В Твери готовится крупнейшая за последние годы акция против сокращений
В Твери готовится самый масштабный за последнее время митинг с участием рабочих вагоностроительного и транспортного предприятий из-за сокращений. Заводское руководство более суток уговаривает рабочих на улицы не выходить.
Борьба за митинг
В среду до позднего вечера продолжались переговоры между руководством Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ) с профсоюзным активом завода, где обсуждались перспективы отказа от проведения митинга, который работники предприятий решили провести из-за предстоящих массовых сокращений. Об этой встрече РБК сообщил зампредседателя профкома завода Герман Головонихин( профком – заявители митинга). Утром в среду он подтвердил готовность организации провести в пятницу на одной из площадей Твери митинг сотрудников ТВЗ. Власти города ранее согласовали мероприятие с числом участников до 3 тыс. человек.
Депутат Тверской областной думы от КПРФ Артем Гончаров рассказал РБК со ссылкой на слова выходивших в среду со встречи сотрудников завода, что в собрании принимает участие генеральный директор «Трансмашхолдинга» (ТМХ, основной акционер предприятия) Андрей Андреев и руководство ТВЗ. «Они уговаривают актив профкома не проводить митинг, а организовать общезаводское собрание на территории завода, чтобы избежать публичного мероприятия. Но настрой профсоюза – на улицы города все-таки выходить», – сказал Гончаров.
Депутат Госдумы от Тверской области, коммунист Вадим Соловьев рассказал РБК, что КПРФ поможет митингующим со звуковой аппаратурой и листовками. Основной лозунг на митинге – «Нет увольнениям!», должны также прозвучать требования о помощи к федеральному правительству, говорит Соловьев.
На митинг собирались прийти также сотрудники еще двух предприятий, говорит Гончаров, «Центросвармаша» и МУП «Горэлектротранспорт», обслуживающего трамваи и троллейбусы Твери. Председатель профкома «Горэлектротранспорта» Лариса Кузнецова подтвердила РБК намерение присоединиться к митингующим. Это предприятие вступило в процедуру банкротства, до 15 мая оно находится под наблюдением городской антикризисной комиссии. «После этой даты вопрос будет стоять так: будут в Твери ходить трамваи и троллейбусы или нет», – рассказала Кузнецова.
Эта акция может стать одной из крупнейших в городе за последнее время. Для Твери это очень крупное событие, так как ТВЗ – это самое большое предприятие в городе, отмечает политолог Ростислав Туровский. Эксперт не может вспомнить массовые протесты со стороны рабочих в недавнем времени. После начала экономического кризиса это первая крупная акция протеста в стране, констатирует эксперт.
Недавнее исследование эксперта КГИ Михаила Дмитриева, предсказавшего массовые акции 2011–2012 годов, фиксирует, что население стало равнодушно к политическим протестам, но может поддержать новую волну экономических выступлений.
Причины сокращений
ТВЗ, крупнейшее в России и СНГ предприятие по производству пассажирских вагонов, приостановило работу с 9 февраля до 10 марта. К июню 2015 года администрация завода планирует сократить 30% сотрудников в связи с незагруженными производственными мощностями – тогда без работы останутся 1967 человек. Об этом СМИ заявила председатель профкома Тверского вагоностроительного завода Лидия Жарняк.
ТМХ контролирует 50,7% акций ТВЗ, еще 42,5% находятся в собственности ОАО «Уралвагонзавод». С начала года заводы ТМХ не получают заказы от своего основного партнера – РЖД. У ТВЗ пока подтвержден заказ на 25 пассажирских вагонов для «дочки» РЖД, Федеральной пассажирской компании, то есть всего 2% от его мощности, рассказал РБК близкий к заводу источник. У РЖД нет денег на инвестиционную программу, поскольку Минфин задерживает выкуп инфраструктурных облигаций на 100 млрд руб., из которых монополия и должна расплачиваться с поставщиками, объяснили РБК два источника, близких к обеим сторонам. Представители «Трансмашхолдинга» и РЖД отказались комментировать ситуацию на ТВЗ.
Реакция властей
Во вторник губернатор Тверской области Андрей Шевелев заявил, что ответственность за судьбу завода лежит на его собственниках. «Попытки связать нынешнюю ситуацию на заводе с новыми экономическими условиями некорректны», – сказал он, отметив, что предприятие должно было «работать с каждым человеком, готовить предложения по переподготовке по профессиям и содействовать в их трудоустройстве на других предприятиях».
Близкий к руководству ТВЗ источник не исключает, что администрация области обращалась к руководству завода с просьбой отменить митинг. Но менеджмент завода на это не влияет, митинг организуют профсоюзы, говорит он.
О проблеме завода заговорили и в Москве. 13 февраля вице-премьер Аркадий Дворкович дал поручение в течение двух недель проработать возможные варианты закупок продукции завода российскими компаниями, чтобы обеспечить загрузку производственных мощностей и заложить основы для долгосрочных проектов. Во вторник у министра промышленности и торговли Дениса Мантурова состоялось еще одно совещание по ситуации на ТВЗ, где были рассмотрены «конкретные предложения по загрузке завода». Они лягут в основу «дорожной карты», которая будет представлена на утверждение председателю правительства.
В среду президент Владимир Путин поручил главе Минтранса Максиму Соколову проверить обоснованность сделки по покупке 140 вагонов в Испании для нужд РЖД. Он сказал, что выделяемые в рамках антикризисных мер средства РЖД на покупку подвижного состава не должны идти на приобретение вагонов за рубежом. Однако мощности только ТВЗ, где ждут заказа на 1200 вагонов в год, несопоставимы с заказом на 140 вагонов.
«У власти есть возможность канализировать протест в нужную сторону - к РЖД. Все знают – вмешается Путин, будут заказы, как с Пикалево», – говорит политолог Константин Калачев. Другое дело, если в результате угрозы митинга ТВЗ получит заказ, это может вызвать цепную реакцию на других предприятиях, которые остаются без заказа, отмечает эксперт. «Пока же это сугубо экономическая повестка, не имеющая какой-то окраски», – рассуждает Калачев.
Лола Тагаева, Фарида Рустамова, Анатолий Темкин
http://rbcdaily.ru/politics/562949994049009
Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт.