противном случае чиновникам будет очень просто обойти правила, которые они сами напишут, предупреждает депутат.
Представитель правительства в высших судах Михаил Барщевский считает, что важен сам факт принятия такого закона — даже если он обобщает уже существующие нормы: «Пусть проект не содержит правил оформления нормативных актов, но он предусматривает их обязательное появление». А потом уже их можно будет отрегулировать, чтобы отфильтровать и популистские проекты, и «осенне-весенние» инициативы.
Идея «закона о законах» — один из вечно возвращающихся законотворческих призраков, отмечает доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман. Она напоминает, что на неритмичность и непредсказуемость правотворчества публично жаловались и руководитель Главного правового управления президента Лариса Брычева, и председатель Совета ФедерацииВалентина Матвиенко, сказано об этом и в свежем отчете Думы о состоянии законодательства. Но законодательное планирование возможно при одном условии — если перестать использовать закон как средство быстрого реагирования на вызовы дня и меняющуюся политическую конъюнктуру, подчеркивает эксперт: «Это значит принимать новые законы редко и медленно. На такое не готовы ни Дума, ни исполнительная власть — более того, этого не позволяет конструкция нашей правовой системы. У нас и не прецедентное право (когда нормотворцем является суд), и не указное (когда страна управляется распоряжениями главы государства). У нас правовой единицей является федеральный закон».